Мои письма в газету "Известия" 2001-2002 гг.

 

11 января 2001г. Как я понимаю приватизацию

Никак не могут даже некоторые "крайне либеральные" экономисты понять сущность приватизации.

Приватизация - это не продажа государственной собственности с целью получения прибыли! Приватизация - это избавление государства от собственности, с которой оно, государство, не может справиться. Классический пример - в Германии в свое время продавалось предприятие за одну марку.

А вот пример из нашей действительности. Мой сосед по даче купил мотоблок. Маялся он с ним два года - начинает барахлить в самые ответственные моменты, да и силенок в 63 года у работника умственного труда не хватает ворочать 80-килограммовый агрегат. В итоге взял и просто отдал бесплатно недешевую вещь деревенскому толковому парню. И тот теперь пашет - и моему соседу, и себе, и почти всей деревне с выгодой для себя.

Думаю, что Чубайс именно так, как мой сосед, понимает смысл приватизации. Наши государственные предприятия уже в 1992 году все проржавели, и ЕЭС ржавеет, как тот самый мотоблок, в государственных руках. Пока не поздно, нужно его отдать (а лучше, конечно, продать как можно дороже, коль скоро есть претенденты) "толковым парням".

Георгий Трубников, Санкт-Петербург

 

17 марта 2001г. В подборке "Ужас стал его другом"

Человек на войне

            Прошло больше пятнадцати лет, но я хорошо помню этот разговор с Андреем, офицером-афганцем, приехавшим в отпуск. Он с детства бредил военной историей и военной техникой, он не мыслил себе другой профессии, а когда началась война, он, курсант, молился, чтобы успеть попасть на нее. Излагаю его рассказ своим языком, оставляя смысл. 

«Вот привозят нам фильм. Если там есть эпизод с поцелуем, я первый начинаю хохотать. И вот уже и солдаты хохочут и орут: «Давай, кореш, заваливай!» Тот же хохот стоит, когда на экране мелькнет кусочек обнаженного тела.

Во-первых, нам лишние поводы для эрекции не нужны. Публичных домов в нашей армии нет.

Но главное – нам всякие там нежности противопоказаны. Мне во взводе не нужны сентиментальные хлюпики, пусть лучше будут отпетые циники. И природой нам любоваться вредно. Там за каждым красивым утёсом душман сидит, тебя подкарауливает. Взвод постоянно должен ощущать себя стаей хищников, объединившихся для охоты и самозащиты. Мы должны быть хитрыми по отношению к врагу, а взвод – это просто единый организм, где у каждого органа своя задача. Раздумывать некогда, главное – быстрая реакция.

Это пускай на политзанятиях болтают: «Есть такая профессия – защищать Родину». Мы-то знаем, что наша профессия сегодня – убивать. У нас выбора нет: либо ты, либо тебя. Вот так я солдата и воспитываю, для его же пользы».

 

Ненавижу войну. Война – узаконенное убийство, война души человеческие калечит.

Ох, не хотел бы я быть судьей полковника Буданова...

 

23 июня 2001г. В подборке «Жертвоприношение»

«Мужик, который на войне не был - все равно, что баба не рожавшая, так, попусту живет». Строчки эти принадлежат Войновичу. Солдат Иван Чонкин. Суровая правда. Другой, наверное, и не бывает". - цитата из письма некого читателя.

 

Ох и икается сейчас бедному Войновичу от такой трактовки его ироничной повести!

Речь ведь не о войне, а о влиянии  воспитания на формирование общества. Так называемое патриотическое воспитание в советской школе было исключительно военно-патриотическим. Романтизация военных событий, героика, напоминания о национальности бывших врагов, настороженность к вероятному противнику - все это исподволь внушалось многим поколениям школьников. Их готовили к войнам. Молчаливо предполагалось, что рано или поздно каждому придется воевать.

Этот стереотип до сих пор существует, его необходимо изживать. Любовь к Родине воспитывается изучением ее культуры. В советские времена перестало изучаться краеведение, оно необходимо. А для военной подготовки существует армейская служба.

Полезно ли молодому человеку послужить в армии?

Были годы, когда всеобщую воинскую повинность можно было рассматривать как положительное явление для, скажем, деревенских парней, которые получали возможность расширить во время службы свой кругозор, увидеть иные края,  действительно пройти полезную школу. Но это было очень давно. Неуставные отношения настолько пронизали армию, что кроме вреда она ничего не может принести молодому человеку. Офицеры не обеспечивают воспитательной работы не столько из-за недобросовестности, сколько принципиально. Если с этими солдатами ему придется вместе воевать, то он вовсе не заинтересован в том, чтобы они были пацифистски настроены. Ему нужны бойцы, лишенные сентиментальности, агрессивные, равнодушные к своей и чужой боли. Но воспитывать в таком духе все мужское население страны - безумие. Необходимость военной реформы определяется и этим фактором, а не только экономическими и военными соображениями.

Всеобщая воинская повинность должна ограничиваться несколькими месяцами военной подготовки. Армия  же должна строится на профессиональной основе. Наука говорит о том, что существует достаточное количество людей, психологически расположенных к воинской службе - они даже образуют своеобразное «казацкое» сословие. Людей для профессиональной армии хватит

20 октября 2001г. "Когда говорят пушки, музы молчат"
МОЗГОВОЙ ШТУРМ (к началу антитеррористической операции США в Афганистане)

Поздно. «Когда говорят пушки – музы молчат». Сколько ни пылай благородным негодованием против этого утверждения – это только констатация факта. Музы, а в данном случае всемирная интеллигенция, не успели создать духовную вакцину против бесноватости, охватывающей разъяренные толпы. А ведь именно в толпах, в массовой ненависти тлеют будущие пожары войн.

Большевики в Циммервальде тоже считали себя единственными трезвыми. Но путь, на который они встали, привел их деньгам от германского генштаба, на которые они успешно изнутри разваливали собственную страну.

Был-таки утешающий исторический прецедент. Победив родину камикадзе, Америка почти силой насадила в ней демократические институты, и это в итоге дало замечательные плоды.

И еще надо бы исключить по отношению к происходящим событиям термин «акция возмездия». Он дезориентирует миллионы людей.

Георгий Трубников

 

10 декабря 2001г

Питерские активисты и сторонники СПС разносят по школам «Черную книгу коммунизма» -  первое историко-публицистическое исследование о глобальных преступлениях коммунистических режимов во многих странах. Директору, завучу или секретарю предлагается просто взять эту книгу бесплатно и расписаться в ведомости, скрепив подпись печатью – для отчетности перед СПС.

Думаете, директор радостно улыбается: «Очень хорошо, наконец-то у учителей будет такое солидное пособие по истории России середины ХХ века. Мы, конечно, рекомендуем использовать «Архипелаг Гулаг», но там не достаточно цифр и фактов»?

Чаще всего за напряженной вежливостью плохо скрываются разнообразные отрицательные эмоции – насмешка, недоверчивость, вплоть до ненависти. Ставят печать – лишь бы поскорее ушел этот пришелец, а там книжку можно запрятать поглубже.

Другие, наоборот, начинают допрос: «А вы откуда?» «А на чьи деньги она издана?» «А почему иностранные авторы?» «А с кем вы согласовали?» И далее: «Все уже устали от идеологии. Мы пропагандой не занимаемся, мы даем знания. Все это было давно, были репрессии, но было и хорошее. Хватит делить людей на правых и левых». Куда-то звонят, советуются, но в конце концов берут.

Некоторые решительно отказываются: «Не буду я ставить печать куда попало и все». В одном из районов РОНО срочно провело совещание с директорами, после чего процент «отказников» резко увеличился.

Отчаяние охватывает от всего этого.

Думаю, что Моисей, поведя свой народ в пустыню, прежде всего отстранил от обязанностей прежних учителей, которые тоже были рабами. Сам лично стал учить самых способных детей, сделав их потом учителями. Поэтому ему понадобилось всего сорок лет.

 

12.01.2002   К дискуссии "Савл стал Павлом"

            Продуктивные элиты далекого прошлого вырастали на сословных почвах. Два высших замкнутых сословия, дворянство и духовенство, поставляли государственных деятелей и деятелей культуры, формируя властную и духовную элиты. В семьях многих поколений дети воспитывались в ясно определенных направлениях, это часто давало прекрасные плоды.
            Предпринимательская элита формировалась уже во всех сословиях. Были помещики, поставившие свои хозяйства на путь промышленной модернизации. Были поповичи, добившиеся успеха благодаря хорошему образованию. Были разбогатевшие купцы из крестьянского сословия. Но была и новая, но типичная схема, описанная во многих романах следующая триада. Первое поколение добывает первоначальный капитал преступным путем. Второе поколение развивает дело на легитимной экономической основе. Третье поколение сознает социально-культурную значимость капитала. Бандит - промышленник - меценат.
            Примерно то же самое происходит и сейчас. Время, правда, уплотняется, трудно уложиться трем человеческим жизням в стремительный исторический процесс. Но все равно будущий представитель элиты формируется в семье. "Новый русский" обязательно купит сыну компьютер и устроит его в хорошую школу. А дальше культура сделает свое дело.
Георгий Трубников

 

2 февраля 2002г. "Наследники Солнцева"

В природе никакой "классовой ненависти" не существует. Но существуют инстинкты, часть из которых мы называем звериными, и с которыми приходится бороться каждому человеку на протяжении своей жизни. И есть эффект толпы, в которой звериные инстинкты человека имеют тенденцию проявляться и усиливаться.
Какое количество людей должно собраться вместе, чтобы начал действовать закон толпы? Не знаю, можно ли вывести общую закономерность, но минимум известен: ДЕСЯТОК ПОСЕЛКОВЫХ ПОДРОСТКОВ способен составить толпу в миниатюре. Я убеждался в этом всю жизнь, начиная с жутких послевоенных времен. И мог бы привести примеры, когда взрослые люди - толковые участковые, заклубами, учителя, тренеры - справлялись с задачей не допустить превращения подростковой компании в банду.

Георгий Трубников

 

15.02.02, с заголовком «Неканоническая» ревность.

Реакция Синода Русской Православной Церкви на решение Папы Римского Иоанна Павла II повысить статус административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епархий говорит о нежелании развивать отношения диалога и сотрудничества.

Создание епархий – внутреннее дело церковной организации, ажиотаж вокруг этого события как раз и есть недружественный акт. РПЦ имеет епархии во всем мире, они управляются архиереями разных санов, это обычная практика для иерархических церквей. Нельзя забывать и о том, что, существует, скажем, Польская Православная Церковь, насчитывающая семь епархий. В заявлении синода об этом сказано: «Наши епархии создаются для окормления русскоязычной православной диаспоры, то есть чад Русской Церкви, находящихся вдали от Родины, а не для ведения миссионерской деятельности среди местного населения». Извините, но Церковь без миссионерской деятельности – это абсурд, поскольку ради этого ее и создал Основатель.

  Упоминание о национальной принадлежности католической паствы: «поляков, литовцев, немцев и так далее» кощунственно вдвойне: перед новозаветными истинами и перед современностью, пытающейся изжить национализм.

  Православие – не нация, не государство, оно не имеет границ и «канонических территорий». Это ветвь христианства, отличающаяся от других ветвей лишь способом разговора с обращаемыми и обращенными в веру истинную. Политика изоляционизма и раздувания разногласий, осуществляемая Московским Патриархатом, противоречит целям, провозглашенным Христом и Его последователями, неверно напутствует православную паству.

Георгий Трубников,

православный христианин,

Санкт-Петербург

 

26 февраля 2002г.

Спорт опять сделали инструментом политики.

Первые подозрения стали закрадываться, когда открытие олимпиады стал «помогать» комментировать Никита Михалков.  Режиссера не интересовали сценические приемы этого театрализованного действа. Он вдалбливал нам одну истину: нужно быть патриотом. Мы обязаны вопить и прыгать при появлении «наших» кумиров – спортивных или политических, одеваться в цвета национального флага и плакать при исполнении гимна. Эту мысль он повторял в течение всего репортажа.

И еще из головы не выходила шутливое словечко Путина, сказанное хоккеистам: «В финал попадете – приеду». Эх, Владимир Владимирович, неосторожно это было! А вице-премьера зачем туда откомандировали? Вот и скопилась там критическая масса чиновников и бутербродных журналистов.

А ведь как непросто мы лечили эту болезнь, и, казалось бы, вылечили. Как шокировала нас поначалу информация о том, что в олимпийском движении есть люди, выступающие против исполнения государственных гимнов! Не добились они, правда, этого, но кое-что в общественном сознании повернулось.

Мы начали понимать, что государство имеет лишь косвенное отношение к спортсмену, добившемуся выдающихся результатов. Конечно, если физкультурой в стране всерьез охвачены практически все дети, то в ней легче найти мальчишку, в чьем росте, весе и реакциях специалист узнает будущего, скажем, прыгуна в высоту. А дальше все просто: его нужно правильно тренировать.

Мы перестали считать государственными преступниками спортсменов, покинувших страну (а как проклинали в свое время первых ласточек – Белоусова и Протопопова!).

Мы поняли, что «болеть» стоит не за «свою» команду, а за классного игрока, своего рода артиста – за Пеле или Сабониса, за какую бы команду он не выступал.

Мы увидели, что чемпион – не обязательно культурный человек и не обязательно хороший гражданин, не нужно делать из него кумира.

Мы узнали о стимуляторах, которые нелегко обнаружить и поняли, что всегда найдутся спортсмены, готовые рискнуть.

Мы задумывались над причиной массовых побоищ на стадионах и стали справедливо связывать эти причины с «патриотизмом» - местным или государственным.

Мы поняли, что спорт для нас – просто зрелище. Порою захватывающее, красивое, возбуждающее, но всего-навсего зрелище. Но не школа любви к Родине. Это очень разные вещи, их опасно путать.

 

Чем сейчас закончится дело? Найдется ли у Путина мудрости приструнить эту свору кормящихся около спорта? Он уже поставлен перед необходимостью сказать свое слово. Посмотрим.

 

Георгий Трубников, Санкт-Петербург.

 

23 октября 2002г. Надуманное противоречие

Меня порадовало сообщение о состоявшейся научно-практической конференции "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования" («Известия» от 11 октября, материал Георгия Ильичева «Божий промысел»). Сарказма по поводу участников конференции и их изречений у меня было не меньше, чем у автора публикации, но я увидел и рациональное зерно. Надо думать, что в администрации президента нашлись люди, сознающие проблему.

А проблема состоит в том, что, как сказал великий Гегель, «народ, имеющий плохое понятие о Боге,  имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы». Наше общество не сделает решительного шага в своем выздоровлении, пока не осознает, что оно не из пены, как Афродита, родилось, а принадлежит к христианской цивилизации, хотя и вступило в это сообщество на тысячу лет позже остальной Европы.

Долг государственной школы перед ребенком, молодым человеком состоит в том, чтобы предоставить ему свободу выбора в самом главном жизненном вопросе -  верить или не верить в Бога. А для этого он должен иметь соответствующие знания. Когда семнадцатилетний выпускник школы не знает о том, что произошло две тысячи лет назад в Иерусалиме - это не только его трагедия, это трагедия общества.

Конкретно же сейчас нужно осознать, что понятие «светское религиозное образование» не содержит внутреннего противоречия и не противоречит Конституции. Антонимом «светского» является «духовное». Религия в наших светских учебных заведениях не должна преподаваться священниками в облачении, детей нельзя на уроках заставлять молиться, вот, собственно и все. Излагать же нравственное учение Христа просто необходимо, а это требует изучения Нового Завета. И здесь светский учитель не обязательно должен скрывать свои убеждения. Повезет именно тем детям, чей учитель будет говорить о Христе и апостоле Павле с любовью, разъясняя высокий смысл их судеб.

Что касается политкорректности в отношении других религий, то эта задача вполне практически решаемая. Это потребует специальных оговорок и изучения религии по группам. Нас только и запугивают этой проблемой, а в результате ислам распространяется, а христианство в нашей христианской стране никак не может возродиться после атеистического тоталитаризма. Пусть светские мусульмане преподают ислам в отдельных группах, а мы будем иметь право посещать эти уроки и узнаем, наконец, должен ли правоверный мусульманин мстить своему врагу, как он должен относиться к «неверным» и многое другое, тревожащее нас.

В том, что "наибольший вред теология принесет православию" есть доля истины, если отождествить православие с его очень влиятельными представителями. Но истинному православию – ветви всемирного христианства – будет только польза.

 

4 ноября 2002 г. «Жулья побольше среди атеистов» (заголовок, как всегда, дан редакцией)

            Читатель Владимир Скворцов (16.10.02) ссылается на положительный опыт своей семьи, объединившейся под флагом воинствующего отрицания всех религий. Такой прием некорректен, да и не целомудрен. И ничего, конечно, не доказывает. Хотя человечеству в третьем тысячелетии и придется решать задачу взаимной ассимиляции.

Но вот откуда он узнал, «что жулье и проходимцы столь же распространены среди церковников и богомольцев, сколь среди безбожников и равнодушных к религии»?!

Если бы это было так на протяжении двух тысяч лет, то европейский мир не создал бы цивилизацию, в которой Россия стремится жить, которая освободила человека и дает возможность жить не только сильным.

Нет, христианская церковь благодаря сочетанию в себе иерархичности и демократизма умела формировать духовно-нравственную и политическую элиту, определявшую путь развития. Разумеется, бывали и издержки и провалы, которые смакуют атеисты, но если видеть исторический процесс в крупном масштабе времени, то он позитивен. И нам это стоит усвоить хотя бы рационально, если уж мы не дорожим своими корнями.

Юрий Побединский

 

Общество вправе судить. (Заголовок редакции).

Пережив шок, предлагаю вернуться к дискуссии об исламе.

Заклинания типа «терроризм не имеет религии и национальности» вполне оправданы со стороны государственных и религиозных деятелей. Они и обязаны так говорить. Но общество вправе выразить сомнение в справедливости этих формул. Куда денешься от факта: буквально все авторы ужасающих террористических актов последнего времени либо мусульмане, либо называют себя таковыми. И это исторический вызов именно исламу. Кто на него ответит? У мусульман нет всемирного единоначалия. Но кто-то должен взять на себя право говорить от имени исламского мира.

Скажут: «Вы что же, предлагаете судить религию?». Во-первых, не религию в ее сакральной части, а нравственное учение и идеологию, проистекающие из религии.

Так, нравственное учение христианства изначально заключалось в Евангелиях, в книгах, написанных в художественной форме. Соответственно, и трактоваться оно могло по-разному, но этому препятствовала непогрешимость слова Папы. В ХХ веке христианское учение было выражено в доктрине (в трудах 2-го Ватиканского Собора), которая написана современным языком, языком документа, не допускает разночтений и обязательна для клира и паствы Римской Католической Церкви. О социальной доктрине РКЦ говорят в светских изданиях совершенно спокойно, никого это не удивляет.

Во-вторых, «судить» не означает «осудить». Как человек, честь которого подвергнута сомнению, сам требует над собой суда, так и полномочные представители ислама могли бы на это пойти.

А пока полномочный орган всемирного ислама не создан, мы, граждане всего мира, имеем право и должны по меньшей мере сформулировать вопросы к идеологии ислама.

Георгий Трубников

К теме «Фашизм крепчал»

Наших бьют!

Диагноз, поставленный Архангельским, абсолютно правильный. Ненависть к чужим – от ближайшего соседа до далекой Америки – фундаментальная черта нашего общества.

Страшная сила ксенофобии состоит в том, что она имеет и биологические корни. Это становится очевидным на примере самых близких к человеку полигамных видов. Проигравшие в схватке с вожаком молодые самцы не просто становятся изгоями, они становятся чужаками. Чужие для всех, они часто объединяются с друзьями по детским забавам и образуют крайне агрессивные стайки.

Как и все другие животные инстинкты, неприязнь к чужаку в человеческом обществе подавляется и изживается воспитанием, культурой. В России, увы, в обозримые времена с воспитанием любви не только к ближнему дела обстояли не лучшим образом, причем именно в деревнях и слободах, выходцами откуда является большинство сегодняшнего населения. «Наших бьют!». Страшные драки поселок на поселок были распространенным явлением даже в послевоенные времена. «Оромантизированных и опоэтизированных драк «стенка на стенку», когда дерутся чистым кулаком, а лежачего не бьют, у нас никогда не было, а было нечто другое...» - это Владимир Солоухин, об этом же свидетельствуют Василий Белов, Василий Шукшин и другие писатели, которых нельзя упрекнуть в презрении к деревне-матушке.

А сегодня? Кто объяснит мальчишке, что такое – быть настоящим болельщиком? Это значит – болеть за действительно классного игрока, радуясь его великолепным финтам и ударам. И не так уж важно, за какую команду он играет. А мы поощряем только противостояние «наши – не наши», не задумываясь, что «нашизм» по отношению к игре уверенно закрепляется как общий стереотип поведения подростка. Вспомните истерику, поднятую электронными СМИ вокруг зимней Олимпиады.

Согласен, что мелкий и средний бизнес надо развивать. Но для излечения общества есть только один стратегический путь: широко понимаемое просвещение. Об эре просвещения мечтали совестливые люди России, всегда оказывавшиеся в подавляемом меньшинстве.

Я написал учебник по обществознанию, где ксенофобии посвящена целая глава. Кому нужен мой учебник?

 

Георгий Трубников, http://gtrubnik.narod.ru

6 ноября 2002 г. 

Для редакции: очень прошу оставить именно этот адрес. Это же ничему не противоречит.

 

Примечание 15 декабря. Испытываю затруднение - переносить ли это письмо из рубрики "Ненапечатанные письма" в "Напечатанные". По формальному признаку - письмо напечатано.  Адрес дан так: gtrubnik.narod.ru 

 

 6 декабря 2002г О статье Александра Архангельского «Фашизм крепчал»

и его же колонке «Сколько будет дважды два»

 

Лекарство от ксенофобии – религиозное образование

<Выход ищите в религии>

Кто первым в истории возвысил голос против ксенофобии? Тот, кто сказал: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенное делаете? Не также ли поступают и язычники?» Может быть, именно в этом и состоял вызов, брошенный Христом первой великой религии, иудаизму.

Как же получилось, что наша христианская страна настолько отравлена ненавистью к чужим, т.е. так далеко ушла от главных идей Основателя Церкви?

Конечно, самой важной причиной является гонения со стороны большевиков. Что там «гонения», это было прямое уничтожение религии. Не могли они позволить, чтобы где-то произносили: «Любите врагов ваших».

Поэтому в заключительной части статьи, которая называется «Что делать?» я ожидал увидеть развитие мысли о религиозном просвещении, ведь именно о нем Архангельский писал в своей колонке совсем недавно, 25 ноября.

А ведь это и есть главное. Только вот называть школьный факультативный курс «Законом Божьим», как предлагает Архангельский, опасно, по-моему. Это название слишком напоминает то, что было до революции, то, что слишком многих еще тогда оттолкнуло от Церкви. Увы, не только большевики виноваты. Вся драматичная история православной Церкви – происхождение от византийской ветви, насильственные крещения, уход в раскол после Флорентийского Собора, синодальный период – все это привело нашу Церковь к состоянию, когда <тому, что>она сама стала проповедницей ксенофобии. И антисемитизм в ней процветает, и католики с протестантами – враги лютые. Конечно, можно надеяться на молодых священников, вдумчиво обращающихся к Первоисточнику, но этот путь будет весьма долог, а преподавать Закон Божий нужно сегодня.

Школьники должны в первую очередь узнать не разницу между ектенией и последованием, а то, что «Возлюби ближнего как самого себя» - это ветхозаветная заповедь, а Христос говорил иначе. Поэтому редактировать учебное пособие к школьному факультативному курсу «Основы христианства» должен такой например, человек, как Сергей Аверинцев, а не митрополит Кирилл.

Юрий Побединский, Санкт-Петербург

.

 Оглавление раздела   Главная страница