«Известия» 30.04.2004

Постмодернизм как национальная идея

Прекрасный текст написал читатель Л. Лисинкер ("Страна развитого постмодернизма", 27.04.2004). Его хочется цитировать и цитировать, но ограничимся малым.

"Постмодерн низводит творчество до постоянного перепева и стеба над культурными достижениями предшествующих эпох".

Очень точно.

Термин "постмодернизм", появившийся в литературной критике, стал со временем определять уже не только направление в искусстве, но целое явление в культуре, образ мышления и стиль жизни с небезосновательными претензиями даже на национальную идею.

Ведь национальную идею не обязательно формулировать и даже высказывать. Важно, чтобы она одинаково понималась в разных слоях общества. И эта идея существует достаточно давно, нося разные названия: "всё до лампочки", "по фигу" и т.д. Но образованную, продвинутую часть общества эти термины отталкивали своей прямотой, а "постмодернизм" - это звучит.

А ведь выращивали эту игру в бисер, лелеяли и расширяли круги искушенных снобов, высмеивали и замалчивали тех, кто понимает работу в сфере искусства как служение, называли гениями и раскручивали иронистов, принимали в элиту лишь своих, апеллировали к легкому успеху.

А пуще всего веру изводили. Философию нашли: релятивизм, агностицизм, постхристианство. И что же? "Те рыбаки с пастухами Евангелие сотворили,/ где ваша Книга, постхристиане?" (А. Вознесенский).

А зачем Книга? Кому она нужна - народу, что ли?

Пипл постмодерн еще так хавает. А мы, постмодернисты, стрижем дивиденды с оного явления. В этом и состоит наше единство, наша национальная идея.

Георгий ТРУБНИКОВ [gtrubnik.narod.ru]

Оглавление раздела   Главная страница