«Известия» 30.04.2004
Постмодернизм как национальная идея
Прекрасный текст написал читатель Л. Лисинкер ("Страна развитого
постмодернизма", 27.04.2004). Его хочется цитировать и цитировать, но
ограничимся малым.
"Постмодерн низводит творчество до постоянного перепева и стеба над
культурными достижениями предшествующих эпох".
Очень точно.
Термин "постмодернизм", появившийся в литературной критике, стал со
временем определять уже не только направление в искусстве, но целое явление в
культуре, образ мышления и стиль жизни с небезосновательными претензиями даже
на национальную идею.
Ведь национальную идею не обязательно формулировать и даже высказывать. Важно,
чтобы она одинаково понималась в разных слоях общества. И эта идея существует
достаточно давно, нося разные названия: "всё до лампочки", "по
фигу" и т.д. Но образованную, продвинутую часть общества эти термины
отталкивали своей прямотой, а "постмодернизм" - это звучит.
А ведь выращивали эту игру в бисер, лелеяли и расширяли круги искушенных
снобов, высмеивали и замалчивали тех, кто понимает работу в сфере искусства как
служение, называли гениями и раскручивали иронистов, принимали в элиту лишь
своих, апеллировали к легкому успеху.
А пуще всего веру изводили. Философию нашли: релятивизм, агностицизм,
постхристианство. И что же? "Те рыбаки с пастухами Евангелие сотворили,/
где ваша Книга, постхристиане?" (А. Вознесенский).
А зачем Книга? Кому она нужна - народу, что ли?
Пипл постмодерн еще так хавает. А мы, постмодернисты, стрижем дивиденды с оного
явления. В этом и состоит наше единство, наша национальная идея.
Георгий ТРУБНИКОВ [gtrubnik.narod.ru]