Христианские демократы Германии стоят перед трудным выбором.
"Большая коалиция", к которой призывают рационалисты, вызывает у
них неприятные чувства. Такая попытка уже была однажды, в 1966 году, когда
канцлером стал К.Г. Кизингер, малоизвестный политик из провинции,
устраивавший всех членов коалиции именно в силу своей слабости. В результате
- отсутствие сильной оппозиции и политического динамизма, беспринципные
компромиссы.
С 1949 года, со дня первых свободных выборов, прошло всего два полных цикла.
Первый полупериод (христианские демократы Аденауэр, Эрхард и Кизингер) длился
20 лет, второй (социал-демократы Брандт и Шмидт) - 13 лет. Коль пробыл
канцлером 16 лет, Шредер - 7. В общей сложности 36 лет - под флагом рыночной
экономики и свободы, 20 лет - в потугах государства планировать, регулировать
и защищать отечественного производителя. Общий вектор развития Германии, как
видим, остается либеральным, да и нынешние социал-демократы уже не подвергают
сомнению преимущества свободной экономики. Затухающие колебания политического
маятника по-прежнему определяются первоначальным импульсом, данным
либеральными реформами Людвига Эрхарда, - знаменитым "немецким
чудом", произошедшим во времена первого правления христианских
демократов.
В оценках деятельности ХДС/ХСС у нас традиционно затушевывается христианская
составляющая этой партии. Не все считают, что любая идеология не только включает
в себя социальные и государственные доктрины, но и охватывает нравственность.
Человек должен обладать нравственной ответственностью - это характерно для
всех цельных идеологий. На это либералы ответят, что нравственность вовсе не
обязательно прорастает на религиозной почве. И что Людвиг Эрхард был все-таки
только экономистом. Действительно, в книге Эрхарда "Благосостояние для
всех" христианство, Церковь и мораль почти не упоминаются. И все-таки -
только "почти". "Свой
смысл экономика черпает из всей всеобъемлющей сферы жизни народа, и это
осмысление уходит поэтому своими корнями в область определения последних,
конечных ценностей, рациональным путем не постигаемых". Это цитата
из заключительной главы книги, и абсолютно ясно, что имеет в виду целомудренный
профессор Эрхард, предпочитающий не поминать Бога всуе, под "конечными
ценностями, рациональным образом не постигаемыми".
Эрхард не случайно принадлежал к Христианско-демократическому союзу. Вовсе не
случайно его привлек к политической деятельности Конрад Аденауэр, еще в
двадцатые годы бывший одним из лидеров католической Партии центра. Аденауэр
как лидер нации был христианином ровно настолько, насколько сильна была в
немецком народе христианская идея, обостренная послевоенным покаянием. Что
сегодня важнее для немецкого избирателя? Что Ангела Маркель - дочь пастора -
или что традиция женского предназначения: Kinder, Kuche, Kirche - дети,
кухня, церковь?
|