ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НА ОСТРОВЕ БОРНХОЛЬМ

 

В сентябре 1993 года в составе группы работников образования я побывал на датском острове Борнхольм. Мы знакомились с датским школьным образованием, но сейчас я хочу рассказать об эпизоде, почти не связанном с предметом нашего главного интереса. Директор школы Ларсен, курировавший нашу группу, в один из дней устроил нам экскурсию на ферму своего соседа.

Частные владения фермера и директора школы тянулись рядом узкими полосами от берега моря вглубь острова. Фермер арендовал у соседа участок пахотной земли, вместе с его собственной землей весь обрабатываемый участок составлял 100 гектаров. Участок кормил 100 дойных коров и около тридцати - молодняка.

Я много раз потом, рассказывая об этой поездке, задавал слушателям вопрос «на засыпку»: «Сколько людей, по-вашему, обслуживали эту ферму? Ферму, на которой нужно вспахать землю, удобрить ее, посеять (или посадить, предварительно вырастив рассаду), прополоть, собрать, переработать, и параллельно ежедневно кормить, обихаживать, доить стадо из 130 голов».  Отвечали по-разному, но никто ни разу не назвал правильный ответ.  А на ферме работали ДВОЕ: сам хозяин и единственный наемный работник.

Это никак не укладывалось и в мои собственные представления, почерпнутые в хорошо знакомой мне деревне Ленинградской области. У нас там примерно такое же по поголовью стадо, но когда посчитаешь количество доярок, скотников, механизаторов, полеводов, пастухов и начальников, то людей оказывается в десятки раз больше. Да и не 100 гектаров требуется. Огромные пастбища, где коровы больше вытаптывают и бессистемно удобряют, чем кормятся.

На датской ферме пастбищ вообще нет, не считая небольшой поляны, куда корову выпускают лишь за две недели до отела. А всё остальное время своей жизни она проводит в светлом и высоком помещении, каждая в своей узкой клетушке. Здесь всё роботизировано, и над каждым стойлом имеется электронное табло, а на каждую корову – полная база данных.

То, что подача корма и доение автоматизированы, это меня не слишком удивило. Потрясла меня технология уборки навоза. Навоз попадает непосредственно из-под хвоста на ленточный транспортер. Это казалось невероятным: ведь корова – живое существо, сделает шаг назад или вперед, и либо угодит ногой в транспортер, либо лепешка останется в стойле. Так вот, чтобы этого не произошло, в стойле установлены электроды – этакие прутики с шариками на концах. Попытается корова сместиться из установленного ей положения – ее покалывает электрическим разрядом. Вот и переминается она с ноги на ногу в строго заданном месте, устанет – ляжет. Ведь в лежачем положении корова свои надобности не справляет.

Коровник без навоза – это прямо фантастика. Ведь для нас именно навоз, сколько его ни убирай, является главной приметой скотного двора. И главной характерной чертой образа жизни всего российского крестьянского сословия.

Доярка, возвратившаяся с работы домой, пахнет отнюдь не парным молоком. Всю жизнь в резиновых сапогах. От этого отекают ноги. С каким трудом тетя Оля и тетя Паня, пятидесятилетние грузные старухи, брели из-под горы домой… Предостерегали: не пей совхозное молоко, в него слишком часто навоз попадает. Нет уж, мы всю жизнь в навозе, так пусть хоть дети наши в чистоте поживут. И отправляли своих детей в ленинградские ПТУ, где те, несмышленыши, подвергались куда более сложным житейским и нравственным  испытаниям, чем работа на скотном дворе.

Итак, навоз быстро оказывается в бетонном резервуаре, где ускоренно разлагается и затем, естественно, используется как удобрение.

Ежедневно на ферму приезжает молоковоз – огромная блестящая цистерна из нержавейки. Разъемы шлангов перед присоединением ошпариваются кипятком. Со всего Борнхольма молоко свозится на молокозавод, который нам тоже показали. Это завод-автомат, производящий всё, что можно сделать из молока, включая сыр. Вполне возможно, что эту продукцию можно встретить и на прилавках Луги и Подпорожья: она останется дешевле нашей, даже проделав тысячекилометровые пути.

«Производительность труда есть в конечном счете главное для победы нового общественного строя». Эта ленинская формула вдалбливалась нам с детства, но была изъята из употребления при Брежневе.  Можно представить себе тот ужас, который охватывал правоверного марксиста, имеющего доступ к достоверной информации, когда он вдруг осознавал, что производительность социалистического труда на седьмом десятке лет существования социализма не только многократно ниже капиталистической, но в ряде случаев просто снижается, что по ленинской логике указывает на неизбежность победы капитализма. А я, глядя на ферму, на этот образец высочайшей производительности человеческого труда, думал о том, что нынешнее поколение советских людей будет жить при капитализме.

Ведь многие тогда ездили на Запад за опытом. И ферм таких в Европе, конечно, полным-полно (Вот тут я, может быть, ошибаюсь. Не исключено, что это Борнхольм уникален. ГТ, 2009).  Кто-то из специалистов должен загореться этой идеей, найдут деньги для закупки полного оборудования для нескольких ферм, найдут несколько толковых людей для работы на них, продадут им фермы под дешевые кредиты. И эти фермы станут рассадником новой для нас культуры. Ведь в этом и должна состоять аграрная политика.

Почему-то этого не случилось. За прошедшие 13 лет я ни разу не видел по нашему телевидению рассказа о европейской ферме. Наши фермы иногда показывают, но там всё по-старому: коровы на пастбищах, доярки в сапогах. А наша сельскохозяйственная продукция так и не смогла вытеснить заморскую.

Не хочется искать виновных. Дело-то в пресловутой нашей ментальности, с чем сейчас уже многие обреченно соглашаются. Но неужели ментальность – это некая константа, перед которой бессилен прогресс, всемирное информационное поле, великие идеи, творцы и подвижники?

Датская ферма врезалась в мою память еще одним обстоятельством. Директор школы на ферме соседа – свой человек. Он сразу надел белый халат, висящий на привычном месте, и стал нашим экскурсоводом, ведь у самого фермера времени на экскурсии нет. Рассказав о чудесных технологиях, он повел нас в музей сельскохозяйственной техники, созданный друзьями-соседями совместно. Там мы увидели телеги, плуги, бороны, косилки, лопаты, косы, т.е., всё то, что в Дании вышло из употребления. Школьники – частые гости в музее и на ферме. Они видят здесь весь нелегкий путь, которым прошли люди этой страны. Ведь датчане - в первую очередь крестьяне, а потом уже викинги.

Ларсен даже заволновался, когда мы спросили его о единственном наемном работнике на ферме, парне лет двадцати пяти, которого мы видели издали  на тракторе. Ларсен знал о нем всё. В школе этот парнишка отнюдь не блистал в успеваемости, отличался плохой контактностью. Словом, в нашей продвинутой школе он был бы назван девиантным. А в дворовой компании считался бы «шестеркой», тем, кого охотно вербуют уголовники. Но в Дании школа гордится не количеством выпускников, поступивших в престижные университеты. Она занимается каждым учеником персонально, и отстающие дети являются предметом особой заботы. Их объединяют в отдельные небольшие группы, им снижают сложность программ, им ставят более простые задачи, но эти простые задачи они все же решают сами. И у них не возникает комплексов неполноценности, они находят свое место в жизни. Вот и Ларсен уделял много личного внимания этому отстающему ученику, водил на соседскую ферму, увидел в нем тягу к технике. Парня на ферме научили пользоваться  трактором и автомобилем. Сегодня он управляется со всеми механизмами, имеющимися на ферме.

Думаю, что Моисей, поведя свой народ в пустыню, прежде всего отстранил от обязанностей прежних учителей, которые тоже были рабами. Сам лично стал учить самых способных детей, сделав их потом учителями. Поэтому ему понадобилось всего сорок лет.

 

 Георгий Трубников

2005-2008

HOME