«Петербургский Час пик», 15 августа 2007г.
Высокий смысл судеб
Первая
проблема, заставляющая говорить о религиозном
образовании, состоит в том, что, как сказал великий Гегель, «народ, имеющий плохое понятие о Боге, имеет и плохое государство, плохое
правительство, плохие законы».
Наше общество не сделает решительного шага в своем выздоровлении, пока
не осознает, что оно не из пены, как Афродита, родилось, а принадлежит к
христианской цивилизации, хотя и вступило в это сообщество на тысячу лет позже
остальной Европы.
Долг государственной школы перед ребенком, молодым
человеком состоит в том, чтобы предоставить ему свободу выбора в самом главном
жизненном вопросе - верить или не верить
в Бога. А для этого он должен иметь соответствующие знания. Когда
семнадцатилетний выпускник школы не знает о том, что произошло две тысячи лет
назад в Иерусалиме - это не только его трагедия, это трагедия общества.
Конкретно же
сейчас нужно осознать, что понятие «светское религиозное образование» не
содержит внутреннего противоречия и не противоречит Конституции. Антонимом
«светского» является «духовное». Религия в наших светских учебных заведениях не
должна преподаваться священниками в облачении, детей нельзя на уроках
заставлять молиться, вот, собственно и все. Излагать же нравственное учение
Христа просто необходимо, а это требует изучения Нового Завета. И здесь
светский учитель не обязательно должен скрывать свои убеждения. Повезет именно
тем детям, чей учитель будет говорить о Христе и апостоле Павле с любовью,
разъясняя высокий смысл их судеб.
Что касается
политкорректности в отношении других религий, то эта задача вполне практически
решаемая. Это потребует специальных оговорок и изучения религии по группам. Нас
только и запугивают этой проблемой, а в результате ислам распространяется, а
христианство в нашей христианской стране никак не может возродиться после
атеистического тоталитаризма. Пусть светские мусульмане преподают ислам в
отдельных группах, а мы будем иметь право посещать эти уроки и узнаем, наконец,
должен ли правоверный мусульманин мстить своему врагу, как он должен относиться
к «неверным» и многое другое, тревожащее
нас.
Вторая проблема – содержание учебной программы, начиная с названия учебника. «Религиоведение» - не годится из-за претенциозности. Хотел бы я посмотреть в глаза человеку, который считает себя ведающим всеми религиями. «Закон божий» слишком напоминает то, что было до революции, то, что слишком многих еще тогда оттолкнуло от Церкви. «Основы православной культуры» не годится из-за слова «православная». Почему не «христианская»? Это не случайная оговорка. Православие, в котором крещены многие россияне – не особая религия, как полагают слишком многие. Православие – лишь одна из ветвей христианства, притом ветвь отнюдь не самая плодоносная.
Реальной
альтернативой (то есть другой возможностью религиозного образования)
являются, например, «Основы христианской морали», или «Основы христианского
вероучения», или просто «Христианство». В этом случае учащимся будут
рассказывать не о православных обрядах, а о том, что противопоставил Христос
той религии, в недрах которой Он был рожден. И о цене, которую заплатили
христиане, неся по миру свою мораль. Ведь общество озабочено именно моралью,
которую усваивают дети. Оно начинает осознавать, что только религиозная мораль
прочна, если речь идет не об индивидууме, а о целом народе.
Кто первым в истории возвысил голос против
ксенофобии? Тот, кто сказал: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что
особенное делаете? Не также ли поступают и язычники?» Может быть, именно в этом
и состоял вызов, брошенный Христом первой монотеистической религии, иудаизму.
Оглянитесь вокруг: наша «христианская» страна
отравлена ненавистью к чужим,
т.е. далеко ушла от главных идей Основателя Церкви.
Конечно, самой важной причиной прискорбного
состояния Русской Православной Церкви является гонения со стороны большевиков.
Что там «гонения», это было прямое уничтожение религии. Не могли они позволить,
чтобы где-то произносили: «Любите врагов ваших».
Но и вся драматичная история РПЦ – происхождение
от византийской ветви, насильственные крещения, уход в раскол после
Флорентийского Собора, синодальный период – все это привело нашу Церковь к
состоянию, когда она сама стала проповедницей ксенофобии. И антисемитизм в ней
процветает, и католики с протестантами – враги лютые. И патриотизм зюгановско-рогозинского пошиба. Конечно, можно надеяться на
молодых священников, вдумчиво обращающихся к Первоисточнику, но этот путь будет
весьма долог, а преподавать основы христианства нужно сегодня.
Школьники должны в первую очередь узнать не
разницу между ектенией и последованием,
а то, что «Возлюби ближнего как самого себя» - это ветхозаветная заповедь, а
Христос говорил иначе. Поэтому редактировать учебное пособие к школьному
факультативному курсу «Основы христианства» должен был бы такой человек, как Сергей Сергеевич Аверинцев. Увы,
его с нами больше нет. Но ученики-то, наверное, остались…