НАСТОЯЩИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

В последние дни года мне неизменно портят настроение телевизионные дикторши, сообщающие с умиленно-снисходительными улыбками: «В Европе празднуют католическое Рождество». Не говорите так, милочка! Или уж тогда продолжайте: «Вот-вот наступит католический Новый год». Это будет тоже плохо сказано, но мысль ваша будет доведена до конца

25 декабря празднует Рождество весь христианский мир, кроме четырех (из шестнадцати) православных церквей. Христианский календарь был принят в 325 году, когда Московского патриархата, извините, не существовало. Никто, конечно, не мог знать точной даты рождения Христа, но праздновать это событие нужно было обязательно. Вот и договорились, и приняли собором, что Он родился в последний день зимнего солнцестояния. Не спутаешь. И первым днем нового года установили, естественно, день, когда Христос как всякий иудейский мальчик подвергся обряду обрезания, в недельном возрасте.

Спустя еще двенадцать веков обнаружили, что Рождество отодвинулось от солнцестояния на 11 суток, что солнечный год составляет не целое количество дней, а 365,2422 суток, значит, требуется время от времени корректировать количество дней в году. Католические страны ввели коррективы сразу, другие позже. РПЦ к тому времени уже была в глубоком расколе и препятствовала «лятинянским выдумкам». В 1918 году их спрашивать не стали, Россия перешла на общепринятый календарь. Русский Поместный Собор 1917 года, собранный впервые после петровских времен и восстановивший патриаршество, также одобрил переход на новый стиль. Но решение осталось не выполненным. Вначале Церкви было просто не до того, поскольку она подверглась яростным гонениям со стороны власти. А потом, возможно, старый календарь для Церкви стал своеобразной формой протеста.

Сегодня ничего не мешает РПЦ перестать морочить людям головы, но уже ясно, что это не упрямство, а политика. Властолюбцы Московского патриархата исподволь внушают нам, что православие – не столько христианство, сколько национальная религия. А католики – наши самые заклятые враги. И с властями в этой политике у церкви вожделенная симфония.

Объявление 7 января (старого Рождества) государственным праздником было по меньшей мере не политкорректным. Даже, возможно, неконституционным, и я не удивлюсь, если кто-нибудь из иноверцев (скорее всего, мусульманин) обратится по этому поводу в Конституционный суд. А год назад наша замечательная Дума сюда втиснула еще и мостик рождественских каникул. По моим наблюдениям, люди просто не знают, куда себя деть в течение этой недели.

По-моему, нужно решительно развести понятия идеологических праздников и нерабочих дней, которых у нас было, как известно, 11 дней в году, а стало 12, о чем справедливо напоминало ведомство по труду и заработной плате.

Я бы оставил 2 дня на новогодние праздники, один день на государственный праздник День России, и один выходной день на религиозный праздник, дату которого вправе устанавливать для себя каждый гражданин при поступлении на работу. Неверующих это тоже касается, у коммунистов будет отличная возможность солидарно делать выходным 7 ноября.

Остальные 7 нерабочих дней (не отнимать же их у нашего трудового народа) – весенние каникулы, заканчивающиеся 9-м мая. В соответствие с этим реформировать и школьный календарь.

Нужно ли доказывать, что весенние каникулы нужны? Само собой – работы на участках и дачах, но еще и посещение родных мест, дедовских могил. Поездки по стране не в зимнюю стужу. А побывать весной на природе – это же незаменимое узнавание мира. Вот это будут настоящие народные праздники.

Георгий Трубников. «Час пик» 26 декабря 2007

HOME