«Петербургский час пик» 30 января 2008

СТАТУСНЫЕ РАДЕТЕЛИ МУДРОСТИ

Профессор Герман Филиппович Сунягин, хорошо известный читателю «Часа пик» по многим публикациям, пригласил меня на философский семинар. Просто так – посмотреть, послушать. Семинар организован на базе Гуманитарного института профсоюзов, которым руководит, как известно, неутомимый (так и хочется сказать – неугомонный) А.С. Запесоцкий, и обещает стать постоянно действующим. Собираются на этот семинар не только преподаватели гуманитарных дисциплин петербургских вузов, но и иногородние философы. 

Предвкушая поездку, я прежде всего обнаружил, что ничего не знаю о том, как сегодня обстоят дела с преподаванием философии в вузах. Подозреваю, что плачевно. По простому соображению, что сегодня никто сверху, наверное, не предписывает знакомить студентов с этой «скучной и никому не нужной» наукой. И надеяться можно только на тех ректоров, которые в юности прошли через увлечение Аристотелем, Гегелем и пусть даже Энгельсом.

Своего институтского преподавателя истории КПСС и диалектического и исторического материализма я помню и сейчас, спустя пятьдесят лет. Я постоянно высовывался со своими вопросами, а он говорил: «Ну, Трубников, ты у нас прямо троцкист. Но он по своему прав, товарищи, задавая такие вопросы. Он хочет понять поглубже, т.е. узнать. А Ленин говорил, что коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех тех богатств, которых выработало человечество». На экзаменах он ставил мне пятерки.

Гегелевская диалектика открылась для меня как-то сразу, озарением, как случалось и при изучении физики, когда за скучными словами и формулами вдруг проступает цельная картина мира. И много раз в дальнейшей жизни гегелевская триада «тезис – антитезис – синтез» помогала осмыслить явления жизни, и без нее не замаячил бы мне непостижимый смысл триединства «Отец – Сын – Святой Дух».

Чем занимаются сегодняшние философы, статусные радетели мудрости? Семинар, от которого я отвлекся, назывался «Телесность российского пространства – центр и периферия».  Понятие «телесность» для меня ново, и первую часть семинара я пытался понять, что за ним стоит. Как мне кажется, оно, во-первых, противоположно  «духовности». Но это и не «материя», хотя находится с «материей» в одном синонимическом ряду. Это нечто более живое, органичное. Более того, мне показалось, что основной вопрос философии  звучит теперь не «материя и сознание», а «тело и дух». Если это так, то это прекрасно. Огромный прогресс. Новые возможности для диалога. Наука не стоит на месте.

Говорили о русских реках, вообще о воде – байкальской, волжской, невской, о громадности территории, на ¾ практически пустой, о деревнях и мегацентрах, о границах, о северном завозе, о мигрантах, о носителях языка, о национальных конгломератах, о кавказских народах, о распавшихся и еще не распавшихся империях, об исторической памяти, о властной вертикали, о башне Газпрома, и везде ощущался лейтмотив «Как нам обустроить Россию».

Вот так бы и нужно. Проблемы такого масштаба должны вначале обсуждаться именно философами, способными охватить все вопросы во взаимосвязи. Затем ведомственными экспертами. И только потом политиками. У нас пока всё наоборот.

Утешает то, что всё-таки эти люди преподают. Сеют разумное, доброе, вечное. Какова всхожесть – это другой вопрос.

Представляю себе, как в Университет приезжает высокое лицо, выпускник юрфака. И во время встречи с профессорами  он узнает своего преподавателя философии, берет его под руку, отводит в сторонку. Седовласый профессор, конечно, польщен, но полон достоинства. «Я рад, Дмитрий Анатольевич, что вы помните мои семинары. Вот ваш предшественник – тот публично признался, что скучным предметам предпочитал пивко». «Но ведь откровенность – тоже хорошее качество. Что же касается меня, то я не смогу, конечно, немедленно изложить суть категорического императива Канта, но его знаменитое ”звездное небо надо мною и моральный закон во мне” помню всегда».

Разве это совсем уж невероятно?

Георгий Трубников

HOME