«Петербургский час пик», 20 февраля 2008.

Серьезные потешные праздники

"Мы подробно обсудили тему подхода к освещению общей для наших государств и народов истории. Убежден, любые спекуляции на исторических сюжетах в угоду политической конъюнктуре недопустимы, наносят серьезный ущерб российско-украинским отношениям", – это слова Владимира Путина. Президент России предложил Виктору Ющенко совместно отпраздновать 1020-летие Крещения Руси и 300-летие Полтавской битвы.

Мне кажется, что это очень рискованная идея. Почему? Ну, вот представим, например, как будет выглядеть неизбежный апофеоз подобных праздников, инсценировка Полтавской битвы перед трибуной для высоких гостей. Московские гости будут шокированы: петровских войск почему-то вдвое больше, чем шведских. А пушек у шведов – 4 единицы против 73 петровских. «Вы что, издеваетесь, - возмутятся московские гости, - русские всегда брали не числом, а умением!» «Но мы всё сделали согласно историческим фактам, - ответят украинские режиссеры, - как нам заказывали. Почитайте исторические документы». «Вы свою жену учите щи варить! Каждый школьник знает, что это была блестящая победа. И вы по этим же учебникам учились!» «А вот Ключевский так не считал. Он так написал: «Стыдно было проиграть Полтаву… отощавших, обносившихся, деморализованных шведов, которых затащил сюда 27-летний скандинавский бродяга».

Но это цветочки. Главный скандал разразится, когда гости увидят в Полтаве памятник гетману Ивану Мазепе. Тому самому Мазепе, которого мы считаем предателем, на кого по указанию Петра за полгода до Полтавской битвы была наложена анафема. Кстати, в сегодняшней Украине вопрос о наложении анафемы на гетмана Мазепу является одним из значительных факторов, которые разделяют украинское православие на УПЦ Московского патриархата и УПЦ Киевского патриархата.

А памятник будет. На это есть решение городского совета Полтавы. В десятках городов Украины уже давно есть улицы, названные в честь Мазепы. В школьных учебниках и вообще в официальной истории Украины, если такое понятие существует, гетман Мазепа является борцом за независимость казачьего государства Запорожской Сечи от трех непосредственных соседей – Речи Посполитой, Московии и Турции с Крымским ханством. В этой борьбе Сечь, военизированное государство, постоянно меняла союзников и участвовало во всех войнах того времени. Тогда вообще все воевали со всеми. Мазепа (а он правил 30 лет) был, наверное, самым мирным гетманом за 150-летнюю историю Сечи и прославился возведением большого числа храмов. Пострадал он именно из-за того, всячески уклонялся от участия в авантюрах Петра. А как еще назвать поход Петра после Полтавы за Дунай, в Молдавию, где он, окруженный турками, откупился от пленения ценой уничтожения всех крепостей и сожжением всех кораблей на Азовском и Черном морях и гибелью 27 тысяч солдат от голода и болезней? Увы, наши экскурсы в историю преподносят сюрпризы, мы начинаем понимать, что школьные учебники, по которым формировали свое мировоззрение несколько поколений советских и постсоветских людей на протяжении 90 лет, - сплошные мифы, сладенькие, но лживые.

Мы уверяем всех и себя в том числе, что Российская и Советская империи – это такая большая дружная семья, которая образовалась благодаря тому, что к вертикали Москвы добровольно и радостно присоединились новгородцы, смоляне, татары, башкиры, тунгусы, узбеки, туркмены, эстонцы, чеченцы, Господи, всех не перечислишь, но украинцы в этом списке тоже есть. Так вот, не было радостных присоединений, а значит, было сопротивление – сначала явное, а потом затаенное, ждущее своего часа.

Наверное, в конечном счете каждый сам пишет для себя историю – свою, своих предков, своей культуры, своей страны. И сам оценивает исторических деятелей согласно своим жизненным ценностям. Тот, кому дороже всего страна как государство, возвеличивает властителей и их военные победы. Тот, для которого важнее свобода и благополучие человека, ищет в истории тех, кто стремился к свободе для себя и для других. В России такие люди тоже были, но почти все они были побеждены, убиты, оклеветаны. Горе побежденным. Но когда-нибудь мы признаем, что Софья была прогрессивней своего брата Петра, и Керенский прогрессивнее Ленина.

Что касается совместного празднования 300-летия Полтавы, то следует знать, что эта идея была высказана Ющенко еще год назад, что он хочет превратить его в праздник примирения, что шведы готовы участвовать. Но мне не верится, что мы готовы разделить этот праздник.

Георгий Трубников

HOME