«Петербургский час пик», 12 марта 2008

Вырастить партию

Начались движения в сторону объединения демократических сил. В апреле намечено некое мероприятие в Санкт-Петербурге. Это очень правильно, что демократы начинают думать о будущем уже сейчас. Есть вынужденная пауза, во время которой стоит взглянуть на произошедшее, сменив окуляры. Глазами столетия. «Есть много вопросов. Давай с тобой, Время, покурим» (Это из Вознесенского).

Допустим, что меня приглашают участвовать в создании новой партии. Мне говорят: забудем прошлое, просим  взаимные обиды, будем бороться за демократию, у нас теперь есть ясно определившиеся противники, они же душители демократии. Вот что я отвечу на это приглашение.

Господа, прежде всего я буду настаивать, чтобы вы начисто исключили из своих публичных выступлений антиельцинскую и античубайсовскую риторику. Дело не в том, что она оскорбляет мои чувства. Новая партия не может обойтись без исторических оценок, иначе она будет сборищем маргиналов, политиканов без корней, без роду и племени. Для меня годы правления Горбачева и Ельцина – это единый исторический период, характеризующийся качественными (в философской терминологии – революционными) изменениями социально-экономического строя. Пал тоталитаризм, при котором человек был лишен основных прав и свобод: духовной свободы, свободы иметь собственность и влиять на власть. Революционные процессы по определению имеют во многом стихийный характер. В этих условиях создание новых институтов на пустом месте и на развалинах старых – задачи такого масштаба, что об ошибках говорить просто беспредметно. И хулить тех, кто руководил в такие времена страной и создал эти институты, означает отрицать прогрессивную направленность этого исторического периода. В особенности это очевидно сейчас, когда чернением 90-х годов занимаются именно те, против кого вы предлагаете дружить.

Объектом воздействия для партии должна быть не столько власть, сколько народ, который имеет такую власть. Двенадцать лет назад мы, христианские демократы, декларировали в своем манифесте, что народопоклонничество как форма идолопоклонничества - главное препятствие для честного и мужественного самодиагноза. Честный взгляд обязывает назвать среди характерных черт российского менталитета целый ряд мало привлекательных свойств: самообольщение и неготовность к покаянию, тенденцию обвинять в своих бедах внешние силы, преклонение перед властью и одновременную ненависть к ней, иррационализм как альтернативу образованности, зависть к богатству и провозглашаемое равенство в бедности. Основной вклад в такой менталитет внесла коммунистическая диктатура, осуществившая настоящий геноцид народа, в течение десятков лет физически уничтожавшая носителей духовности (священников), предприимчивости (буржуазию), трудолюбия (состоятельных крестьян), культуры и интеллекта (ученых и художников). Однако причины всех несчастий, постигших Россию, имеют более глубокие корни. Народ уничтожал религию своими собственными руками, руками своих "иванов, родства не помнящих", а это значит, что его вера была непрочной. И революция, и дальнейшие события явились лишь следствием духовного кризиса. Поэтому никакие реформы не смогут привести к успеху, если они не затрагивают главного: духовной основы общества.

 Просвещение должно стать целью либерально-демократической партии, а создание институтов гражданского общества, способствующих просвещению – её конкретной задачей. Нужно организовывать клубы, аудитории для людей, которым есть, что сказать. Ну, в самом деле, почему неистощимая на просветительские проекты Мариэтта Чудакова должна сама организовывать их воплощение? Нужно организовать выпуск брошюр типа тех, что когда-то выпускало общество «Знание», а позже, в конце 90-х – Петр Филиппов. Нужно влиять на состоятельных людей: на партию как таковую они теперь денег не дают, а на просветительские проекты – откликнутся.

Нужно выращивать гражданское общество. Именно не строить, а выращивать. Садовник и строитель – это очень разные по характеру профессии.

Георгий Трубников

HOME