«Петербургский час пик» 2 апреля 2008

 

Хлеб и зрелища

Радуюсь тому, что спорт у нас давно уже стал открыто профессиональным. Для молодежи нужно объяснить, что в советские времена герои большого спорта считались любителями. Скажем, в трудовых книжках футболистов «Зенита» значилось, что они – рабочие ЛОМО. Как там иронизировал Высоцкий: «Профессионалам по разным каналам - то много, то мало - на банковский счет, а наши ребята за ту же зарплату…». Всегда хотелось, чтобы спортсмены и артисты честно получали столько, сколько готова платить публика.

Эти времена вроде бы пришли. Вот пример: самым высокооплачиваемым футболистом России является Сергей Семак, перешедший из клуба «Москва» в казанский «Рубин». Его зарплата составляет $3,5 млн. Это на полмиллиона больше, чем у капитана национальной сборной, самого талантливого российского футболиста Андрея Аршавина. Это явно несправедливо и странно с точки зрения рыночного капитализма. Но за Аршавина, думаю, не надо беспокоиться, он свое еще возьмет, не впервой.

Интереснее другое. Эти ребята получают раз в пятьдесят больше, чем президент России и в несколько раз больше, чем управляющие крупнейших компаний, ворочающих миллиардами. Клянусь, я не завистник и не любитель считать деньги в чужих кошельках. Я искренний сторонник рыночных отношений. Раз болельщики платят своим любимцам такие деньги, то это справедливо. Одно смущает: неужели у нас так много болельщиков или болельщики такие богатые, что могут позволить себе содержать футбольные клубы? Клуб «Реал» заплатил в свое время за Бекхэма огромную сумму, но получил в десятки раз больше за продажу во всем мире футболок с именем Бекхэма. Это и есть – болельщик платит, клуб самоокупаемый. Наш болельщик, по моим наблюдениям, предпочитает смотреть футбол по телевидению, спокойно попивая пивко, тем более, что там повторы показывают. Клубные майки и шарфы ему ни к чему.  А фанаты едва ли способны найти кругленькие суммы на содержание любимого клуба, удивляюсь, где они находят деньги на коллективные поездки.

Спасибо Интернету, вот примерный и, возможно, типичный бюджет футбольного клуба, прописанного в губернском городе С. 12% - телевизионные трансляции; 3% - билеты; 3% - коммерческая деятельность, спонсоры; 2% - продажа атрибутики. 80% - вложения структур крупной промышленно-финансовой корпорации. Вот теперь всё ясно. Остается только прояснить, что это за корпорация и почему она опекает именно С-скую губернию. Корпорация государственная, т.е., как бы наша с вами, дорогой читатель. Заработанные ею деньги – наши деньги, и от нашего имени корпорация тратит полученную прибыль. Акции футбольных клубов – это так называемые непрофильные активы. Бывает, наверное, что непрофильные активы могут приносить прибыль, но таких футбольных клубов в России нет. На Западе они прибыльные, иначе и не может быть, и если кто-то полагает, что Абрамович купил «Челси» себе в убыток, то он ошибается. А у нас все клубы нуждаются в дотациях, в особенности если им приходится платить бешеные деньги хорошим футболистам, которые хотят получать не меньше, чем в западных клубах.

Участвует в кормлении футбольных звезд, как и в других заведомо убыточных предприятиях, и частный бизнес. Те, кого лет шесть назад называли олигархами, т.е., богатыми людьми, влияющими на власть, превратились в свою противоположность, они абсолютно подчинились власти, стали реальными чиновниками. Один из них так и сказал: «Я не отделяю себя от государства». В основе сговора между государством и «патриотичным» бизнесом лежит боязнь кнута, но и пряники, конечно, есть. Тарифы, квоты, пошлины, липовые конкурсы, сговорчивость налоговиков и пожарников, наезды на конкурентов – всё может пойти в дело при нашем недостроенном капитализме.

Я люблю футбол, в детстве пытался играть, научился ценить мастерство. В памяти остались прорывы Пеле и Стрельцова, гепардовый бег Эйсебиа, «сухой лист» Лобановского, «ножницы» Бышовца. До сих пор вспоминаю игру Пеле в «Лужниках» лет сорок назад. Наши тогда проиграли со счетом 0:3, но удовольствие от великолепного спектакля было огромным.

Нужно пореже употреблять по отношению к футболу такие слова, как «патриотизм», «великая футбольная держава». Футбол – это всего-навсего массовое зрелище, и его очень опасно подогревать патриотическими страстями. Если уж вкладывать деньги, то в постоянную воспитательную работу с болельщиками. Чтобы зрители ценили красоту этой игры, мастерство футболистов и тренеров обеих соревнующихся команд, а не требовали «порвать» противника. Для будущего России это, может быть, самое важное.

Георгий Трубников

HOME