Кадровый резерв
и номенклатура
Президент Дмитрий Медведев
провел в подмосковных Горках совещание по формированию резерва управленческих
кадров. Глава государства признал, что кадров не хватает катастрофически, и
предложил в общенациональном масштабе создать систему резерва кандидатов на
госдолжности.
Вот оно и всплыло, это словечко,
это понятие – кадровый резерв. Можно
догадаться, что есть люди, у которых это слово не только обостряет ностальгию
по коммунистическим временам, но и вселяет надежду на их возвращение.
«Попасть в резерв» на должность,
скажем, начальника лаборатории вовсе не означало, что ты им обязательно
станешь. Просто тебя заметили. Причем тебе самому ничего порою и не говорили.
Просто предлагали поработать секретарем комсомольской организации, а то и в
партию предлагали вступить. Списки резервов существовали, но они были
секретными, хранились то ли в парткоме, то ли в отделе кадров. Официально о них
не говорили, но молодые люди, нацеленные на карьеру, всё знали и понимали.
Для служебной для карьеры
не один нам путь знаком.
Чтоб стать старшим инженером –
баллотируйся в местком.
Ну а коль не те масштабы,
и ТАМ кто-то вам знаком,
если хочешь стать завлабом –
возглавляй тогда партком.
(Авторы подобных частушек тоже,
судя по всему, были в секретных списках, но в совсем других).
Это была действительно
продуманная, изощренная система воспитания руководителей, прежде всего
политических. Потому что написать и произнести доклад на партхозактиве, да так,
чтобы глаза твои наполнялись начальственной влагой, чтобы от тебя исходила
искренняя вера в то, что ты выступаешь не на похоронах, а на свадьбе – это и
было воплощение политической жизни тех времен. Ну и, конечно ты постигал
непростую схему иерархии. Директор предприятия выше, чем парторг, но ниже
секретаря райкома, правда, не всегда, потому что, если предприятие
градообразующее, его директор уже принадлежит к номенклатуре обкома, а не
райкома. И здесь уже существовало соперничество, которым тебя испытывали. Не
открытая конкуренция, конечно, а умение плести интриги, умение ориентироваться
на того единственного шефа, которому ты должен быть предан, пока он не потерял
силу и поддержку с более высокого этажа.
Дмитрия Медведева беспокоит именно проблема подбора
кандидатов на политические должности, на должности, где принимаются
самостоятельные решения, а не проблема квалифицированных чиновников, которых
вообще-то можно обучить в ВУЗах или на курсах. «Каждый раз ломаем головы, как
найти кадры для замещения высших должностей в регионах. Нет скамейки запасных».
У президента появился соблазн восстановить партийную систему воспитания кадров,
и «Единая Россия» сразу же предложила свои услуги. И действительно, любой
политолог скажет, что политические деятели воспитываются в партийной среде. Чем
плоха для этой цели «Единая Россия»? Да тем же, чем КПСС, тем, что она стала
практически монополистом. Ведь КПСС рухнула, имея блестяще выполненную
пирамидальную конструкцию, из-за своего монополизма, из-за отсутствия истинной
конкуренции, из-за отсутствия естественной обратной связи. Короче, из-за
отсутствия свободных выборов –
внутрипартийных и государственных. Так что прямой, хотя и нелегкий путь к
созданию продуктивной элиты – реанимация партий, полноценные выборы во всех
звеньях.
У «Единой России» ничего не получится еще и потому, что она
не имеет и не имеет права иметь ячейки на предприятиях. Это нынче запрещено, а
у КПСС было корнями, основой существования. Впрочем, в государственных
учреждениях этот запрет сейчас уже фактически нарушается. Учителя и медики это знают:
никто тебя в партию не тащит, но с партийным директором приходится считаться,
когда он тебе внятно объясняет, почему ты должен взять открепительный талон и
правильно голосовать на «своем» участке. А какие перспективы открываются для
единороссов в государственных предприятиях и корпорациях…
То есть, речь не о менеджерах и не о чиновниках. У менеджера частной компании задача одна: эффективность руководимой им структуры, в простейшем случае прибыль. Перед нанимателями, т.е. собственниками компании, он отчитывается экономическими показателями. У госслужащего тоже одна задача: выполнять задания начальства, следуя закону и должностной инструкции.
А вот когда госслужащего направляют руководить государственной компанией – задача раздваивается, точнее, остаются обе противоречащие друг другу задачи. Как менеджер он прежде всего избавился бы от непрофильных активов (социальные объекты и мероприятия, СМИ), не приносящих прибыли, но начальство требует и напоминает тебе, что ты не просто менеджер, но и госслужащий на номенклатурной должности.
В незаслуженно забытом фильме «Битва в пути» персонаж, которого играл Владимир Этуш, говорил: «Я прежде всего коммунист, а потом уже прокурор». Сильно было сказано.
«Петербургский час пик» 30 июля 2008