«Петербургский час пик»
28 мая 2008
Реформатор Андрей Фурсенко
Я очень рад
тому, что в новом правительстве Андрей Фурсенко
вновь стал главой Министерства образования и науки. Не потому, что он
петербуржец и мой коллега по начальной профессии, а потому что он реформатор.
В январе 2007 года принят закон о повсеместном введении с 2009 года
"Единого государственного экзамена" (ЕГЭ). Это революционный шаг. Это
тот архимедов рычаг, с помощью которого можно провести и дальнейшее
реформирование системы образования.
Это объективная оценка
ученика. Пусть несовершенная, пусть приближенная, но объективная. Прекратятся
разговоры о том, что «физичка невзлюбила», что «три пишем – кол в уме»,
исчезнут золотые медали по блату. А ведь именно разговоры о субъективности
всегда и ограничивали содержание бесед учеников с обеспокоенными родителями.
Слёзы, умасливание учителей и директора, а чаще всего бессильно опущенные руки
– неужели всё это в прошлом? Ну и не трехбалльная (тройка, четверка и пятерка),
а 100-балльная система – это само по себе дорогого стоит.
Это объективная оценка
учителя. Это крах дутых репутаций типа «заслуженный учитель республики», это
защита для действительно талантливых учителей, это создание конкурентной среды.
Это объективная оценка
школы. Теперь школы сами будут вводить объективное тестирование учеников в
течение всего обучения, задумаются о тех учениках, которые звезд с неба не
хватают, будут открыто и честно вводить
дифференцированное обучение.
Это смертельный удар по
коррупции при приеме в ВУЗы. Какую мощную оборону выстроила высшая школа во
главе с ректором МГУ Садовничим! Какие хоругви несли
защитники своих кормушек! Даже нацболов наняли, чтобы
они забрасывали министра помидорами. Фурсенко всё это
выдержал и победил, честь и хвала ему за это.
Буквально спустя неделю после объявления состава нового правительства появилось сообщение, пока что широкой публикой не замеченное. А для меня оно знаковое. Министерство образования и науки направило в Минюст положение о создании института тьюторства.
Тьютор (от английского tutor - преподаватель-консультант, советник) – это не только новое для нашей школы слово, но и совершенно новое понятие, новая должность. За воспитание подростка сейчас у нас как бы отвечает классный руководитель. Но именно «как бы», потому что на самом деле он занимается не индивидуумом, а классным коллективом. Он действует в рамках внеучебных мероприятий для своего класса: собрания, походы, культурные мероприятия. Для углубленной работы с каждым учеником отдельно у него нет возможностей. Есть, конечно, герои, способные просидеть после уроков наедине с учеником. Лично мне повезло: мой классный руководитель и преподаватель литературы Лидия Григорьевна всегда находила для меня время, чтобы помочь мне решить нелегкие проблемы отношений с коллективом, чтобы привить мне чувство ответственности, за что я ей всю жизнь благодарен. Но это было так давно, да это и тогда было редкостным исключением.
А работа тьютора (оплачиваемая, заметим, работа) будет в этом и заключаться: личностное, творческое и психологическое развитие каждого ребенка. Эти специалисты должны помочь выбрать индивидуальные образовательные программы, определиться с профилем в старших классах и, может быть, с выбором профессии. Плюс к этому тьюторы возьмут на себя часть внеклассной работы - будут выявлять интересы ребят и направлять их в кружки и секции по интересам. У каждого тьютера будет, думаю, около десяти подопечных – разных по возрасту и из разных классов. Учителя-предметники тоже могут быть и, как правило, будут тьютерами. А вот классные руководители, мне кажется, в качестве тьютеров не должны иметь больше одного подопечного из своего класса. Классное руководство – это властная вертикаль, а тьютерство строится по сетевому принципу.
Подростковый возраст – важнейший этап социализации личности, то есть процесса вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.
Двойственность личности (природное и божественное начала) проявляется при социализации в том, что по отношению к новой для себя общности он испытывает как положительные (любовь), так и отрицательные (враждебность) чувства. И эти чувства либо закрепляются, либо исчезают в зависимости от самых различных обстоятельств, главным из которых является зрелость личности в данный период развития и присутствие рядом наставника.
Сегодня наше общество самоустраняется от контроля над подростковой социализацией. Промежуток между семьей и школой заполняется двором, где царствуют инстинкты, законы стаи, где наставником становится сильный.
Тьютерство - решительная попытка повлиять на эту ситуацию. Нужно ее поддержать. А название, думаю, будет другое: наставничество.