«Петербургский ЧАС ПИК» 5 мая 2005г.
(в
газете статья напечатана с неоправданными правками)
ЦЕРКОВЬ
ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
Какой вклад внесла Церковь в победу? Хрестоматийный ответ – на средства РПЦ была построена танковая колонна «Дмитрий Донской». (Так, по официальным данным, с 22 июня 1941 г. по 1 октября 1944 г. духовенство и миряне Ленинграда собрали на цели обороны и на подарки бойцам 27 313 952 руб.)
Но в этом ли состоит роль Церкви во время войны? Священники не благословляли солдат, идущих на бой, не причащали раненых, не отпевали погибших. И командиры поднимали в атаку не призывом «За веру, за отечество!», а совсем другими словами. На фронте не было церковных служб, хотя большая часть солдат считала себя верующими людьми. Согласно переписи 1937 г., включавшей вопрос о религии, положительно ответило на него около 100 млн. человек.
Причина, разумеется, не в том,
что священники манкировали своими обязанностями.
Просто священников не было. К началу войны церковная
организация была фактически разгромлена.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ДВЕСТИ ЕПИСКОПОВ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ТРИСТА ТЫСЯЧ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ БЫЛО УБИТО И ЗАМУЧЕНО В ЛАГЕРЯХ. Да простится мне это слово «приблизительно». Точной статистики до сих пор нет. Сначала арестовывали священника, а потом через некоторое время закрывали храм: мол, раз нет у вас священника, то и храм должен быть закрыт.
Возьмем наш город. К
октябрю 1917г. в столице количество храмов составляло 498, к июню 1941 г – 8.
Это во
второй столице. А по всей огромной России для большинства верующих на сотни верст кругом не оставалось ни одного действующего храма. До
революции КАЖДЫЙ человек в России имел возможность придти в храм, помолиться и
причаститься, окрестить ребенка, отпеть покойного родителя. К 1940-му году
такой возможности не имел уже почти НИКТО.
А вот статистика Киевской епархии:
|
1917 |
1940 |
1942 |
Храмов |
1710 |
2 |
318 |
Монастырей |
23 |
0 |
8 |
Священников |
1435 |
3 |
437 |
Дьяконов |
277 |
1 |
21 |
Псаломщиков |
1410 |
2 |
86 |
Монахов и монахинь |
5193 |
0 |
387 |
Самое потрясающее в этой статистике - последняя колонка. Ведь в
42-м году Украина была под оккупацией. Немцы разрешили открыть храмы и
монастыри. Попробуйте поставить себя на место священника, чудом спасшегося от
коммунистов. Ведь для него служение Богу превыше всего. И вот враги твоего
народа открывают храм, разоренный и закрытый правителями твоего народа. От
этого может разорваться сердце... Попробуйте догадаться, что стало с этими
священниками после освобождения от немцев.
Антицерковная, антихристианская политика советского государства в первые десятилетия после Октябрьской революции вызвала массовое сопротивление духовенства и верующих. Уже в 1918 году образовалась Катакомбная Церковь, а в 1927 году более 40 архиереев отказались от административного подчинения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), пошедшему на поводу у безбожной власти, желавшей тотально контролировать внутрицерковную жизнь. Это была иосифлянская группа, получившая свое название по имени руководителя — митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). К 1940-му году НКВД выявил и уничтожил всех священников этой группы, а миряне слились с Катакомбной Церковью, которая просуществовала до наших дней.
Для окончательного удушения Церкви оставалось совсем
немного. Сталин вел себя как хищник семейства кошачьих, который, поймав добычу
и придавив ее, не спешит убивать, а долго играет с жертвой.
И вот в сентябре 1943 года произошло событие, круто
изменившее ситуацию. Неожиданно и в спешном порядке из Ульяновска был доставлен
в Москву митрополит Сергий (Страгородский). 4
сентября ему позвонил начальник 4 отдела III управления НКВД (по борьбе с
церковно–сектантской контрреволюцией) полковник Г. Карпов. Карпов известил митрополита
о желании правительства принять высших иерархов Русской Церкви в любое удобное
для них время, желательно безотлагательно.
Встреча состоялась в этот же день. Кроме владыки Сергия,
присутствовали еще два митрополита: Леннградский
Алексий и Киевский Николай. Сталин сообщил, что Церкви разрешено открыть
учебные заведения (до этого в течение 25 лет не было возможности готовить смену
духовенству), издавать печатный орган, создать Синод. Нет возражений и против
избрания на Соборе Патриарха. И сделать это нужно побыстрее.
Иерархи предложили провести Собор через месяц, но Сталин
настоял, чтобы он состоялся через 4 (!) дня.
Это было предложение, от которого невозможно отказаться.
В работе Собора 8 сентября приняло участие 19 иерархов: 3
митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов – весь епископат, оставшийся в
живых. Все 19 архиереев единогласно проголосовали за избрание митрополита
Сергия Патриархом Вся Руси.
В день интронизации Патриарха Сергия 12 сентября вышел
первый номер возобновленного Журнала Московской Патриархии, тиражом 15 000
экземпляров.
Еще одно последствие встречи 4 сентября – образование
Совета по делам Русской Православной Церкви, который возглавил полковник, а
впоследствии генерал НКВД Карпов, исполнявший эту должность до 1960 года.
Почему это произошло именно сейчас, а не раньше? Чем
вызвана такая неприличная, в сущности, поспешность? Петербургский историк
Михаил Шкаровский, добросовестнейший
исследователь истории РПЦ в XX веке, обращает
внимание именно на цепочку событий. 4 сентября – разговор со Сталиным, 8-го –
Собор, 12-го – интронизация, а уже 19 сентября – в здании, переданном
Патриархии, Святейший Патриарх принимает прибывшую из Великобритании делегацию
Англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским Кириллом Гарбеттом. Англикане давно
добивались этого визита, они хотели своими глазами увидеть и оценить положение
верующих людей в СССР. Вот им и представили избранного Патриарха, Синод, возрожденные церковную печать и духовное образование. А
храмы всю войну были переполнены.
Ведь приближалось намеченное на ноябрь открытие Тегеранской
конференции, Сталин хотел предстать на ней легитимным правителем, отцом
народов, с которого сняты обвинения в преследовании граждан по религиозным
мотивам.
Все сталинские уступки были циничным политическим расчетом
и ничем более. Да и свобода, предоставленная Церкви, была ли она реальной
свободой? Деятельность Церкви по-прежнему ограничивалась территорией храма. В
семинарии принималось не более 60 воспитанников ежегодно. До 1956 года не был
напечатан ни один экземпляр Священного писания. Подавляющее большинство храмов
так и не было открыто. Были прочно забыты реформаторские решения Поместного
Собора 1917 года. Усилилась вертикаль власти. А от людей генерала Карпова
нельзя было скрыть ни слова, без них нельзя было сделать ни шагу.
Для РПЦ в сентябре 1943 года начался этап выживания,
продлившийся до 1988 г.
Судьбы староверов, католиков, греко-католиков и протестантов во время войны
складывались не менее драматично. Но это особый разговор.
http://gtrubnik.narod.ru/church_in_war.htm