Аллергии к партийной системе нет // Просто выбирать не умеем

Георгий ТРУБНИКОВ, «Дело», 7 ноября 2006  http://www.idelo.ru/440/19.html

Нет, нет, только не это! Никаких одномандатных выборов! Хватит, наелись! Примерно такая эмоциональная реакция возникает, когда слышишь критику в адрес пропорциональной (партийной) системы выборов. Ведь альтернатива — мажоритарная (одномандатная) система — порочна по своей сути: она полностью игнорирует интересы проигравшего меньшинства.

Плоды "мажоритарки"

Вдумайтесь в простой пример. Представим себе, что население некой страны по своим политическим симпатиям делится на две части. Причем, скажем, демократов в стране 49%, а республиканцев — 51%. Притом соотношение голосов в каждом округе страны остается постоянным — 49:51. Если парламент избирался бы исключительно по мажоритарной системе, то в каждом округе побеждал бы республиканец, и в нижней палате не была бы представлена почти половина населения страны. Их голоса попросту пропали бы. Пропорциональная система потому так и называется, что партия получает в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поддержавших ее избирателей.

Вспомним, что самые отъявленные лгуны, самые дешевые политические проститутки, скопившиеся в органах народных представителей, — результат действия мажоритарной системы. Вспомним про оборванные политические судьбы самых умных и честных интеллигентов призыва 1989-1990 гг. — они проигрывали какие-то доли процентов тем, кто откровенно дурил головы избирателям, кто шел во власть ради власти.

Нужно найти в себе мужество, чтобы осознать: сегодняшнее общество, его арифметическое большинство не отдаст всю власть умным и честным политикам, которых лично я отождествляю с либералами. Отсюда вытекает задача: иметь в парламенте хотя бы какое-то количество мест, чтобы с них, получив доступ к телевидению, докричаться до общества, повлиять на него. Но главное препятствие в деле решения данной задачи — злополучный 7-процентный барьер. Нужно требовать его отмены, на это сделать упор, мобилизовать все ресурсы.

"Русский менталитет" — это от лукавого

Никакой врожденной аллергии по отношению к партийной системе у россиян нет. Россияне просто не умеют выбирать власть, никто их этому не научил. Практически нет исторического опыта. Вече, существовавшее в Новгороде и других городах домосковского периода, прочно забыто. Десять лет дореволюционной Думы тоже. Вся остальная история Московии, Российской империи и СССР — самодержавие и холопство. Шестнадцати прошедших лет недостаточно. Даже толковых школьных учебников не успели создать. А учиться надо, и желательно побыстрее.

"Психология россиян", "русский характер", "менталитет" — всё от лукавого. Применять эти понятия очень соблазнительно, но опасно. Социальная психология как явление, наверное, существует, но науки о данном явлении пока нет. Рассуждения психолога А. Шустова о ранних этапах социализации — тому свидетельство.

То, что сказки для ребенка являются важной информацией, спора не вызывает. Только вот сомнительно, что в каждой российской семье ребенку читают сказки. Причем короли Андерсена и Шварца — вовсе не отрицательные персонажи. Но главное — информация далеко не тождественна социализации.

Лично я во время преподавания обществознания использовал иное определение, нежели Шустов: "Социализация есть процесс вхождения человека в общности, выработки отношения к новым общностям, принятия установок, характерных для общности, приобретения своей роли в общностях и в обществе в целом".

Двойственность личности (природное и божественное начала) проявляется при социализации в том, что по отношению к новой для себя общности он испытывает как положительные (любовь), так и отрицательные (враждебность) чувства. И эти чувства либо закрепляются, либо исчезают в зависимости от обстоятельств.

Легче всего это можно проследить на поведении ребенка при его взаимодействии со сверстниками во дворе. Его влечет к сверстникам, но одновременно он остерегается враждебных проявлений. Испытавший враждебность малорослый и слабый ребенок может приспособиться к обстановке: подчиниться более сильному, найти в нем защиту от других детей. Здесь содержится риск стать "шестеркой".

Но если кто-то надоумит ребенка пойти в спортивную секцию (например, дзюдо) и если ему повезет с тренером, то мальчик уже окажется в другой общности, где сможет преодолеть комплекс неполноценности. Хотя настороженность, злопамятность, приверженность "команде", легкая ксенофобия в характере останутся. И проявятся. В том числе в политической судьбе.

HOME