«Петербургский Час Пик» 8 февраля 2006г.

ОТ ФИЛОСОФИИ К КОНКРЕТИКЕ

Георгий ТРУБНИКОВ, руководитель центра «Христианская демократия»

 

Разговор о резолюции «Необходимость международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов» в российских средствах массовой информации принял характер философского диспута на тему «Так ли уж плоха идея коммунизма?». При этом обнаружилось, что наша элита осталась на позициях материалистической философии. За пятнадцать лет свободы печати она не удосужилась познакомиться с альтернативным мировоззрением, изложенным, например, в концентрированном  виде в знаменитом сборнике «Вехи». А между тем именно веховцами было показано, что идея коммунизма плоха тем, что она утопична. Утопизм, говоря словами С. Франка, «это есть замысел спасения мира устрояющей самочинной волей человека». Утопизм никогда не достигал на практике поставленной им цели, он всегда приводил к результатам прямо противоположным: вместо царства добра и правды он вел к господству неправды, насилия и злодейства.

Большевики знали об этих истинах, они, по существу, были предупреждены, однако безумное тщеславие побудило их начать свой эксперимент над огромной страной. Следовательно, перед Самым Высоким Судом они несомненно виновны.

Но слова, написанные с прописных букв, – пустой звук для сегодняшнего российского общества. На покаяние оно не способно. А требуется именно покаяние. Человек, когда искренне кается, тем самым обещает себе и другим, что не совершит больше греховного поступка, что не будет больше прислушиваться к советам негодных учителей. И, как минимум, никогда не забудет о совершённом проступке. То же самое и с обществом: если оно не помнит о своем прошлом и ни в чем не раскаивается, то с таким обществом опасно иметь дело. Вот поэтому ПАСЕ и выработало свою резолюцию: Европа хочет понять, можно ли иметь с нами близкие отношения. Ведь мы - народ, в котором лишь 37 процентов граждан отрицательно оценивают историческую роль творца главных коммунистических злодейств - Сталина. Народ, который ничему не научился, хотя были у него и достойные учителя. Пятнадцать лет уже все могут прочесть «Архипелаг ГУЛАГ», от которого только самое бесчувственное сердце не содрогнется. Значит, не прочли. Значит, нужно заставить прочесть хотя бы сейчас каждого выпускника школы, а иначе аттестат зрелости не выдавать.

Это не фигура речи. Глобальные дискуссии о том, как преподавать историю в школе, могут идти еще пятнадцать лет, и всё это время ежегодно школа  будет поставлять обществу порцию неполноценных граждан, людей, не знающих биографию своей страны. А изучение самого значительного произведения нашего великого современника – вопрос, на первый взгляд, частный. Никто, казалось бы, не запрещает учителю литературы (или учителю истории?) дать ученикам летнее задание – прочесть «Архипелаг» и написать реферат. Но на практике эта инициатива оказывается равной подвигу. Кто и каким образом может помочь учителю? Отвечаю: Общественная палата. Это как раз для нее дело. Она может принять решение: рекомендовать изучение этой книги на междисциплинарной основе  с проведением специального зачета. Никакого насилия, а мы посмотрим, какие это даст результаты.

Есть еще одно такого же рода предложение. Не уходить в философские дебри, обсуждая коммунистические идеи, а решить один очень простой вопрос: БЫЛ ЛИ ОКТЯБРЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1917 ГОДА ПРЕСТУПЛЕНИЕМ? Вот так: да или нет. Пусть добровольные защитники объясняют, почему не является преступлением насильственное, с помощью броневиков и пулеметов, свержение законного правительства. Да еще в тот момент, когда государство находится в состоянии кровопролитной общенародной войны (отягчающее обстоятельство). Событие это до подробностей описано, факты не подвергаются сомнению, так что дополнительного следствия не требуется.

Этот вопрос не выдуман, он является историческим вызовом и обращен ко всему нашему обществу. Ответить на него должны все общности, все гражданские институты и государственные органы. Молодежные организации, религиозные объединения, прежде всего Русская Православная Церковь, та же самая Общественная палата, каждая политическая партия, в конечном счете парламент и президент. И не нужно запугивать себя юридическими последствиями. Это наша духовная проблема, не решив ее, мы не сможем идти дальше.

Главная страница