«Петербургский Час Пик» 2 ноября 2005. N45-2005

http://www.chaspik.spb.ru/cgi-bin/index_new.cgi?level=45&yea=2005&rub=20&stat=1

Георгий ТРУБНИКОВ

 

ЕДИНСТВО ИМПЕРСКОЕ И ЕДИНСТВО ДУХОВНОЕ

От введения нового праздника «День народного единства» будет один несомненный прок: к этой дате каждое уважающее себя периодическое издание будет готовить свои публикации о Смутном времени – первых годах XVII века. Историки – как публицисты, так и ученые – получили социальный заказ, следовательно, нам предстоит узнать много очень интересного и поучительного.

Ведь на данный момент получается, что мы своей истории совсем не знаем. Мы знаем мифологию, которую и считаем историей. Где ни копни поглубже – вылезают такие факты, что все привычные представления рушатся. И это понятно: мы учились на советской историографии, которая планомерно осуществляла коммунистическую пропаганду. Это мы уже давно поняли, и самые продвинутые из нас давно предпочитали читать С.М. Соловьева, изданного еще при советской власти. Но беда в том, что и дореволюционную историографию тоже нельзя считать объективной. В.Н.Татищев, Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский не были, конечно, ангажированы династией Романовых, но всё же не могли не считаться с самодержавием и, самое главное, с Русской Православной Церковью.

Приведу близкий лично мне пример. Занимаясь в течение десяти лет восстановлением храма св. Александра Невского в Усть-Ижоре, я, естественно, стал интересоваться этой личностью - не только явленным святым РПЦ, но и государственным деятелем. И чем дальше, тем больше вырисовывались вовсе не героические его черты, а роль его в русской истории представала всё более зловещей. Это он разорял Русь вместе с усыновившим его Батыем, это с него Русь начала изолироваться от христианского мира, от Европы. Но его канонизировали при Иване Грозном, сделали покровителем Петербурга при Петре, окончательно вбили образ народного защитника в головы массового сознания при Сталине. А при губернаторе Яковлеве воздвигли аж два памятника, долженствующих всем напоминать, что мы своих врагов били, бьем, и будем бить. Так вот, высказать горькую правду об Александре Невском православному христианину всегда было очень нелегко: ты выступаешь при этом не только против общего мнения, но как бы и против церковной дисциплины. Наверное, поэтому особенно много белых пятен в русской историографии относятся к событиям, происходившим на религиозной почве.

Мне не удалось (конечно же, при слишком беглом поиске) найти очень важных подробностей о периоде с августа 1610 года, когда после свержения Василия Шуйского был подписан договор о признании московским царем польского королевича Владислава, до октября 1612 года, когда отряды Козьмы Минина взяли Китай-город. Был ли Владислав венчан на царствие, или по его малолетству таинство было отложено? Являлись ли представители Речи Посполитой в Москве регентством, и чем они занимались более двух лет? Какова была численность этой группы, которую мы называем интервентами? Были ли они по преимуществу католиками или униатами? Поляками или теми, кого сегодня мы называем белорусами? Скольких «ляхов» растерзали на месте?

Будь я историком, я искал бы в анналах не столько подтверждения векового противостояния народов, сколько моменты их сближения.

Каждому народу свойственно стремление к самоидентификации, к независимости, инстинктивное противопоставление себя другим сообществам.  В Европе эта тенденция в какой-то степени в разные времена уравновешивалась и даже преодолевалась  стремлением христианской Церкви к единству. В России же ее обособленность от Европы только содействовала дальнейшему разделению Церквей. В нарушение евангельских заповедей и вопреки литургическим молитвам о соединении всех Церквей, в храмах и в церковной литературе проповедовался изоляционизм, сеялось непринятие европейского христианства, утверждалась исключительность русского Православия. "Святая Русь", "Третий Рим", "Народ-богоносец", - все эти самоназвания суть результат самообольщения, т.е. имеют ту же природу, что совсем уже фарсовые лозунги типа "Да здравствует советский народ, строитель коммунизма".

Христианская Церковь едина по своему происхождению, по своей сущности, по определению, данному Символом веры, являющимся кратким изложением вероучения. Католицизм, православие, протестантизм – это не осколки, а ветви. Тенденция к объединению или хотя бы к осознанию единства жила в христианстве всегда, истинные христиане постоянно служили этой идее.  Спустя четыре века после схизмы, в 1438 году, был созван Восьмой, Флорентийский Собор, на котором была принята Уния, были решены все спорные вопросы. Однако участник Собора митрополит Московский Исидор по прибытии в Москву был низложен и заточен Василием Темным. Московия начала свой особый путь, путь изоляционизма и вражды, раскольничий путь.

Иную судьбу нашла униатская идея на Юго-Западной Руси, в Великом княжестве Литовском, где преобладали русские православные жители и официальным языком был русский. Здесь в 1596 году состоялся поместный Брестский Собор, и с тех пор существует Греко-Католическая (униатская) церковь - христианское объединение, подчиняющееся Папе при сохранении православных обрядов. Разумеется, не все приняли униатство, ведь это выбор каждого человека. Но важно, что этот путь решения религиозной проблемы существовал и нашел воплощение именно в Речи Посполитой.

Если всё это принимать во внимание, то можно предположить, что роль Речи Посполитой событиях Смутного времени могла бы трактоваться не как захватническая, а как объединительная. Можно предположить, что в боярской Москве были люди, для которых единство христианской Церкви было превыше всего (смею заметить, что такие люди даже сейчас есть). Эти русские европейцы пытались использовать каждый шанс для сближения с христианской Европой, и в первую очередь с братьями-славянами. Это под их влиянием Москва поверила было в настоящего царя Дмитрия Ивановича, а потом пригласила на трон польского королевича Владислава. Для Европы такие вещи были обычным делом. Отец Владислава Сигизмунд сам был из шведской династии. Неважно, кто по национальности, лишь бы был толковым и честным человеком. Союз Польши, Литвы и Московии сулил интенсивный путь развития, модернизацию, развитие культуры, элементы демократии.

Вместо того, чтобы обустраивать и окультуривать собственную территорию, Московское государство пошло по пути непрерывных захватнических войн, колонизируя шестую часть света, не отдавая себе отчета, что это не может продолжаться до бесконечности. Имперское насильственное единство всегда рушится, поскольку не подкреплено духовным единством. Пролиты моря крови – во имя чего? Мы достигли процветания? Мы внесли в копилку позитивных достижений человечества что-нибудь, кроме первых спутников?

Но вот отрицательного опыта у нас накопилось предостаточно. И нам бы нужно без гордыни честно проанализировать его. Была бы большая польза прежде всего для нас самих.

 

HOME