«Петербургский час пик», 19 апреля 2006.

http://www.chaspik.spb.ru/cgi-bin/index_new.cgi?level=15&yea=2006&rub=20&stat=4

 

ИСПОВЕДЬ НА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛЕ

На Страстной неделе Новый завет читается по-особому. Ловишь себя на том, что хочется прочесть не о философии, а именно о событиях тех дней, когда неотвратимо надвигалась Голгофа. Все уже ясно, все самые важные слова сказаны, все люди, которым надлежит хорошо запомнить эти слова, избраны. Их двенадцать человек, простых, не слишком-то образованных людей – рыбаки да ремесленники. Понимают ли они, что им предстоит? Они – это и есть Церковь, но больше не будет рядом с ними Бога, Он будет лишь в их душах, и они, просто люди, будут действовать сами, без подсказок. Церковь будет состоять из людей, грешных людей, предстоит пройти нелегкий и не прямой путь.

Уже известно, что один из них предаст. Интересно, конечно, будет прочесть этот бестселлер - апокриф Иуды. Но напрасно кое-кто обрадовался: сейчас, спустя две тысячи лет любой документ может служить только во славу Христа, потому что именно христианство дальше всех увело человечество от дикости, животных инстинктов. А обосновать предательство – для этого уже есть тысячи уловок.

Преемником Он оставил Петра. Нет, не преемником (О, какой поворот: кого именно сделать преемником? Вся страна сегодня только и думает о преемнике), но главой Церкви, начальником над остальными, а может быть и спикером. Петр был путаником, человеком остро ощущающим, не­посредственно реагирующим. Видимо, эти качества ученика позволили   Иисусу   сделать мрачное предсказание: «Не успеет петух второй раз прокричать, как ты трижды отречешься от меня».  А потом был суд, и Петра знобило не только от холода, он   грелся вместе со стражей у костра, и на вопросы — не из друзей ли он Иисуса, — он отвечал отрицательно, все равно ведь не поможешь, и после тре­тьего отречения прокричал петух. Не такая уж это большая вина, и не раз и до и после Петр доказывал свою преданность Христу и Его делу, но факт троекратного отречения вошел в историю. Не так ли и нашему городу было суждено в третий раз отречься от имени и тем самым остаться Городом святого Петра?

Нет, не замкнутой иерархической группой создал Иисус свою Церковь, а демократическим сообществом, а иначе бы в нее не попал Павел, образованный и дееспособный человек, вынуждавший Петра с ним соглашаться, когда дело касалось самых принципиальных проблем. "Нет эллина, нет иудея". Это сказано Павлом, это одна из основных идей христианства. Христианство над-национально. Или интернационально. Космополитично, кафолично, всемирно. Наверное, это самая многострадальная идея, невыносимая для патриотов. Она выражена святым апостолом Павлом с максимализмом, свойственным многим высказываниям самого Христа, таким как "Предоставьте мертвецам хоронить своих мертвецов" или "Если тебя ударят по щеке...". Эти максимы высказаны не для того, чтобы их немедленно буквально исполняли, но для направления мысли и душевного движения. Эти мысли призваны постоянно беспокоить человека, не давать ему останавливаться в душевном совершенствовании.

Но это всё потом, а сейчас, в Страстную неделю, ты вспоминаешь, как тебя потрясли  строчки русского писателя. «Счастливее двух других был Иешуа. В первый же час его стали поражать обмороки, а затем он впал в забытье, повесив голову в размотавшейся чалме. Мухи и слепни поэтому совершенно облепили его, так что лицо исчезло под черной шевелящейся массой. В паху, и на животе, и подмышками сидели жирные слепни и сосали желтое обнаженное тело». После этого и Евангелие начинаешь читать другими глазами. И страшная загадка – кто же мучился на кресте – не покидает тебя, заставляя глубже и глубже вникать в существо понятия Троицы.

К тому, что Бог-Творец существует, ты пришел умом, знаниями о мире. Решающий вопрос – воскрес ли Христос – решил так: сделал для себя это предположение, ПОГРУЗИЛСЯ в него, и увидел вдруг, как всё стало гармоничным, ясным, стройным. И не захотелось возвращаться обратно.

Юрий Побединский

Главная страница