Мои письма в газете "Известия"

 

Где-то в конце 2000 года газета «Известия» начала проект «Клуб читателей» или «Читатель-соавтор», т.е., стала активно печатать письма читателей. Связано это было с развитием электронной почты. В клуб вступили тысячи людей. Именно в это время приобщился к Интернету и я. Печататься в «Известиях» - это было что-то невероятное. Постепенно я освоил жанр (как теперь говорят – формат), и мои письма стали печататься всё чаще. Дальше – больше: мне было предложено использовать псевдонимы, чтобы моя фамилия не мелькала слишком часто. Всего за пять лет было напечатано около двухсот моих писем. Здесь привожу некоторые.

 

 11 января 2001г.

Как я понимаю приватизацию

Никак не могут даже некоторые "крайне либеральные" экономисты понять сущность приватизации.

Приватизация - это не продажа государственной собственности с целью получения прибыли! Приватизация - это избавление государства от собственности, с которой оно, государство, не может справиться. Классический пример - в Германии в свое время продавалось предприятие за одну марку.

А вот пример из нашей действительности. Мой сосед по даче купил мотоблок. Маялся он с ним два года - начинает барахлить в самые ответственные моменты, да и силенок в 63 года у работника умственного труда не хватает ворочать 80-килограммовый агрегат. В итоге взял и просто отдал бесплатно недешевую вещь деревенскому толковому парню. И тот теперь пашет - и моему соседу, и себе, и почти всей деревне с выгодой для себя.

Думаю, что Чубайс именно так, как мой сосед, понимает смысл приватизации. Наши государственные предприятия уже в 1992 году все проржавели, и ЕЭС ржавеет, как тот самый мотоблок, в государственных руках. Пока не поздно, нужно его отдать (а лучше, конечно, продать как можно дороже, коль скоро есть претенденты) "толковым парням".

 

17 марта 2001г.

Человек на войне

Прошло больше пятнадцати лет, но я хорошо помню этот разговор с Андреем, офицером-афганцем, приехавшим в отпуск. Он с детства бредил военной историей и военной техникой, он не мыслил себе другой профессии, а когда началась война, он, курсант, молился, чтобы успеть попасть на нее. Излагаю его рассказ своим языком, оставляя смысл. 

«Вот привозят нам фильм. Если там есть эпизод с поцелуем, я первый начинаю хохотать. И вот уже и солдаты хохочут и орут: «Давай, кореш, заваливай!» Тот же хохот стоит, когда на экране мелькнет кусочек обнаженного тела.

Во-первых, нам лишние поводы для эрекции не нужны. Публичных домов в нашей армии нет.

Но главное – нам всякие там нежности противопоказаны. Мне во взводе не нужны сентиментальные хлюпики, пусть лучше будут отпетые циники. И природой нам любоваться вредно. Там за каждым красивым утёсом душман сидит, тебя подкарауливает. Взвод постоянно должен ощущать себя стаей хищников, объединившихся для охоты и самозащиты. Мы должны быть хитрыми по отношению к врагу, а взвод – это просто единый организм, где у каждого органа своя задача. Раздумывать некогда, главное – быстрая реакция.

Это пускай на политзанятиях болтают: «Есть такая профессия – защищать Родину». Мы-то знаем, что наша профессия сегодня – убивать. У нас выбора нет: либо ты, либо тебя. Вот так я солдата и воспитываю, для его же пользы».

 

Ненавижу войну. Война – узаконенное убийство, война души человеческие калечит. Но главное – в мирное-то время то же самое…

 

 

10 декабря 2001г

Питерские активисты и сторонники СПС разносят по школам «Черную книгу коммунизма» -  первое историко-публицистическое исследование о глобальных преступлениях коммунистических режимов во многих странах. Директору, завучу или секретарю предлагается просто взять эту книгу бесплатно и расписаться в ведомости, скрепив подпись печатью – для отчетности перед СПС.

Думаете, директор радостно улыбается: «Очень хорошо, наконец-то у учителей будет такое солидное пособие по истории России середины ХХ века»? Чаще всего за напряженной вежливостью плохо скрываются разнообразные отрицательные эмоции – насмешка, недоверчивость, вплоть до ненависти. Ставят печать – лишь бы поскорее ушел этот пришелец, а там книжку можно запрятать поглубже.

Другие, наоборот, начинают допрос: «А вы откуда?» «А на чьи деньги она издана?» «А почему иностранные авторы?» «А с кем вы согласовали?» И далее: «Все уже устали от идеологии. Мы пропагандой не занимаемся, мы даем знания. Все это было давно, были репрессии, но было и хорошее. Хватит делить людей на правых и левых». Куда-то звонят, советуются, но в конце концов берут.

Некоторые решительно отказываются: «Не буду я ставить печать куда попало и все». В одном из районов РОНО срочно провело совещание с директорами, после чего процент «отказников» резко увеличился.

Отчаяние охватывает от всего этого.

Думаю, что Моисей, поведя свой народ в пустыню, прежде всего отстранил от обязанностей прежних учителей, которые тоже были рабами. Сам лично стал учить самых способных детей, сделав их потом учителями. Поэтому ему понадобилось всего сорок лет.

 

12.01.2002  

К дискуссии "Савл стал Павлом"

Продуктивные элиты далекого прошлого вырастали на сословных почвах. Два высших замкнутых сословия, дворянство и духовенство, поставляли государственных деятелей и деятелей культуры, формируя властную и духовную элиты. В семьях многих поколений дети воспитывались в ясно определенных направлениях, это часто давало прекрасные плоды.

Предпринимательская элита формировалась уже во всех сословиях. Были помещики, поставившие свои хозяйства на путь промышленной модернизации. Были поповичи, добившиеся успеха благодаря хорошему образованию. Были разбогатевшие купцы из крестьянского сословия. Но была и новая, но типичная схема, описанная во многих романах, следующая триада. Первое поколение добывает первоначальный капитал преступным путем. Второе поколение развивает дело на легитимной экономической основе. Третье поколение сознает социально-культурную значимость капитала. Бандит - промышленник - меценат.

Примерно то же самое происходит и сейчас. Время, правда, уплотняется, трудно уложиться трем человеческим жизням в стремительный исторический процесс. Но все равно будущий представитель элиты формируется в семье. "Новый русский" обязательно купит сыну компьютер и устроит его в хорошую школу. А дальше культура сделает свое дело.

 

17 января 2003г.

Лукавая логика

Диакон Андрей Кураев (14.01.2003) пишет: «Если рассуждать логически, альтернативой (то есть отрицанием) "основ православной культуры" является "без-основательное не-православное бес-культурье". Одно из проявлений бескультурья - религиозный экстремизм».

Это у православных клириков такой победоносный юмор. 

Реальной альтернативой (то есть другой возможностью религиозного образования)  являются, например, «Основы христианской морали», или «Основы христианского вероучения», или просто «Христианство». В этом случае учащимся будут рассказывать не о православных обрядах, а о том, что противопоставил Христос той религии, в недрах которой Он был рожден. И о цене, которую заплатили христиане, неся по миру свою мораль. Ведь общество озабочено именно моралью, которую усваивают дети. Оно начинает осознавать, что только религиозная мораль прочна, если речь идет не об индивидууме, а о целом народе.

Но ни учитель народа Михалков, ни министр Филиппов, ни иерархи РПЦ этой концепции не примут. Потому что их не религия (христианство) и не мораль (учение Христа) заботят, а власть церковной организации.

Главное – кто будет писать, редактировать и утверждать учебник. И этот вопрос, видимо, уже решен, коль скоро диакон так благодушно настроен.

 

Февраль 2003 г.

 Нужна правда о Сталинграде

Телеканал «Россия» показал 1 и 2 февраля документальный фильм «Непобежденные», посвященный 60-летию Сталинградской битвы. Очень хотелось бы, чтобы этот фильм не остался незамеченным. Это новая грань правды о войне, это еще одно обвинение сталинской диктатуре.

Возможно, об этом уже где-то писалось, возможно, и фильм подобный когда-то показывался. Но можно утверждать, что в общественном сознании не отложилась тяжесть преступления, которое совершил Сталин, сознательно и жестко запретив эвакуацию жителей Сталинграда. «Солдаты плохо защищают города, оставленные жителями». Это был приговор сотням тысяч женщин, детей, стариков. Еще более жестокий, более бессмысленный, чем приговор жителям блокадного Ленинграда.

А какой стратегией можно оправдать тот факт, что тысячи солдат ежедневно в течение пяти месяцев переправлялись на крохотные плацдармы, оставшиеся в наших руках, в эту мясорубку, где средняя продолжительность жизни солдата составляла один день? Единственной стратегией: чтобы во всеуслышание объявлять, что город, носящий ТАКОЕ ИМЯ, не сдается.

 Нужна правда. Нужна для того, чтобы придти к Истине: мы пережили ни с чем не сравнимые бедствия потому, что допустили к власти диктатуру. И, ругая издержки демократии, будем всё же помнить то, от чего мы ушли.

 

5 марта 2003г.

 

«Неужели для тебя 5 марта – праздник?» - спрашивает юная собеседница. А почему бы нет?

Проживи он еще 10 лет (а что такое 73 года для кавказца?) – как бы обернулась моя судьба? Не было бы в ней студенческой Москвы, проникновенных разговоров заполночь, поэтов у памятника Маяковскому, Окуджавы, потом не было бы «Нового мира» и Ивана Денисовича, потом не было бы… Ничего не было бы. Меня либо посадили бы лет в девятнадцать за неуемный язык, либо страх не позволил бы мне стать мыслящим человеком, я стал бы рабом, скотом.

Нам и так нелегко жилось: были и компромиссы,  и трусость была. Но отношение к Сталину всегда было паролем, признаком ума и нравственности. Да, я и сейчас не могу уважать 29% процентов населения моей страны, считающих, что Людоед сделал больше хорошего, чем плохого. Ничего, перетерпим, раньше их было гораздо больше.

 

29.04.03

Зарплату нужно изменить скачком

Непреодолимым препятствием для школьной реформы является, как ни трудно это признать, сама чрезвычайно консервативная учительская  среда.  Эта корпоративная, а не сословная среда,  учительские династии у нас крайне редки. Да и какая же учительница-мать согласится отдать своего дорогого ребенка в учителя? Как создать условия для качественного обновления этой среды, т.е. для пресловутого поднятия престижа профессии учителя?

Необходимо принять решение, по значимости равное конституционному закону, что, скажем, ровно через шесть лет после принятия закона средняя зарплата учителя станет равной зарплате чиновника достаточно высокого класса. И уже сейчас начать копить для этого средства. Тогда уже сегодня в педагогические вузы пойдут талантливые люди.

 

 8 мая 2003г.

Представьте себе, что на ваш дом напали бандиты. Пока вы бегали за помощью и отыскивали оружие, они разгромили дом и убили ваших родителей, после чего вам удалось кого-то из бандитов убить, кого-то обезвредить. Что вы будете делать в годовщину этого события? Праздновать победу? Вспоминать, как смело вы сражались?

Нет, вы до конца жизни будете корить себя, что накануне нападения вы заигрывали с этими самыми бандитами, уже грабившими ваших соседей, кормили их, думали: ну, меня-то они не тронут.

Помню, много лет назад накануне 9 мая солдат войны сказал нам: «Я-то этот день праздную, что жив остался. А вы, которые без отцов живете, чему радуетесь?»

 

21 мая 2003г.

Поясните два тезиса

 Два тезиса послания Путина ждут подробного разъяснения.

 Ставится задача увеличения ВВП вдвое... Мы за последние 15 лет свыклись с мыслью, что экономический рост при рыночной системе хозяйствования планировать нельзя. Да и прогнозировать трудно. Если, конечно, ВВП исчислять не только в рублях, которых можно напечатать хоть на удесятерение ВВП. Где тот смельчак, который согласится возглавить правительство для решения такой задачи?

И вот тут выступает второй тезис: "Считаю возможным сформировать профессиональное эффективное правительство, опирающееся на парламентское большинство". Получается, Путин добровольно отказывается от полномочий и обязанностей, данных ему Конституцией, - самому формировать правительство и отвечать за него. Именно за это право и за эту ответственность боролся предшественник и благословитель Путина. Он понимал объективные трудности становления парламентаризма в России, понимал, что за это лилась кровь в 1993 году.
Глагол "сформировать" - совершенного вида. Значит, речь идет не об отдаленной конституционной перспективе. Президент может хоть завтра поручить формирование правительства Шойгу, Грызлову или Володину. Но ответственность за это правительство снять с себя или разделить с кем-то он не может. Мы его избирали как главу президентской республики.

 

5 ноября 2003г

Отказавшись от телевизионных дебатов, партия «Единая Россия» приняла единственно правильное решение. И все остальные партии должны последовать ее примеру. Ни к чему тратить народные деньги на пустую болтовню. Наши люди и так знают, за кого голосовать.

Дебаты, диалоги, споры, конкуренция – это всё выдумки буржуазной демократии. А нам нужно морально-политическое единство народа. Вдумайтесь: партия так и называется: «Единая Россия». Это, как сказал поэт, рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак.

Единой колонной, стройными рядами, под водительством мужчин с суровыми лицами мы  пойдем к светлому будущему. Мы выявим и разоблачим  притаившихся среди нас отщепенцев, мы схватим их «за одно место»[*].

И порукой тому – то доверие народа, которое испытывает наша партия. Народ, как известно, никогда не ошибается.

 

17 ноября 2003 г.

 И с девизом «Авось!»

Нашелся, наконец, человек, понявший Чубайса! (Борис Стругацкий. "Вменяемые "имперцы" - реальность нашего времени". 12.11.2003). Чубайс предлагает не государства завоевывать политическими методами, а рынки экономическими. Не военную, а товарную и культурную экспансию. Не к чиновникам он обращается, а к предпринимателям и художникам.

«Либеральный империализм»! «Хоть имя дико, но мне ласкает слух оно». От него веет путешествиями, приключениями, здоровым авантюризмом.  Пожелтевшие карты из сундука деда-первооткрывателя, недоверчивые взгляды аборигенов. Только не стеклянные бусы им нужно предлагать, а культиваторы родного завода. Не спаивать их вождей, а объяснить им, почему уменьшение таможенного сбора им же выгодней. Не крестить в свою веру, а ненавязчиво восстанавливать и создавать свои культурные центры. Не повторять ошибок заносчивых дедов, помнить «за что аборигены съели Кука».

Можно спорить о том, насколько хорош лозунг либерального империализма для национальной идеи, но нужно осознать, что перед нами стоит исторический вызов возвращения России на постсоветское пространство в новом качестве.

 

21 ноября 2003 г

На днях смотрел по телевизору встречу руководителя МЧС Сергея Шойгу с производителями сельскохозяйственной продукции. Он рекомендовал им, обещая поддержку, избавляться от посредников-перекупщиков.

Это значит: вырастил морковку - езжай на рынок и сам продавай? Но такое уже было при закате КПСС, когда от торгующего требовали справку, что продукция произведена именно им.

Можно, конечно, не разбираться в рыночной экономике, но принцип разделения труда справедлив для любой экономики. Дело крестьянина - произвести продукцию и продать повыгоднее, желательно прямо на корню. А увозить, обрабатывать, складировать, сохранять, доставлять покупателю - желательно прямо к столу - это все другие профессии, не крестьянское это дело.

И помощь крестьянину должна состоять не в том, чтобы выискивать "лишние" звенья в этой цепочке. А в том, чтобы создать условия, когда к крестьянину сами приходят покупатели, да не один, а много, чтобы было из кого выбирать.

 

26 ноября 2003 г.

Никогда не поеду в любимую Гагру

 И все-таки, несмотря на очень взвешенное заявление Путина, остается горькое ощущение, что мы Грузию предали.

В первый раз мы сделали это в августе 1992 года, когда, вместо того чтобы помочь Грузии наладить нормальную жизнь в стране, сквозь пальцы смотрели на участие наших наемников в боевых действиях на стороне Басаева, сыгравшего главную роль в исходе абхазской войны.

Кое-кто из политиков - даже в ранге председателей парламентских комитетов - уже тогда начал предлагать принять Абхазию под покровительство России, как будто независимость Абхазии - дело решенное.

Российские средства массовой информации в течение одиннадцати лет продолжали буквально травить президента страны, с которой у нее так много общего. Как Шеварднадзе вообще удалось сохранить хотя бы подобие мира, диву даешься.
Без железной дороги, отрезанной сепаратистами. С экономическими последствиями распада СССР. С сотнями тысяч переселенцев. С такими внутренними смутьянами, что нам и не снились.

Мы закрывали глаза на то, что Грузия - такое же федеративное государство, с такими же, только гораздо большими, проблемами, как и Россия. Мы застенчиво отворачивались от того факта, что в обоих государствах титульные нации православные, а автономные - мусульманские. Мы как будто не понимали, что признавать независимость Чечни, Абхазии и Южной Осетии нельзя по определению и позицию по этому вопросу нужно высказывать с одинаковой убежденностью, мало того - с готовностью помочь.
Слишком многие наши политики откровенно ненавидели Шеварднадзе за его роль в горбачевской перестройке в области международных отношений. Слишком многие ждали, что лакомая абхазская виноградная кисть созреет и в конце концов упадет в подставленные нами ладони.

Такие настроения во властной элите оказались слишком сильны. Если теперь получится по-ихнему, если Грузия распадется, я никогда не поеду в любимую Гагру. Слишком больно.

 

5 декабря 2003 г.

Лидеры СПС предупреждают об опасности национал–социализма. Комментаторы сразу же называют это предупреждение рекламным трюком в избирательной кампании.

Я здесь абсолютно согласен с СПС. Если в Думу пройдет партия, во главе которой стоят националист и социалист,[†] то национал-социализм  получит полную легитимность, а это действительно меня страшит.

Потому что я сильно сомневаюсь, что у нас есть иммунитет против национал-социализма. Да, у нас, перенесших войну с нацистом Гитлером и геноцид национал-большевика Сталина. Мы не осознаем, что нацизм является нам в благопристойных одеяниях патриотизма.

Нас всех воспитали патриотами. Мы не понимаем, что между любовью к родине и политической позицией, именуемой патриотизмом, - огромная разница. Ведь, называя себя так, патриот дает понять, что существуют и не-патриоты, «не наши».

И самое простое – считать «не нашими» евреев и «черных». Давайте не закрывать глаза на то, что слишком многие сейчас, слыша об уголовных делах Гусинского, Березовского, Ходорковского,  не грядущему торжеству законности радуются, а совсем другому.

Этим людям мне хочется сказать: не давайте волю этим чувствам, остановитесь. Лучше повторяйте про себя и постигайте непростую, но высокую истину: "Нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы - одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28).

 

10 декабря 2003 г

Не верю в истину циника

Как проникновенно, как по-отечески покровительственно сразу после осознания своей победы говорил Жириновский лидерам СПС, что они не понимают Россию, которой нужна не парламентская демократия, а фактическая монархия.

И действительно, как можно этого не понимать? Ведь почти двести лет назад это же, только намного жестче, сказал тот, чьи стихи знает вся Россия: "Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь".

Выборы - это ведь еще и своего рода медицинский анализ, данные для диагноза. В этом году обнаружены возвратные явления застарелой болезни. У больного крайне неутешительные перспективы. Впору последовать совету Жириновского и махнуть туда, где "оскорбленному есть чувству уголок".

Можно поступить и иначе - сказать детям и внукам: "Забудьте все, чему я вас учил. Научитесь стричь. Угождайте начальству, произносите лживые казенные речи, берите взятки, делитесь ими с вышестоящими. Живите для себя. Что вам народ, который то и дело предает самых лучших, самых порядочных своих сыновей?"

Но не поверят мне дети. Так же как я не верю Пушкину в этой фразе, сказанной в отчаянии.

 

31 декабря 2003

"Есть апостольское число"

Гадать под Новый год - естественно. Будущий год - високосный, можно ожидать неприятностей. Но есть еще один период, если не открытый, то озвученный Андреем Вознесенским - 12 лет: "Есть апостольское число, для России оно - двенадцать".

Что там было 12 лет назад? Простились с Горбачевым, распался СССР. А еще раньше - началась афганская война. В 1968 году ввели войска в Чехословакию, в 1956-м - в Венгрию. И вот так, двигаясь двенадцатилетними шагами в глубь истории, мы дойдем точно до 1812 года. Если попытаться выявить общие признаки этих годов, то все они связаны с внешней политикой, с силовыми акциями.

И почва для таких событий в 2004 году имеется - Кавказ. В Грузии будет избран экспрессивный президент. А у нас председателем комитета по внешней политике Думы станет скорее всего накачавший мышцы в предвыборных дебатах Рогозин. Ничего доброго такая расстановка сил не сулит. Перепалка гарантирована, а вот будем ли мы увеличивать на Кавказе контингент войск, пока еще не ясно.

В чем же можно найти источник новогоднего оптимизма? Да в том же двенадцатилетнем периоде. 1992-й с его гиперинфляцией точно не повторится. Будем наращивать ВВП и, стало быть, голодать не будем. Прошедшие 12 лет были годами экономического выздоровления. Пожелаем же друг другу и правительству удачи на этом пути.

 

 20 февраля 2004 г.

Все как на ладони

Случайно или не случайно, но с перерывом в два дня вначале в "Свободе слова" на НТВ, а затем в "Школе злословия" на "Культуре" встретились лицом к лицу Татьяна Толстая и Иосиф Кобзон. Притом в первой, политической, передаче Толстая представляла либералов, а Кобзон, естественно, партию власти.

А еще кто-то говорит, что у нас нет свободы слова! Вот они - идеальные возможности для противопоставления позиций, убеждений, личностей. Все как на ладони. И если даже не очень вслушиваешься, о чем говорят, видно, как они это делают.

Трудно более удачно подобрать пару для противопоставления. Сидишь и думаешь: неужели кому-то может быть не ясно, где культура, а где поверхностность, где глубокое обаяние, а где наигранность, где тонкий интеллект, а где набор шаблонов?

И приходишь в ужас от того, что 96% населения делает выбор прямо противоположный твоему.

 

26 марта 2004

Обезличенное право убивать

Обозреватель Семен Новопрудский, пытаясь осмыслить с религиозных позиций уничтожение идеолога терроризма, договорился до того, что "террористам удалось расшатать сами основы христианской морали" ("Право убивать", 24.03.2004).

Заповедь "не убий", одинаково чтимая иудеями и христианами, есть руководство для отдельно взятого человека. А право лишать жизни преступников передано государству. Народный суд в лице государства обезличен. Для приведения приговора в исполнение существует институт палачества. И солдатам, идущим в бой по повелению государства, смертный грех отпускается заранее.

Что очень важно: христианское государство при вынесении приговора руководствуется вовсе не местью. Смертная казнь - лишь гарантия, что преступник никогда не повторит свое преступление и - одновременно - предупреждение потенциальным преступникам о неотвратимости наказания.

Христос не отменял существовавших при его жизни законов. Он дал направление, по которому стал развиваться христианский мир, последовательно становясь менее жестоким (А. Вознесенский: "...отвергнув месть, как пройдя болезнь"). Отмена смертной казни в христианских странах - итог многовековой работы Церкви во имя смягчения нравов. Но по отношению к внешнему врагу во время войны смерть остается все тем же гарантирующим и предупреждающим фактором.

Удачный выстрел по шейху Ясину - это приведение в исполнение приговора. Ни иудейская, ни христианская мораль от этого выстрела не пошатнулись. Просто хорошее государство никому не позволяет бить своих подданных ни по левой, ни по правой щеке.

 

 18 июня 2004

Нынешние поборники тоталитаризма научились прятать свою идеологию под либеральную фразеологию. Вот и Е.Новикова («Дома, дороги, книги...», 16.06.04) заканчивает свой пассаж по поводу статьи обозревателя Александра Архангельского "За что я благодарен Рейгану" (8.06.2004) призывом «отвечать только за себя и только лично, не ожидая подсказки или подталкивания». Можно было бы в умилении развесить уши, если бы не соседствующее утверждение, что «своей работой, планами, бытом, детьми» можно и нужно заниматься «независимо от политического строя», уступив решение общественных задач «очень немногим», находящимся там, наверху.

Не верьте, молодые читатели. Умным и совестливым людям мучительно было жить в отсутствии свободы. Как бы ты ни успокаивал себя, что всё равно полезно строить даже плохие дома, плохие дороги, писать даже плохие книги, - два раза в пять лет тебя заставляли участвовать в позорном фарсе голосования за единственную кандидатуру. И, опуская в урну свой бюллетень, ты всё одобрял: прошлые и настоящие репрессии, угнетение своих и соседних народов, оскорбление религий, и многое, многое другое, к чему не может остаться равнодушным человек.

Сама-то Е. Новикова, призывая остальных углубиться в личную жизнь, села-таки за компьютер, чтобы выразить свое возмущение тем, что российский журналист Александр Архангельский посмел опубликовать добрые слова памяти президента Рейгана. Потому что ею руководит очень сильное чувство ненависти ко всему, «что случилось, что сталось в стране».

А мне хотелось бы выразить благодарность А. Архангельскому за все его колонки последнего времени.

 

1 октября2004г.

Исторический вызов исламу

В крайне противоречивой, испорченной натужными антиамериканскими намеками статье диакона Андрея Кураева («Как относиться к исламу после Беслана?», 15.09.04) содержится новая для большинства читателей (хочется верить, что достоверная) информация: «Голос ислама – это голос улемов, знатоков богословия (от арабского «алим» – знаток религии). Эти люди, не менее 12 лет своей жизни посвятившие изучению Корана, получают право на его публичное истолкование».

Стало быть, при отсутствии у мусульман всемирного единоначалия, всё-таки  говорить от имени исламского мира имеет право не любой, а некие люди, которым достаточно собраться и выработать общую точку зрения.

Исламу брошен исторический вызов. Необходим всемирный представительный форум мусульман, который возьмет на себя право говорить от имени ислама.

Главное, что должен сделать этот форум – открыто и однозначно осудить терроризм и объявить проклятыми Богом людей, покушающихся на террор. Он должен отменить все объявленные мусульманскими группами джихады. Он должен ввести запрет на личную и коллективную месть. Он должен отказаться от статуса государственной религии в каждой стране.

В каждой мечети должны прозвучать искренние и уверенные слова о том, что Шамиль Басаев и Бен Ладан являются не имамами, а духовными отщепенцами.

Мусульмане должны понять, что доверие к исламу как к нравственному учению и как к религии стремительно падает, что лишь цивилизованные правительства, зрелое гражданское общество  и христианская Церковь спасают их от стихийных возмущений.

 

20 октября 2004

Не дорожа любовию народной

То, что население отрицательно воспринимает такие меры как пенсионную реформу и монетаризацию льгот  – это же так понятно! Это и есть те самые непопулярные меры, с которыми приходится сталкиваться любому реформатору. Большинство не понимает, большинству нужно всё здесь и сейчас, притом побольше. Хватит нам принимать в лоб расхожее изречение «Глас народа – глас Божий».

Реформатор понимает, что его реформы будут оценены лишь историей. Но одновременно как всякий властитель он желает и народной любви. Эта драматическая ситуация повторяется из века в век. Только гениальному поэту дано «не дорожить любовию народной», а политику, тем более переизбираемому, решиться на непопулярные меры очень нелегко. Вот он и начинает маневрировать, чередуя популистские и реформаторские акции.

Лично у меня к Путину одна главная претензия: он не стал просвещенным и просвещающим правителем. За пять его лет наше общество не выросло в своем мировоззрении, не осмыслила исторические события прошлого века, не покаялось, не приобрело идеалов, не научилось ценить свою интеллигенцию и любить своих соседей. Правда, именно при Путине ввели единый госэкзамен, а этот механизм может стать тем архимедовым рычагом, который перевернет, наконец, всю порочную, доставшуюся от Сталина систему образования.

Если у Путина через два года будет рейтинг ниже 20% - это будет означать, что он свою положительную роль в истории сыграл. Потому что решился на реформы.

 

 

24.11.04

"Не стремятся ни к каким завоеваниям..."

К сожалению, в дебатах о Южных Курилах ("Есть ли у России лишняя земля?", 20.11.2004) не была прояснена ситуация с точки зрения международного права.

А она состоит в том, что, вступая в войну с Японией, мы присоединились к Каирской декларации, где говорилось, что союзники "не стремятся ни к каким завоеваниям для самих себя и не имеют никаких помыслов о территориальной экспансии".

Эти четыре острова никогда никому не принадлежали, кроме как Японии. Так что их захват и невозвращение - прямая экспансия, результат вероломства Сталина, отказавшегося подписать, в отличие от союзников, Сан-Францисский мирный договор с Японией от 8 сентября 1951 года. Отсутствие договора - это именно наследие Сталина, признак неуважения к международным нормам, это наша "болячка". Профессионалы российского МИД все это давно осознают, в интернете можно найти соответствующие документы, которые не мешало бы знать политикам и "общественности", прежде чем кричать: "Ни пяди!" Искреннего уважения и дружбы со стороны мирового сообщества мы не завоюем, не изжив в себе сталинское хамство.

 

«Известия» 7 декабря 2004г.

Печальная годовщина

Год назад, 7 декабря 2003 года, Россия совершила деяние суицидного характера: изгнала из парламента партии либерально-демократического направления. Попробуем посмотреть на результаты этого деяния нашими общими глазами, глазами не теряющего надежды телезрителя.

Закрытие программы Савика Шустера, при всем уважении к Владимиру Познеру, мне представляется невосполнимым. Совсем исчезли с экранов правые политики: а что их приглашать, кто они такие, мы депутатов приглашаем.

Депутаты большинства столь косноязычны, что не могут объяснить смысл послушно принимаемых законов. Зато очень красноречив не сходящий с экранов Рогозин, чей национал-социализм теперь облачен в вальяжную одежду.

Мне скажут: «Но ведь парламент принимает вполне рыночные законы». Может быть и так, но нам, избирателям-телезрителям, хотелось бы слышать и критику справа.

Но и это не главное. Ведь в начале было Слово. Состояние общественного сознания не менее важно, чем рост ВВП.  Всеобщее единомыслие, к которому идет страна – вот что вызывает страх.

 

24 декабря 2004

Предварительно виновный

Нам пытаются внушить, что дело Ходорковского и налоговые претензии к ЮКОСу никак не связаны, но в это трудно поверить. Руководитель компании, ее мозг, ПОЛТОРА ГОДА НАХОДИТСЯ В ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ заключении, в строжайшей изоляции (включающей обыски адвокатов). Время от времени в офисах компании производятся обыски с выемкой документов. Запуганные члены совета директоров покидают свои посты, не желая даже на сутки оказаться в постсоветской тюрьме. На компанию лавиной сыплются претензии налоговой службы, на которые некому ответить. Объявить банкротство не дают.

А далее с помощью «Газпрома», где председателем совета директоров является руководитель администрации президента, устраивается такой авантюрный спектакль вокруг торгов, что все окончательно забывают о сути дела и лишь следят за сюжетом, держа пари на то, каким именно способом компания окажется национализированной. 

По-моему, это верх цинизма. А если я чего-то не понимаю, то, может быть, господа Медведев и Устинов, а лучше – их общий начальник объяснят иначе всё происходящее - внятно, доступно и публично?

 

10 января 2005

Человечество становится человечнее

Сколько бы разочарований ни приносил год минувший, сколь мрачными ни были бы осмысленные прогнозы на год будущий, - всё равно все мы в новогодние дни ощущаем надежду. Мы на какое-то время стряхиваем с себя все боли и обиды, мы мысленно изменяем ракурс своего восприятия происходящего, смотрим на него не ежедневным замыленным  взглядом, а взглядом в масштабе года, в масштабе десятилетия. Кому-то удается взглянуть на действительность в масштабе столетия или даже тысячелетия. Это  счастливые люди, ибо их-то не собьешь, их оптимизм основан на знании и понимании истории,  они видят, что человечество в целом  становится человечнее.

Счастливы и те, кто просто верит в Бога, в Его ипостаси Вера, Надежда, Любовь. Они знают, что уныние – грех, они справляются с этим и другими грехами постоянной работой внутри собственной души.

Но самые счастливые – те, кому удается сочетать веру и знание. Их души постоянно обогащаются, ибо для них Бог – это Путь, Истина и Жизнь.

Будем же счастливы, дорогие читатели «Известий»!

 

«Известия» 4 февраля 2005г.  Полоса ДЕБАТЫ[‡]

Помогает или мешает Запад развитию России?

 

Говорить сегодня о вмешательстве Запада в сферу российских интересов и наши внутренние дела могут только «гениальные провокаторы» или люди со сталинистским мышлением. Мы вступили в открытый мир, мы участвуем в ПАСЕ и других организациях, мы пускаем в святую святых - на свои выборы - международных наблюдателей, так давайте приучаться спокойно и внимательно выслушивать то, что о нас говорят. Уж если кто вмешивается в чужие внутренние дела, так это мы сами. В Грузии и Украине мы этим занимались бесцеремонно. Но уроков, похоже, опять не извлекли.

Егор Скоробогатов, Борисоглебск

 

Запад помогал нам во время войны «студобеккерами», самолетами, тушенкой, зерном и многим, многим другим. Запад помогал нам информацией через «голоса» во времена холодной войны. Запад помогал нам неоценимой гуманитарной помощью  и миллионами экземпляров Библии. Запад помогал нам дешевыми кредитами все последующие годы. Запад помогает нам своими менеджерами, разнообразной информацией, законодательными прототипами, технологиями, критикой некоторых наших действий. Какие еще могут быть вопросы?

Юрий Парашин, Одесса

 

 «Свой путь» России – это пьяный кураж главаря, это блуждание в потемках, это «куплю билет и выйду назло кондуктору», экзибиционизм возле тещиного дома,  нормальные герои, которые всегда идут в обход. «Свой путь» - это гражданская война, уничтожение продуктивной элиты, лагеря, 27 миллионов жертв войны. Не хватит ли искать «свой путь»: ведь есть общий путь к цивилизации. И если сбились с пути – прислушаемся к тем, кто нас зовет, посылает сигналы, кто свой путь длиною в две тысячи лет  выстрадал не напрасно, кто умеет учиться хотя бы на своих ошибках.

Владимир Кузнецов, Подпорожье, Ленинградская обл.

 

 Когда упал «железный занавес»,  и Запад смог увидеть нас лицом к лицу, ему постепенно стало открываться, что Россия – это не только Растропович, Сахаров, Тарковский, Вознесенский, Шемякин, т.е., русская европейская интеллигенция. За этим тонким слоем увиделась огромная страна, которой европейская культура, в сущности, чужда. Точнее, не усвоена или усвоена поверхностно. Тем не менее, Запад свою культурную, т.е. самую эффективную помощь не прекратил. Там-то понимают, что развитие страны есть в первую очередь развитие ее культуры.

Георгий Трубников, Санкт-Петербург

 

 «Он не требует, не просит,//желтый глаз его горит,//каждый сам ему подносит// и «спасибо» говорит». Почему-то всегда вспоминается этот окуджавский черный кот, когда патриотические политики и публицисты начинают обсуждать мотивы, которыми руководствуется Запад, помогая нам вот уже 63 года. «Как это так – враги, и вдруг помогают? Не иначе, свою черную совесть хотят облегчить. Или, скорее всего, предлагают нам сыр в мышеловке». Проще говоря, судим по себе. А на самом деле Запад как христианская цивилизация помогает нам самим фактом своего существования, даже если бы не помогал специально. А прямая помощь идет в основном не от государств, а от общественных организаций и частных лиц, мы со своим государственным мышлением и этого никак не можем усвоить.

Виктор Лычагин, Самара

 

«Известия» 11 марта 2005г., ДЕБАТЫ

Вся колонка моя!

Перестройка удалась?

 

Термин «перестройка» для того времени был не так уж плох: в нем был намек на достаточно радикальные преобразования. Период, называемый перестройкой, по существу есть начальный этап ставшей неизбежной политической и социально-экономической революции, т.е. качественных изменений, изменений строя. И революция эта прошла почти без кровопролития. Следовательно, перестройка удалась.

Георгий Трубников, Санкт-Петербург

 

Перестройка – это свежее дыхание свободы, это постепенное исчезновение страха, возможность не скрывать веру в Бога, прекращение бряцания ядерным оружием, падение железного занавеса, независимость стран и народов, пробуждение людской инициативы, возвращение народу его лучших сынов, возможность «жить не по лжи», и надежды, надежды, надежды… Уже за одни надежды спасибо, они сделали жизнь совсем другой. И не нужно унывать из-за того, что не все надежды осуществились. Свободу веры и совести ценит тот, кто имеет веру и совесть. Свободу слова ценит тот, кому есть что сказать. Свободу выборов ценит тот, кто способен сделать выбор.

Альбина Чеботарева, Томск

 

Главная и неоценимая заслуга Горбачева - гласность. При нем начали произноситься в средствах массовой информации те слова, которые прежде звучали лишь в частных разговорах. Некоторым редакторам газет и журналов позволялось напечатать нечто новое, нечто приподнимающее планку прежде дозволенного. Постепенно и последовательно в течение 1987-89 годов стали говорить о свободных выборах, о порочности существующей системы (а не о пороках и ошибках отдельных деятелей), о монополии КПСС, наконец о частной собственности. Это лишь некоторые этапы, но каждый был событием: прежде эти понятия были под строжайшим запретом. Воистину - В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО.

Юрий Побединский, Рязань.

 

Как верховный правитель Горбачев внес в законодательство лишь два принципиальных новшества: изменил систему выборов в высший орган власти и расширил права кооперативов. Это были лишь узенькие щелочки, но туда устремилась вся накопившаяся к тому времени людская инициатива. Демократически настроенная интеллигенция сделала выборы альтернативными, а предприимчивые люди заработали и легализовали начальный капитал для серьезного бизнеса.

Юрий Николаев, Санкт-Петербург

 

Первый этап реформ, называвшийся перестройкой и продолжавшийся с 1985 по 1991г., имел политический характер, был подготовлен деградацией тоталитарного режима, инициирован сверху, осуществлялся крайне малочисленной прослойкой общества под прикрытием высших государственных лиц при растерянности номенклатурного класса и при полном непонимании происходящего со стороны народа. Сюда следует добавить непонимание самим Горбачевым необходимости радикальной экономической реформы и неизбежности распада СССР.

Егор Скоробогатов, Борисоглебск

 

В отличие от Горбачева Ельцин принял как данность по меньшей мере три вещи. Первое: процесс движения республик к реальной независимости необратим, и препятствовать ему - значит рисковать гражданским миром. Второе: постепенный, "бархатный" переход от абсолютного государственного регулирования экономики к рынку невозможен, для него попросту нет времени. Ключевой акт - либерализация цен - был проведен быстро и решительно. Третье: в постсоветской России нельзя делать ставку на парламентаризм, необходимо закрепить в Конституции президентскую форму правления. Говорить сегодня о том, кто из президентов был неправ – пустое.

Виталий Садовников, Тюмень

 

«Горбачев-фонд» («Что дала перестройка стране и миру», «Известия», 1.03.2005) наивно, на мой взгляд, пытается отмежеваться от окончательных, «плохих» итогов перестройки, оставляя себе лишь «хорошие»: демократизацию и свободу. Горбачев выпустил джинна из бутылки, а дальше процесс стал развиваться по своим законам, не слишком подчиняющимся никаким начальникам. Когда-нибудь Горбачеву и Ельцину будет сооружен общий памятник.

Юрий Парашин, Одесса.

 

Возможности политика ограничены. Все, что с нами происходит, определяется главным образом состоянием самого общества. Осуществиться может только то, что находится в соответствии с общественным сознанием. Правильно оценивать общественное сознание и быть всего на полушага впереди его - вот истинный талант политика большого масштаба. Этим талантом обладали первые президенты СССР и России. Крушение тоталитарного строя обошлось без гражданской войны, и это главное.

Курт Зоргенфрей, Псков

 

16 марта 2005г.

Есть русская интеллигенция!

Посмотрел в воскресенье по НТВ «Школу злословия» с Мариэттой Чудаковой – как будто глоток свежей воды в пустыне выпил. Сколько же лет мы не видели ее – умную, обаятельную, полную энергии! Как она в свое время возвращала нам Михаила Булгакова, как она ринулась в общественную жизнь конца 80-х! Семь лет проработала на общественных началах в ныне распущенной комиссии по помилованию.

Господи, но ведь есть же еще у нас люди! «Есть русская интеллигенция.// Вы думали - нет? Есть.// Не масса индифферентная, // а совесть страны и честь» (Вознесенский).

 Совсем мало, но есть! Хотя бы раз в день по десять минут таким людям давать эфир… Неважно даже, о чем конкретно они будут говорить: у них каждое слово – золото. Целые семьи вместе с детьми усаживались бы у телевизора, и родители говорили бы: «Вот с кого надо брать пример, вот у кого нужно учиться говорить, вот какие поступки нужно совершать в жизни».

А  телевизионным дельцам, превратившим «важнейшее из искусств» в кормушку, тем, чей лозунг «пипл хавает», приватизировавшим свободу слова и наплевавшим на тех, кто за эту свободу жизнь положил – нет вам прощения перед высшим судом. Вы свой народ в толпу превращаете.

 

28.03.05[§]

Два рыцаря, разделенные веком

Раздумывая о Чубайсе, видишь в его судьбе все больше параллелей с судьбой Столыпина. И сразу же суеверный страх охватывает: смотри, накаркаешь… Не быть суеверными, а помолиться во здравие Анатолия Борисовича, чтобы не повторился тот финал – вот к чему хочется призвать порядочных людей России.

Два доблестных рыцаря выздоравливающей России, разделенные ужасным веком. Их глубинные реформы затрагивают не только интересы отдельно взятых паразитов, плодящихся на огромном теле страны, но и ленивые массы, не способные отличить добро от зла.

Тот же визг журналистов, те же оскорбления депутатов Думы, те же прозвища, распространяемые эсэровскими и большевистскими агитаторами и подхватываемые толпой. Атмосфера ненависти, в которой не дождешься поддержки на только от царя, назначившего тебя на этот пост, но и от попутчиков: они не выступят на защиту, они на всякий случай промолчат.

В такой атмосфере, где вслух произносится, что «изверга и замочить не западло»,  всегда найдется агент-доброволец, российский Герострат.

Здоровья и сил, долгих лет жизни Вам, неутомимый Анатолий Борисович!

 

31 марта 2005

Хотелось бы извиниться перед Лукашем Адамски ("Поляки не путают Кремль и Россию", 14.03.2005) за моего земляка Д. Лытова («Их "широта" и наш "беспредел"», 23.03.05). Отнюдь не все в России так высокомерны, хотя социологи и отмечают сегодня рост националистических настроений.

Когда «патриот» заявляет, что «народ – единое целое», то он якобы принимает лично на себя ответственность за преступления своего государства – СССР, Российской империи в лице каждого его правителя. Но это ложь, демагогия. Он ничем не рискует, он прекрасно знает, что я не отыщу его и не покараю за моих родственников, погубленных в сталинских застенках.

Перед поляками наше государство особенно виновато. За штык в спину в сентябре 1939-го, за Катынь, за предательство варшавских повстанцев в 1944-м. Лет 15 назад в газете «Вечерний Ленинград» печатался «Ленинградский мортиролог», поразивший меня тем, что в списке жертв 1938-39 годов чуть ли ни треть составляли поляки. 

«Беда поляков в том, что Польша оказалась конкурентом России и проиграла в этой борьбе» - пишет Лытов. Ага. И Финляндия нам проиграла, и Прибалтика, и Украина, и Германия, и Япония, и Чечня. Вот такие мы победители.

 

 11 апреля 2005

День окончания войны

Давайте переименуем этот праздник. Давайте назовем его просто «День окончания войны». Потому что слово «победа» в русском языке несет смысл триумфа, торжества, достижения цели, доказательства преимущества, выигрыша. Оно слишком звонкое для единственного определения того трагического события, которое терзало нашу страну четыре с половиной года, которое лишило нас лучших людей, не оставивших потомства. Победа бывает со счетом 1:0, 21:19, но  соотношение 27 погибших миллионов против семи миллионов противника – это нужно называть как-то иначе.

«Праздник со слезами на глазах» - это правильно сказано. И в послевоенные годы он таким и был. Главное ощущение – больше не будет похоронок, скоро вернутся оставшиеся в живых. Но чем дальше, чем больше ветеранов умирало от ран, чем эффективнее власть направляла патриотическое чувство себе на пользу, тем больше стал проявляться триумфализм. И бравурный марш, на который были положены строки о слезах на глазах, полностью вытеснил   суровую печаль и суровую память. Потому что под этот марш горькую правду и не расскажешь, и не усвоишь.

 

«Известия», 13 мая 2005.

Маньяки не делятся на лучших и худших.

Не могу согласиться с логикой президента РФ Владимира Путина в оценке Сталина. Маньяк, виновный в уничтожении десятков миллионов людей, остается преступником, вне зависимости от того, в какой цвет окрашено его преступление – красный или коричневый. Совершенно неуместно умалять его вину, кивая на еще худшего преступника. Употребив в одном из недавних интервью выражение «многие называют его преступником», Путин, в сущности, подверг сомнению истинность этой оценки, а это неприемлемо для тех россиян, которые обладают исторической памятью.

Что же касается того факта, что «не советские войска 22 июня 1941 года перешли границу Германии, а совсем наоборот», то Вторая мировая война началась, когда гитлеровские и сталинские войска с разрывом в две недели, по предварительному сговору, перешли границу Польши. Вот этого в первую очередь нельзя забывать.

 

23 мая 2005

Искусство навесить ярлык

Наконец-то благодаря СМИ и, в частности, «Известиям» общественность получила возможность ознакомиться с конкретными эпизодами  дела Ходорковского («Садитесь пока», 17.05.05). И здесь сразу же следует отмести возможные претензии к общественности, которую будут упрекать в некомпетентности. Мол, вы не юристы, так и нечего соваться. Право – это как раз та область, где граждане не только могут, но и обязаны иметь собственные знания и суждения. А юристы – не жреческая каста, а просто люди, знающие, по идее,  много законов наизусть.

Общий метод, примененный обвинением и поддержанный судом, состоит в том, чтобы изложить группу фактов, которые никто и никогда не скрывал, и повесить на них ярлык из этической категории, типа «обман», «преступный сговор» и т.п. И вот эти ярлыки выдать за состав преступления.

Вот пример. «Обманным путем Ходорковский и Лебедев завладели принадлежащими государству 44% акций НИИУИФ». Как можно кого-то обмануть при инвестиционном конкурсе? Конкурс – это серьезная, но всё же игра, и в ней можно только выиграть или проиграть, слово «обман» здесь в принципе неуместно, лишь бы соблюдались правила игры. Вот если можно доказать, что некто путем насилия, угроз, шантажа или подкупа препятствовал свободному участию лиц в конкурсе – тогда это преступление, и оно так и называется: насилие, угроза, шантаж, подкуп. А сговор участников, если он доброволен, – не преступление, а тактика игры, и устроителю конкурса нужно просто заранее принимать это во внимание.

Есть все основания полагать, что и другие пункты обвинения построены примерно по этой схеме.

 

31 мая 2005г.

Чубайс на явке с повинной

Представляю себе: является Чубайс по повестке в прокуратуру. Следователь достает из папки единственный лист начатого уголовного дела по обвинению в халатности и злоупотреблении полномочиями. «Я Вас долго не задержу, если подпишите свои признательные показания. Вы заявили публично, что признаете свою личную ответственность и вину за аварию на энергосетях. Вот давайте и оформим явку с повинной».

Это почти не шутка. Ведь официальный представитель прокуратуры Наталья Вишнякова, оторвавшись от написанного текста, так и сказала: «Сам Чубайс не отрицает своей вины в случившемся и заявил, что готов нести за это ответственность».

Эти люди говорят на разных языках. Они по-разному понимают ответственность. Сумеет ли наше общество увидеть эту разницу? Едва ли. В том, с какой быстротой президент назвал виновника, а Устинов, Рогозин и представитель Лужкова отреагировали, видна решимость покончить, наконец, с человеком, который, со своей энергией и умом, у всех как бельмо в глазу.

 

 

15 ноября 2005

Анафема воспитателям

Убийственное впечатление производят результаты опросов общественного мнения («Красные опять побеждают белых», 7.11.05). Число людей, оценивающих Октябрьскую революцию положительно и восторженно, неуклонно растет и уже доходит до трети. И это на пятнадцатом- двадцатом году пути избавления от коммунистических химер!

К тому же 45% готовы идти под лозунгом «Россия для русских». Наверное, можно выявить и другие такого рода идеи, которыми забиты головы сограждан. Сколько, интересно, нормальных-то людей осталось? Явно меньше злополучных 7% - проходного балла в Госдуму.

Не пора ли спросить себя – так кто у нас, собственно, отвечает за духовное и интеллектуальное состояние общества?

Как всегда – власть? Ах, оставьте, что с нее возьмешь, она просто в точности соответствует обществу, избирателям. Церковь? РПЦ так и не оправилась от большевистского насилия, она проповедует не христианство, а православный патриотизм, т.е. тот же национализм. Муллы не возвышают свой голос против терроризма. Интеллигенция как явленная общность – где она? Ау!!!

Средства массовой информации и, в первую очередь, телевидение. Вот эти не отвертятся на Божьем суде. Анафема тем, кто ими руководит, кто делает там деньги! Открещиваясь от воспитательной роли телевидения, вы лжете, ибо являетесь воспитателями общества по факту. Свобода и ответственность – это не для вас! Вы оглупляете общество, пользуясь данной вам свободой. Результат – смотрите данные социологических опросов.

 

«Известия» 15 ноября 2005

Забывчивость приемных детей

Глубоко прав Андрей Колесников («Быть либералом», 08.11.05): «Почему победы либерализма приписаны властью себе, почему его поражения не расцениваются как поражение целой нации, которая заинтересована в сохранении свободы слова, свободы передвижения, свободы частной предпринимательской инициативы?». Отношение к либеральным ценностям и тем людям, которые привнесли их в нашу жизнь, есть не только нравственный вопрос, но и вопрос выживания нации.

Истинных либералов никогда и нигде не бывает много. Либералы – продуктивная элита общества. Бывают в истории счастливые для страны моменты, когда продуктивная элита смыкается с властной, тогда страна оказывается способной совершить прорыв в своем развитии, поднимается на целую ступеньку. После этого наступает период стабилизации, и вот тут важно, чтобы приемные дети либерализма не забыли, кто их вскормил, кто дал им свободу и власть. И тот, кто забывает, будет осужден судом более высокой инстанции.

Это я, вообще-то, не о президенте говорю, а о главе администрации своего муниципалитета, призывавшего недавно «выдавливать из себя ельцинскую эпоху». Но и к президенту это тоже относится.

Но главное – это относится к каждому из нас, претендующему на звание интеллигентного человека.

 

«Известия» 28 ноября 2005г.

Простор для спецслужб

Гражданскому обществу в России нанесен удар «под дых».  Госдума приняла в первом чтении закон, который потребует от всех некоммерческих организаций России заново зарегистрироваться в государственных органах; заставит организации, которые до сих пор работали без регистрации, получить таковую; запретит всем организациям использовать иностранные средства для "политической деятельности".

Какой простор открывается для застоявшихся без любимой работы спецслужб! Они даже дарение школе компьютера изобразят политической акцией. И любую книгу, изданную на зарубежный грант, подвергнут цензуре на предмет критики единой партии.

У нас действительно любая «неформальная» общественная деятельность неизбежно становится политической, поскольку рано или поздно наталкивается на сопротивление чиновников, а чиновник – он человек государственный, он встроен в вертикаль власти. Борьба с чиновником оборачивается политической борьбой.

Сумеют ли выжить правозащитные организации? Ведь российские предприниматели просто боятся их поддерживать.

Сделать такое в 2005-м году – для власти это означает окончательно погубить свою историческую репутацию.

 

 

2.02.06

Хочется присоединиться буквально к каждому слову послания Александра Архангельского «На деревню Дедушке» (30.01.06). С юбилеем, дорогой Борис Николаевич!

Даже вот это здорово, что можно сказать теплые слова и комплименты человеку из власти без риска быть обвиненным в подхалимаже. У нас уже два бывших правителя пребывают на пенсии и в почете, а это огромное достижение, такого в России никогда прежде за тысячу лет не бывало.

Злопыхатели, конечно, не перевелись. Самый мягкий упрек, предъявляемый сегодня Ельцину – он слишком много разрешал. Но пройдет десяток лет, и «слишком» исчезнет.  Ельцин многое разрешил, ибо верил в разум народа, в его потенциал. «Напрасно верил» – так говорим мы в минуты отчаяния, когда народ, как и сотню лет назад, во времена Александра Блока оборачивается к матери-Европе «своею азиатской рожей». Но сказал же другой поэт: «В Россию можно только верить». Из веры и надежда произрастет, если сама вера вернет себе свою христианскую сущность. Но это уже масштаб тысячелетия.

 

* * *

Убили газету. «Известий» больше нет. Та желтая газетенка, которая выходит со знакомым заголовком – это не «Известия». 

Казалось бы – дело житейское. Не первая и не последняя газета погибает, такая уж у них судьба. Что-то другое появится. Всё это так, но все-таки тут особый случай. «Известия» - не просто газета, это национальное достояние, не побоюсь этого слова. Не знаю точно, какой она была при Стеклове и Бухарине, но со времен Аджубея это была отдушина, помогавшая в тоталитарную эпоху выжить зернам и росткам свободы, это был клуб интеллектуальной элиты.

Умные политологи только посмеются и скажут, что те «Известия» умерли давно, каждый будет называть свою дату и того главного редактора, при котором это произошло. И в этом будет доля истины. Но всё-таки настоящая смерть произошла именно сейчас, в течение этого полугода, при Владимире Мамонтове. Никогда раньше в «Известиях» не печаталось столько реваншистских статей, никогда так громко не поносились сами понятия «либерализм» и «демократия», никогда не исчезали со страниц талантливые и серьезные авторы, никогда не было столько абсолютно пустых с точки зрения содержания мест. А какой клуб читателей загубили! Последняя капля – произошедший только что уход Андрея Колесникова с поста заместителя главного редактора, с ним ушла даже призрачная надежда. Колумнисты – не в счет, они творческие индивидуальности, им всё равно, где печататься и о чем писать.

Скажут: при чем тут Мамонтов, это указания хозяина, «Газпром-Медиа», это политика режима. Все это, наверное, так, но мне неважно, выступил Мамонтов в роли наемного убийцы или палача. Убил-то он. И мы должны запомнить это.

Георгий Трубников. 1 июня 2006 г..

Главная страница



[*] Цитата из В.В. Путина

[†] Рогозин и Глазьев

[‡] В 2005 году газета ввела еженедельную рубрику «Дебаты» на половину полосы, тема объявлялась заранее. Это уже другой жанр. Иногда удавалось под псевдонимами опубликовать и  восемь миниатюр.

[§] 17 марта 2005 года было совершено покушение на А.Б. Чубайса.