Известия, 8.02.02

Духовный опыт и сухая теория

Происхождение человеческого сознания до сих пор тайна

ДИСКУССИЯ

25 января 2002 года «Известия-Науко» опубликовали дискуссию члена-корреспондента РАН Пиамы Гайденко и доктора технических наук Аскальда Силина о тех противоречивых отношениях, которые возникли на нынешнем витке цивилизации между наукой и религией. Эта полемика вызвала острый интерес читателей. В прошлом выпуске было опубликовано письмо на эту тему академика Виталия Гинзбурга. Сегодня мы знакомим читателей с мнением ведущего научного сотрудника Института философии РАН.

Вадим КАЗЮТИНСКИЙ, доктор философских наук

Полностью согласен с основным тезисом статьи Пиамы Гайденко, выраженным в заголовке «Наука и религия должны избегать друг друга». Наука и религия являются двумя различными областями духовной деятельности. Взаимопроникновение науки и религии способно привести к саморазрушению их обоих. Разделяю эту точку зрения, но с немодных сегодня — атеистических — позиций.

Если привлекать к объяснению научных явлений трансцендентные факторы, это было бы

неприемлемой подменой собственно науки. Она принципиально не допускает введения подобных факторов в структуру идеалов и норм научных теорий. Верившие в Бога Ньютон, Дарвин и огромное число других естествоиспытателей, как правило, не переходили в системе знания границы, отделяющие рациональное от трансцендентного. Бог как компонент духовного личного опыта оставался запредельным по отношению к сфере научного знания.

Кое в чем, однако, я с Гайденко не вполне согласен. Во-первых, полагаю, что происхождение Вселенной и человека также не нуждается в привлечении транс­цендентного фактора. Причину Большого Взрыва многие космологи видят в квантовой флуктуации вакуума, т.е. в процессе хотя и очень экзотическом, но не выходящем за рамки собственно физической науки. Можно надеяться, что и происхождение человека будет объяснено наукой. Известно, что генофонд человека и человекообразных обезьян совпадает на 98%, что говорит об их близком родстве. Но пока непреодолимой остается проблема природы и происхождения человеческого сознания.

Во-вторых, соглашаясь с тем, что абсурдно (и смешно!) пытаться истолковать Троицу в контексте физики или химии, считаю, что все же есть наука, пусть крайне необычная, которая изучает глубинные психологические переживания, входящие в сферу религии. Это аналитическая психология, созданная Юнгом. Человеческая психика включает с точки зрения аналитической психологии как уровень рационального мышления, так и уровни индивидуального и коллективного бессознательного. Последний содержит врожденные психические структуры, так называемые архетипы, организующие весь человеческий опыт. Переживание Бога (по Юнгу) является одним из таких архетипов. Каково их происхождение? Юнг верил, что оно протягивается к трансцендентному. Но в рамках философского подхода допустима и альтернативная позиция, согласно которой человек с его сознанием, включающим архетипы коллективного бессознательного, возникает в процессах универсального эволюционизма.

Архетипы, включая и все божественное, проникают в культуру, выступая мощным стимулом ее развития. Иными словами, Бог не в каком-то трансцендентном мире, он в нашей человеческой душе, т.е. феномен нашей психической жизни. Культура может стимулировать развитие образа Бога, порождая различные религии, но может и подав­лять их, создавая атеистов.

 

Дискуссия

Главная страница