Появление
в отделе «Наука» газеты «Известия» от 2S января 2002 г. статей П. Гайденко «Наука и
религия должны избегать друг друга» и А. Силина «Наука должна признать
религию» побуждают и даже до какой-то степени обязывают меня еще раз обратиться
к вопросу о взаимоотношении науки и религии в современном мире. К сожалению,
эта тема сейчас актуальна в России в связи с клерикальным наступлением,
особенно со стороны Русской православной церкви (РПЦ). Ярким проявлением
такого наступления служит появление немалого числа статей и передач в средствах
массовой информации, например, большое интервью близкого к властям политолога
Г. Павловского («НГ-Религии» от 26 декабря 2001 г.). В настоящей статье,
однако, я не собираюсь касаться политики, хотя и возмущен многочисленными,
нарушающими Конституцию России, проявлениями вмешательства церкви в светскую
жизнь нашего общества.
Виталий ГИНЗБУРГ, академик'
Обсуждение роли религии и веры в Бога не может быть плодотворным, если
не определить понятия и терминологию, хотя почти всякие определения условны.
Будем понимать под религиозностью не просто веру в существование Бога, но и
принадлежность к какому-то
вероисповеданию (конфессии), например христианству, исламу, иудаизму и
т.д. Таким образом, религиозный человек верит не только в нечто существующее
за пределами природы (в Бога), но и в конкретное вероучение и его положения,
например в христианстве — в непорочное зачатие, воскрешение из мертвых,
святость Библии и т.д. Вместе с тем многие верующие в существование Бога
никакой религии не исповедуют и, коротко говоря, на вопрос: верите ли вы в
Бога? отвечают утвердительно, но совершенно не верят в чудеса, святость Библии,
Корана и других «священных» сочинений, а часто даже относятся отрицательно к
любым религиозным организациям. Итак, это категория верующих в Бога, но не
религиозных людей, не теистов, а, скажем, деистов Далее следует категория агностиков, на вопрос о существовании
Бога отвечающих «не знаю». Наконец, атеисты совсем не верят в Бога, считают
существующей лишь природу, всестороннее изучение которой (ее строения,
управляющих ею законов и т.д.) является содержанием и целью науки.
Весьма
интересен вопрос о количестве людей, приверженных той или другой из этих
четырех категорий. К сожалению, сколько-нибудь подробных сведений на этот счет
у меня нет, но кое-что все же известно. Так, в конце моей статьи «Религия и
наука, разум и вера», опубликованной в журнале «Наука и жизнь» (2000. № 7. С.
22), была предложена соответствующая анкета. На нее получено около 200
ответов, и оказалось, что 60% респондентов являются атеистами, 20% — людьми
религиозными, 10% верят в Бога (но не являются религиозными; см. выше) и 10%
объявили себя агностиками (эти данные опубликованы в журнале «Наука и жизнь»
(2001. № 9. С. 46)). Могу также сообщить, что среди членов Национальной
академии наук США, ответивших на вопросы, верующими назвали себя 7% опрошенных
(Nature 394, 313,1998).
Было бы интересно и полезно провести такой опрос и среди членов Российской
академии наук, а также всех сотрудников РАН. К сожалению, это не сделано, и
весьма сомневаюсь, что будет сделано. Думаю, что среди ученых (кроме, быть
может, гуманитариев) религиозных людей не больше нескольких процентов.
Помимо
упомянутой популярной статьи в «Науке и жизни», я опубликовал также статью
«Разум и вера (замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и
разум»)» в «Вестнике РАН» (1999. № 6. С. 546); статья помещена также в журнале
«Здравый смысл» (1999. № 13. С. 51) и в моей книге «О науке, о себе и о
других» (М.: Физматлит, 2001). Упомянутая выше последняя энциклика папы Иоанна
Павла II, этого выдающегося церковного деятеля, имеющаяся и на русском языке
(М.: Изд. Францисканцев, 1999), является, видимо, богословским завещанием папы
и отражает видение места и содержания католицизма на начало третьего
тысячелетия нашей эры. Мне неизвестно в деталях отношение к этой энциклике
представителей других христианских конфессий. Но то, что я знаю в этом отношении
в случаях православной и англиканской церквей, позволяет предполагать, что в
интересующем нас здесь вопросе о взаимоотношении науки и религии все
христианские конфессии согласны между собой.
Это согласие
отражает радикальное изменение взглядов церкви на связи науки и религии,
разума и веры по сравнению с имевшими место в прошлом. Как известно,
евангельская легенда повествует, что на вопрос Понтия Пилата «Что есть истина?»
Иисус Христос не ответил. Христианская же церковь в течение столетий считала
ответ ей известным и пыталась диктовать науке свое понимание того, что истинно
и что ложно. При этом истинным считалось написанное в Библии.
Свою правоту
церковь на многовековом этапе пыталась утвердить путем насилия, наиболее
известным проявлением которого являлась деятельность инквизиции. По «суду»
инквизиции в 1600 г. был сожжен на костре Джордано Бруно (этот 400-летний
юбилей в 2000 г. отмечен, конечно, не был;
отмечался другой
юбилей). В 1633 г. инквизиция осудила великого Галилея. Только в 1992 г., то
есть более чем через 350 лет, Иоанн Павел II открыл новую страницу в истории
католицизма, «реабилитировав» Галилея.
Развитие
науки, связанное на первом этапе с именами Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона,
а затем блестяще продолжавшееся в XVIII и XIX веках, не оставило камня на
камне на «библейской науке» и привело к широчайшему распространению атеизма, во
всяком случае среди ученых и образованной части общества. Для того чтобы
как-то сохранить свое влияние не только в темных массах, верящих в чудеса,
церковь перестроилась и, можно сказать, признала науку, разум в качестве
чего-то равноправного с верой. Упомянутая энциклика папы начинается словами:
«Вера и разум подобны двум крылам, на которых дух человеческий возносится к
созерцанию истины. Сам Бог заложил в сердце человека желание познать истину и
в конечном итоге познать Его, чтобы тот, познавая и любя Его, мог достичь
полноты истины в себе самом». Центральный пункт современной религиозной
доктрины, насколько я понимаю, состоит таким образом в том, что церковь
признает роль разума (науки) в познании истины, но считает, что достичь
полноты понимания истины о человеке и окружающей его реальности (видимой и
невидимой) только разумом невозможно. Нужно кроме разума еще и Откровение, ибо
«истина, постигнутая через философское размышление, и истина Откровения не
перепутываются, как и ни одна из них не делает другую излишней».
Я был бы рад,
если бы понимал: что такое Откровение и каким образом оно и вообще вера в
существование Бога может помочь в познании истины, что является целью науки
или во всяком случае материалистической науки, признающей существование
истины. Атеизм, как я его понимаю, не видит никакого места для Бога, не знает
никаких доказательств того, что вера в Бога помогает познать истину Задача
теологов, казалось бы, состоит в том, чтобы привести такие доказательства.
Мне они совершенно неизвестны. Не знает их, по-видимому, и П. Гайденко,
рекомендующая религии вообще избегать науки. О статье П Гайденко писать
подробнее не буду, поскольку это сделано Е.Л. Фейнбергом в его статье, с
которой я согласен. Позволю себе лишь высказать свое возмущение глубокими, по
ее мнению, философски обоснованными замечаниями о соприкосновении с мистикой
и оккультизмом блестящих достижений современной теоретической физики Эти
достижения, вызывающие восторг у квалифицированных физиков, противоречат
здравому смыслу неспециалистов и поэтому плохи Вот поистине оригинальное
философское суждение. Кстати, уже упомянутый совет П. Гайденко, заключающийся в
том, что «наука и религия должны избегать друг друга», противоречит мнению
церкви. Действительно, как ясно из вышеизложенного, церковь считает, что
религия способна и даже должна помогать науке в познании истины. В этом
вопросе позицию П. Гайденко я считаю более обоснованной.
Что касается
статьи доктора технических наук А. Силина, то, видимо, не обнаружив в недрах
технических наук каких-либо указаний на существование Бога, он обратился к
космологии и биологии. Думаю, что источником его информации является какая-то
второсортная научно-популярная литература. Например, он так характеризует
антропный принцип:
«... появление
человека было запланировано Высшими силами». На самом деле так называемый
антропный принцип сводится к замечанию, что жизнь (существование живых организмов)
в известных нам формах возможна не при всех физических параметрах,
характеризующих материю. В нашей Вселенной эти параметры таковы, что жизнь
возможна. Если же есть другие Вселенные (в таком случае их правильнее назвать
Метагалактиками), а такая гипотеза существует, то в некоторых из них,
характеризуемых другими параметрами взаимодействия между частицами вещества,
жизнь была бы невозможна. Причем здесь Бог и религия? Обращаясь к биологии, А.
Силин ссылается на хорошо известные трудности, связанные с темпами эволюции
организмов и т.д. Этой теме, как и вообще великой проблеме происхождения жизни
и мышления, посвящены многочисленные исследования. На многие вопросы, в
частности, упоминаемые А. Силиным, получены ответы, но в целом проблема еще,
конечно, не решена — она является объектом изучения целого комплекса наук о
живом. С современным состоянием этой проблематики читатели могут познакомиться
в статье Д. С. Чернявского «Проблема происхождения жизни и мышления с точки
зрения современной физики» (Успехи Физических Наук 170, 157 (2000)). В конце
своей статьи А. Силин пишет: «Современное естествознание не нуждается в Боге
так же, как во времена Лапласа, заставляя натуралистов дерзко измышлять
гипотезы и проверять их опытом. Тем не менее наука должна открыто признать то,
что она давно приняла фактически: наличие в природе идеальной реальности, не
сводимой к реальности материальной». Это «открыто должна признать» дорогого
стоит. Нет, наука не только не «должна признать», но в своем подавляющем
большинстве ученые этого и не признают. Во «врезке» от редакции, предваряющей статьи П. Гайденко и А. Силина, а также и в самих этих статьях
имеются ссылки на каких-то «видных ученых», которые якобы «вынуждены были —
под давлением новых фактов и не видя иного пути — обратиться к помощи религии».
Кто же эти видные ученые, наши современники? Мне таковые неизвестны. Кстати, я
являюсь иностранным членом ряда академий наук, в том числе наиболее известных
и уважаемых — Национальной академии наук США (НАН) и Лондонского королевского
общества. Получаю их материалы. И за многие годы в числе этих материалов не
было ничего относящегося к религии за исключением одной брошюры, составленной
специальной комиссией НАН и посвященной доказательствам полнейшей несостоятельности
креационизма.
Теперь сделаю
замечание об одном распространенном у нас в массах аргументе против атеизма.
Он заключается в ссылке на действия так называемых «воинствующих безбожников».
Последние во времена преступной большевистской диктатуры преследовали
верующих, разрушали храмы, вообще совершили немало хулиганских и даже бандитских
поступков. Однако как-то связывать, а тем более отождествлять атеистов с
«воинствующими безбожниками» просто абсурдно. Для этого не больше оснований,
чем отождествлять верующих христиан с инквизицией или всех исповедующих ислам
с исламскими фундаменталистами и гнусными террористами. Признание полной свободы
совести, уважение к правам верующих — естественное поведение любого
цивилизованного человека. Атеисты в этом отношении не составляют никакого
исключения.
Наконец,
последнее. Чем же объясняется известное возрождение религиозности и клерикализма
в наши дни в России? Во-первых, это реакция на ситуацию, имевшую место в
советские времена (см. выше). Во-вторых, это следствие низкой образованности
населения. Образованный человек должен знать не только имена авторов «Евгения
Онегина» и «Войны и мира», но и иметь достаточно обширные представления о
строении вещества (физика) и живых организмов (биология). К сожалению, с
подлинной образованностью дела в России, да и во многих других странах, не
блестящи. Наконец, третья и, вероятно, основная причина роста клерикализма в
стране — это государственная политика в отношении религии и насаждение
религиозной и, особенно православной идеологии, что проявляется как в поддержке
РПЦ, так и в появлении слова «Бог» даже в гимне нашей светской страны(!). Я
глубоко убежден в том, что попытки поставить на место потерпевшей полный крах
коммунистической (большевистской) идеологии православную идеологию, о чем
мечтают уже упомянутый выше Г. Павловский и его единомышленники, являются
реакционными и обречены на провал. Светлое будущее человечество может увидеть
только на пути просвещенного светского (секулярного) гуманизма. Не знающие,
что такое современное всемирное гуманистическое движение, могут обратиться
хотя бы к нашей совместной с В.А Кувакиным статье на эту тему, опубликованную
в «Вестнике РАН» (2000. № 6. С. 483), в журнале «Нева» (2000. № 6. С. 141) и в
упомянутой выше моей книге «О науке, о себе и о других».
К сожалению,
торжества гуманизма мне увидеть уже не суждено, но мои правнуки, которым
сейчас два года, быть может, его дождутся.