Бог в каждой живой клетке

Современные знания позволяют отыскать Всевышнего

Для выяснения сущности Бога совсем не обязательно углубляться в определения ин­формации и жизни, как это делает в своей статье уважаемый Аскольд Силин («Известия-Наука» от 25 января 2002 года). Хотя зги задачи, конечно, важны и увлекательны и имеют отношение к происхождению религий, но прежде всего тайна Бога относится к явлению человеческого сознания, которое зани­мается познанием.

Познание — это один из фундаменталь­ных инстинктов сложноорганизованных жи­вотных, каким является человек. Функция познания наиважнейшая: обрабатывать все внешние и внутренние воздействия на чело­века, выявлять опасные для человека воздей­ствия и включать их в сферу обеспечения сво­ей жизни. Из этого свойства, кстати, проис­ходит такое явление сознания, как нравствен­ность. Все, что угрожает жизни, вызывает чувство страха и относится сознанием к обла­сти зла; все, что благоприятствует жизни, пробуждает чувство радости, счастья и входит в область добра.

С самого зарождения человеческое созна­ние активно познает окружающий мир и формирует картину мира, которая населена добром и злом, и в каждом этом мире есть иерархия добрых и злых персонажей. Созна­ние имеет свойство создавать обобщенные образы, поэтому на первой стадии возникает модель мира, населенного множеством богов. Женщина рождает детей — значит, женщи­нам покровительствует бог, которому прида­ются черты женского тела. Животные, пита­ющие человека, тоже относятся к области до­бра, поэтому животными заведует добрый бог, имеющий облик зверя, который является са­мой желанной и обильной пищей. Есть бог

Солнце. Есть злые боги, насылающие на че­ловека смерть, болезни, извергающие страш­ные молнии и другие неприятности.

Сознание достигает все больших степеней абстракции, и, конечно, человек приходит к высшей абстракции в идее бога. Этот бог един, он сотворил все сущее в мире и всем по­велевает. Но это тоже всего-навсего одна из моделей отражения сознанием человека ок­ружающей действительности.

Любая религия решает проблему бессмер­тия человека. Кочевники хоронили сопле­менников и клали в могилы оружие, еду, уве­ренные в том, что жизнь продолжается в дру­гом мире, где умершие также едят и охотятся на животных, которые тоже перешли в мир мертвых. Более абстрактные религии обосно­вывают существование в человеке бессмерт­ной абстрактной сущности, родственной бо­гу и потому вечно живой. Это срабатывает еще один фундаментальный инстинкт — ин­стинкт сохранения жизни. Это он с образом смерти связывает мучительный страх и ужас, поэтому доброе сознание отвергает сами мыс­ли о конечности жизни и каждый раз предла­гает свою версию бессмертия.

Любая религия есть не совсем точное от­ражение некоего явления нашей жизни, отре­гулированное и подправленное нашими ин­стинктами и знаниями о мире. Чтобы найти это явление, выясним сначала основные при­знаки Бога, например, в христианстве. Это — всемогущее существо, которое дарит любому живому организму жизнь, контролирует его на всем протяжении жизни, управляет его судьбой, наказывает за нарушение норм ре­лигии и дарит бессмертие праведникам.

В живой природе есть объект с такими же признаками — это геном. Под управлением

генома из зародышевой клетки происходит взрослый человек. Вероятность случайного соединения набора атомов в человека чудо­вищно мала. Это примерно единица, разде­ленная на число из 50 цифр. Можно сказать, что такое под силу только божественному все­могуществу. В геноме закодирован средний срок жизни каждого вида животных. Геном контролирует рост и жизнь любого существа. Геном определяет строение управляющих си­стем человека, которые определяют характер данного человека, поэтому и его судьбу Уп­равляющие системы человека, гормональная и нейронная, разделяют все явления жизни на вредные и полезные, отсюда формируется нравственная система человека, то есть нрав­ственный закон в человеке, о котором гово­рил Кант. Геном дает шанс на бессмертие, ес­ли человек передает свой геном потомкам, потому что все молекулы нашего генома есть результат беспредельно длинной цепи жизни от первой живой клетки до нас, длина ее — около 3,5 млрд лет. Это наши далекие предки каждый раз воплощаются на разных стадиях эмбриогенеза.

Итак, мы полагаем, что религия — это не­точное отражение сознанием человека взаи­модействия генома с окружающей материей.

Религии неточно трактуют источники жизни, но довольно верно отражают требова­ния законов живой природы. Например, ос­новные заповеди христианства совпадают с требованиями законов живой природы и спо­собствуют стабильности и развитию общест­ва. Не убивай, не кради, не лги — это фунда­мент процветания любого сообщества.

Александр ВИКОРУК, Научный центр акушерства, гинекологии и псринагологии РАМН

 

Дискуссия "Наука и религия"

Главная страница