Николай
Работнов
Ответ
на анкету редакции («Знамя» № 1. 2003)
В последнее время и в читательской среде, и в литературном сообществе заметно увеличился интерес к “литературе факта”, non fiction. Это побуждает нас как журнал актуальной современной литературы вносить коррективы в редакционную политику, о чем свидетельствует уже тот номер журнала, который вы держите в руках. Нам также хотелось бы знать, как сами писатели, критики, социологи, издатели и читатели осмысляют процессы, происходящие с литературой non fiction в стране и в мире. Мы попросили их ответить на следующие вопросы.
Согласны ли вы с тем, что литература, основанная на художественном вымысле, потеряла свое главенствующее место в читательском восприятии или даже окончательно девальвировалась, уступив место non fiction как новому типу прозы: эссе, документальным повествованиям, философско-эстетическим трактатам, мемуарам, эпатирующей исповеди и т.п.? Если да, то временное ли это явление и связано ли оно просто с отсутствием среди ныне пишущих прозу талантов уровня Булгакова, Кафки или Маркеса, либо можно говорить о кардинальном изменении в структуре самого понятия — литература (и чем это тогда обусловлено)? А может быть, дело просто в недостатке качественной остросюжетной прозы?
Можно ли говорить в данном случае о кардинальном различии в предпочтениях массового и элитарного читателя?
Пожалуй, не
согласен. Анкету редакции я получил в тот день, когда ликвидировал отставание
по чтению критики в «Новом мире» за текущий год. Некоторые из этих работ имеют
прямое отношение к заданным вопросам, поэтому я на них буду ссылаться. Так,
Владимира Губайловского в статье «Обоснование счастья» (№3) занимает проблема,
буквально противоположная первой из выбранных для обсуждения редакцией
«Знамени»: «Почему российская (и не только российская, конечно) литература
направилась в область фэнтези?». Эти «ножницы» в озабоченностях достаточно
показательны. На самом деле, как мне кажется, произошло вот что: если
представить себе воображаемую ось, на которой отмечена доля чистого вымысла в
данном литературном произведении – точно известная, разумеется, лишь автору –
то вдоль этой оси в последние годы произошла сильная поляризация. В одних
случаях указанная доля упала
практически до нуля, вызвав у читателей и критиков искушение отнести
соответствующие произведения к «литературе факта», в других достигла ста
процентов – отсюда и расцвет фэнтези.
К первой
категории принадлежат прежде всего упомянутые в вопросе редакции исповедальные
автобиографии. В этом жанре последним шагом к началу координат на нашей оси
является отказ автора хотя бы придумать лирическому герою имя и фамилию,
поэтому в романах и повестях
появились главные действующие лица, которых зовут Эдуард Лимонов (практически
все, что им создано), Ромка («Минус»
Романа Сенчина, премированный «Знаменем»), Семен Файбисович (свежо, но крайне
резко написанные «Вещи, о которых не»). Это заставляет задуматься: если отнести
к мемуарам все названное – то почему
бы, скажем, и не толстовское «Детство»? Только потому, что мальчика там зовут
не Левушка?
Соответствующим
жанровым оттенкам можно, разумеется, придумывать новые названия. Так, Ольга
Славникова («К кому едет ревизор?», №9) использует сочетание «субъективная
документалистика» по отношению к «Малыш наказан» Сергея Шаргунова и «Больше
Бэна» Сакина и Тетерского, хотя сама является координатором премии «Дебют»,
которой авторы названных повестей награждены в 2001 и 2000 годах соответственно
в номинации крупная проза.
Другие «почти
мемуары» - значительная и, пожалуй, наиболее интересная часть военной прозы, от
«Севастопольских рассказов» через «На западном фронте без перемен», «Прощай,
оружие», «В окопах Сталинграда» и «далее везде» вплоть до повестей и рассказов
юных ветеранов афганской (десять лет назад) и чеченской (нынче) кампаний.
Последних «Дебют» тоже не обошел вниманием – и это оценка по достоинству
(рассказы Аркадия Бабченко).
Осмелюсь
предположить, что указанная жанровая поляризация преходящим явлением не станет,
а, напротив, окрепнет, обогатится, разнообразится и получит своих
заинтересованных исследователей.
Теперь насчет
Булгакова, Кафки, Маркеса и потери традиционной серьезной литературой места в
читательском восприятии. Я не знаю современной издательской или опросной
статистики по названным классикам, но думаю, что тиражи даже Булгакова сейчас
упали во многие десятки раз по сравнению с советскими и ранними постсоветскими
временами, о Кафке уж и не говорю. И дело тут не в уровне таланта. Один из
самых коммерчески успешных авторов масскульта американец Микки Спиллейн в свое
время сказал: «Все эти большие писатели так и не доперли, что соленых орешков
продается больше, чем черной икры». Наш отечественный аналог американского
подсоленного арахиса – жареные семечки. Лузганьем соответствующего
литературного продукта, а то и употреблением его вместе с шелухой, сейчас
увлечено как бы не девяносто девять (по оценке Вл. Новикова – «Алексия: десять
лет спустя», №10 - девяносто пять) процентов платежеспособных российских
читателей. Они, кстати, особого различия между фактом и вымыслом не замечают и
даже – тенденция, единодушно отмечаемая критиками, пишущими об исторической
прозе – отдают явное предпочтение выдумке, выдаваемой за факты (см., например,
статью Виктора Мясникова «Историческая беллетристика: спрос и предложение»,
№4). Сие относится и к огромному числу произведений, которые авторами без
стеснения названы документальными, в то время как настоящая «non-fiction»
– прошу прощения за тривиальный каламбур – это прежде всего «не-фикция»,
фактическая сторона тут должна быть скрупулезно достоверна.
А вполне качественной
остросюжетной прозы, на мой взгляд, сейчас издается не так уж и мало, если не
мерить остроту сюжета только количеством трупов на печатный лист. Различия же в
предпочтениях массового и элитарного читателя были и будут кардинальны всегда.
Собственно говоря, определением, основной
чертой элитарного читателя можно
считать физическую неспособность без серьезного насилия над собой пробиться
через пять страниц «легкого чтения». А жизнь массового читателя сейчас очень
заметно разнообразилась тем, что значительная часть интересующей его литературы
фактически перешла в категорию зрелищ. Эта компонента необходимой народу с
античных времен диады пополнилась у нас, наконец, глянцевыми журналами вполне
мирового полиграфического уровня. «Караван историй» - весьма успешный проект,
но кто бы стал читать его истории, не будь они так богато иллюстрированы и
поддержаны чисто фотографическими, с выдумкой организованными сериями. Один
Жириновский в костюме и гриме Ивана Грозного чего стоит. Конкуренция со стороны
Кафки и Маркеса этому изданию не грозит.
В упомянутой
выше статье Ольги Славниковой приводится одна цифра. На соискание премии
«Дебют» ежегодно представляется тридцать пять тысяч произведений.
Напомню – условиями конкурса возраст авторов ограничен двадцатью пятью годами.
Если установить аналогичные премии для прочих возрастных категорий с шагом лет
в десять, картина, думаю, будет та же самая. То есть людей, считающих себя
писателями, способными претендовать на литературные премии, у нас буквально
сотни тысяч. Если б каждый из них читал – и покупал – серьезную книжку хоть раз
в месяц, этот рынок выглядел бы по-другому. Но известный анекдот относится,
увы, не только к электорату Романа Абрамовича – отнюдь не каждый писатель
читает. Основная проблема в этом.