Газета
«Русская Европа», №1 (5). Февраль 2005
Редактор
А.Г. Щелкин
Неудавшаяся дискуссия
По
материалам радиопередачи «Отношения между православными и протестантами в
России» - «Эхо Москвы», 26 янв. 2005г.
Церкви представляли отец Олег (Русская Православная Церковь) и пастор Михаил (Церковь пятидесятников). Отец Олег сразу определил формат: «От лица Православной церкви, по уставу нашей Церкви, может говорить только епископ. Я бы определил нашу встречу как встречу людей, которые пытаются понять друг друга, которые читают Библию, и читают ее давно, и у которых есть вопросы друг к другу». Такая установка была принята ведущим Сергеем Бунтманом, и дискуссия началась.
И тут же закончилась, поскольку о. Олег сразу же заговорил о сектах: «Если человек уходит в секту, ту или иную, он становится социально бесполезным. Он не живет интересами семьи, он не живет интересами общества. Он не живет интересами государства». И далее начал склонять «Аум Синрикё», Виссариона, Муна, «Церковь Христа», «Свидетелей Иеговы» и неких «харизматиков», коими он называет, судя по всему, именно пятидесятников.
Все попытки пастора Михаила дистанцироваться от зловредных сект и говорить о лютеранских, баптистских и других евангелических церквах успеха не имели, поскольку оппонент попросту не давал ему рта раскрыть (судя по стенограмме, о. Олег втрое чаще высказывался и вдвое больше занял эфирного времени).
Разговора в
прямом эфире не получилось по простой причине: православному священнику сегодня
не на что сослаться, когда он говорит о протестантских церквах. «Основы социальной
концепции русской православной церкви», принятые Архиерейским собором 2000-го
года и долженствующие ответить на эти и подобные вопросы, тему взаимоотношений
РПЦ с иными христианскими конфессиями просто не
рассматривают.
А между тем,
видимо, необходим общедоступный и доведенный до всех клириков и мирян РПЦ
документ, содержащий бесспорное для любого грамотного человека положение о том,
что Православная, Католическая, протестантские и древние восточные церкви, исповедующими веру в Триединого Бога,
являются ветвями одной религии – христианства. Следовательно, те же протестанты
являются нашими братьями, пусть даже мы их считаем заблудшими. Они нам
изначально, по крещению ближе, чем иудеи, мусульмане, язычники и атеисты. С
ними можно и нужно спорить по вопросам, которые нас разделяют, но только в
промежутках между основной нашей работой, которую мы делаем совместно –
приобщением к христианским ценностям оставшейся невразумленной
части человечества. Наша религия несет с собой любовь, а не ненависть, это
главное.
В конце концов, «мы же не
перекрещиваем людей, крещенных скажем, в Католической Церкви, в Лютеранской
Церкви. Если они становятся православными, то они принимаются через исповедь и
причащение (а протестанты еще и через миропомазание, потому что у них нет этого
таинства). Но крещение едино для всех, и мы говорим словами Символа веры:
“Верую во едино крещение во оставление грехов”. И
поэтому совершенно очевидно, что Церковь-то наша признает другие
вероисповедания как спасающие. Что вводит в Царство Божие?
Вводит крещение. Человек крещенный становится уже здесь, на земле, участником
Царства Божия».
Это я процитировал приснопамятного архиепископа Михаила (Мудьюгина). И вот еще один отрывок из его интервью: «В годы моей юности, когда Церковь подвергалась гонениям, отношение к инославным было несравненно лучше. Этот вопрос просто вообще не поднимался. В тюрьме в одной камере со мной были люди разных вероисповеданий, и все мы чувствовали свою общность. Чужаков не было. Какой же он чужак, если верует в Господа Иисуса Христа и страдает за свою веру? Он, конечно, свой человек, будь он баптист или иной инославный».
Я не знаю, какую часть в православном клире составляют сегодня священники, разделяющие взгляды владыки Михаила. Но истина на их стороне, следовательно, они со временем будут определять путь нашей Церкви. И именно их будут приглашать на дискуссии, которые слушают сотни тысяч, может быть, даже миллионы людей.