Георгий Трубников

Из учебного пособия по ДНК

5. Русская Православная Церковь

 

Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, когда Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего присланное Константинопольским Патриархом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.

Первые пять столетий Русская Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков. Образовывались другие епархии: в Новгороде, Ростове, Чернигове, Владимире-Волынском, Полоцке, Турове. Епархиальные епископы избирались на местах соответствующими удельными князьями или вече (в Новгороде с середины XII в.). На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.

В византийском церковно-государственном правосознании император мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия, а следовательно, и единый самодержец всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от византийцев, Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности

С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни русского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.

В каждом монастыре были «книгохранительные палаты». Значение этих библиотек огромно. Именно они сохранили нам не только церковную, но и светскую литературу. Если бы, к примеру, не случайная находка в конце XVIII века в провинциальной монастырской библиотеке единственного списка «Слова о полку Игореве», то наше представление о древней русской литературе было бы значительно беднее. Крепкие стены Кирилло-Белозерского монастыря, где была богатая библиотека, спасли древнейший список «Задонщины»; в книгохранительной палате Троице-Сергиевой лавры Карамзин нашел «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

 

После разгрома Киева монголами, в 1299 году Киевский митрополит Максим перенёс своё местопребывание во Владимир; в конце 1325 года постоянным местопребыванием Киевских митрополитов стала Москва.

Последним митрополитом в Москве, поставленным в Константинополе, был болгарин Исидор. Представляя Русскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438—1445), он подписал Соборное определение об Унии, принимавшее догматы Римской Церкви. В 1441 году митрополит Исидор по прибытии в Москву с Флорентийского Собора отслужил литургию, на которой помянул папу римского Евгения IV, а также зачитал документ об Унии. Сразу же после этого по приказу великого князя Василия II (Тёмного) он был взят под стражу и низложен. Новый митрополит Иона был поставлен без предварительных согласований с Константинополем.

С 1448 по 1589 год Московская Церковь управлялась фактически независимыми Киевскими, а затем Московскими и всея Руси митрополитами. Выйдя из-под канонической зависимости Константинопольских патриархов, Московские святители оказались в серьёзной административно-политической зависимости от Московского государства. Так, в XVI веке из одиннадцати Московских митрополитов пятеро были лишены кафедры по произволу светской власти, а митрополит Филипп — даже убит в 1569.

Начиная с царствования Ивана III, в Московском государстве  начала вызревать идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. Восточные патриархаты к этому времени,  находясь на территориях, завоеванных мусульманами, в бедственном положении, существовали за счет материальной поддержки Московии.

Киевская митрополия с 1458 года находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но в 1686 году была передана Московскому патриархату. В 1480-х, после аннексии Новгородской земли Московским княжеством в 1478 году, произошла и ликвидация автономии Новгородской епархии.

 В 1589—1593 годах Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автономии от восточных патриархов. Отличительной чертой управления Московской Церкви по сравнению с прочими патриархатами было отсутствие при Патриархе постоянно действующего собора епископов — Синода, который к тому времени уже сложился как один из органов власти в прочих поместных Церквах.

Наивысшей власти Московские Патриархи достигли при Патриархе Филарете, отце царя Михаила Федоровича. В 1625 году царь передал патриарху власть и суд над всеми церквами, монастырями и крестьянами на церковных и монастырских землях.

 

В средине XVII века в Русской Церкви возник раскол. Причиной стала церковная реформа, проведенная патриархом Никоном в царствование Алексея Михайловича. Сутью реформы было осуществлено исправление богослужебных книг, исправление ошибок, накопившихся с времен Кирилла и Мефодия (XI век). Но все остальные вопросы отошли на задний план уже тогда, когда в 1653 году своим указом, не дожидаясь Собора, Никон отменил двоеперстное сложение. Вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством, предписано было креститься тремя пальцами.

На соборе, созванном по вопросу о книжном исправлении, епископ Павел Коломенский сказал Никону: «Мы новой веры не примем». Прямо на соборе патриарх Никон собственноручно избил епископа Павла и велел отправить в ссылку в монастырь. В монастыре епископ Павел был подвергнут тяжелым мучениям и, наконец, сожжен в срубе. Никто из остальных епископов уже не посмел выступить с обличением. Но сопротивление священников, монахов и мирян только началось.

Массовые ссылки и казни начались сразу же после собора. Раскольники (так их официально называли до 1905 года) за неподчинение подвергались жесточайшим пыткам и казням, они спасались бегством в леса и в горы, на окраины Московии и за ее пределы. Настигнутые, они сжигали себя в молитвенных домах. Выдающимся вдохновителем старообрядческого движения стал протопоп Аввакум, чьи грамотки и писания начинают распространиться по стране среди единоверцев. В конце 1667 г. Аввакум был сослан в Пустозерск (недалеко от нынешнего Нарьян-Мара), посажен там в земляную тюрьму, где продолжал писать послания и книги. С тех времен остался литературный памятник - «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - необычайно ценимый Достоевским, Лесковым и другими писателями конца XIX века.  14 апреля 1682 г. А. вместе с тремя своими соузниками был казнен в Пустозерске сожжением в срубе.

Преследования и ограничения в правах старообрядцев смягчилось при прагматичном царе Петре I, затем в разные периоды возобновлялись и смягчались. В начале ХХ века их было по оценкам от 10 до 20 миллионов, включая живущих за границей. Новым преследованиям старообрядцы подверглись при советской власти. В настоящее время их насчитывается по разным оценкам от 500 тысяч до 2 млн.  Официально существует Русская Православная Старообрядческая Церковь во главе с митрополитом Московским и всея Руси.

Следующий период существования РПЦ носит название - Синодальный период.

В 1700 году Петр I воспретил избрание нового патриарха и по прошествии 20 лет учредил Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по август 1917, — с императором в качестве «Крайнего Судии сей Коллегии».

Упразднение патриаршества, юридическое оформление подчиненности Церкви монарху, запрещение соборов – это не просто административные реформы, это вторжение в сферу вероучения, поражение жизненно важных церковных органов. Однако массового сопротивления, наподобие старообрядческого, не последовало.

Были упразднены монастырские вотчины. В результате Российская Церковь перестала играть роль важнейшего субъекта социально-экономической жизни страны. Духовенство потеряло финансовую независимость и оказалось на содержании государственной казны, превратившись в особую категорию чиновничества. Оно окончательно превратилось в замкнутое сословие, доступ в которое лиц из прочих сословий в интересах государственной службы был закрыт.

В свою очередь и государственные чиновники не были свободны в отношении религиозной принадлежности: они были обязаны ежегодно предоставлять справки о причастии.

Новая страница религиозной жизни России открылась в 1905-м году, когда были изданы Манифест 17 октября и Указ «Об укреплении начал веротерпимости», провозглашающий свободу вероисповедания для неправославных конфессий. С начала 1900-х годов в Санкт-Петербурге проходят «религиозно-философские собрания», а позже официальные «Предсоборные присутствия», в которых вместе с духовенством участвуют философы, светские богословы, профессура. Окончательно вызревает мысль о созыве поместного собора и необходимости серьезных церковных реформ.

Всероссийский церковный собор 1917-1918 гг., первый поместный собор с конца XVII века, торжественно открывшийся 15 августа (28 августа) 1917 года состоял из 564-х членов, в том числе 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.  Присутствовали глава Временного правительства А. Ф. Керенский, представители печати и дипломатического корпуса.

Собор восстановил патриаршество и 5 (18) ноября 1917 избрал патриарха Тихона. Были выпущены уставы новой соборной структуры всей Церкви, основанной на началах широкой и инициативы и выборности – от Патриарха до самоуправляемых приходов. Приняты постановления о привлечении женщин к деятельному участию в церковном служении, о церковном проповедничестве и другие. Стояли на повестке дня и обсуждались вопросы о свободе совести, равноправии конфессий, старом и новом календаре, трактовке и реализации декрета об отделении Церкви от государства и т.д.

Однако всем этим планам не суждено было сбыться. Насильственно захватившие власть большевики сразу же показали себя врагами Церкви. Уже в ноябре был зверски замучен в Царском Селе протоиерей Иоанн Кочуров, 25 января убит митрополит Киевский Владимир, виднейший иерарх Церкви. Один из первых декретов советской власти объявлял «народным достоянием» имущества религиозных обществ, лишал их права юридического лица и возможности преподавать вероучение в общеобразовательных учреждениях, включая и частные. Собор не мог работать в такой обстановке.

В эти годы под действием репрессий образовались еще три (кроме старообрядческой) ветви Российского православия. Основная ветвь -  примирившиеся с властью «сергиане» (по имени заместителя местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского), преемственность от которых ведет Московский патриархат. Вторая ветвь – нелегальная, чаще всего называемая  катакомбной. Она существует до сих пор, в частности, в виде легальной Русской Истинно-Православной Церкви. Третья ветвь - Русская Православная Церковь за рубежом (Русская Зарубежная Церковь, РПЦЗ) — это часть поместной Русской Православной Церкви, созданная эмигрантами.  С мая 2007 года, она имеет самоуправляемый статус в составе единой Поместной Русской Православной Церкви. 

Большевики были лютыми и беспощадными врагами веры и Церкви. Планомерное уничтожение Церкви началось с первых дней советской власти и продолжалось до войны. К началу войны  церковная организация была фактически разгромлена.

Приблизительно двести пятьдесят епископов, приблизительно двести тысяч церковнослужителей было убито и замучено в лагерях. Да простится нам это слово  «приблизительно». Точной статистики до сих пор нет. Сначала арестовывали священника, а потом через некоторое время закрывали храм: мол, раз нет у вас священника, то и храм должен быть закрыт. Кресты сбросить обязательно, колокола на переплавку, ценности в казну, иконы рубить, помещение под клуб или под склад.

В Петербурге к октябрю 1917г.  количество храмов составляло 498, к июню 1941 года – 8.

А по всей огромной России для большинства верующих на сотни верст кругом не оставалось ни одного действующего храма. До революции каждый человек в России имел возможность придти в храм, помолиться и причаститься, окрестить ребенка, отпеть покойного родителя. К 1940-му году такой возможности не имел уже почти никто.


А вот статистика Киевской епархии:

 

1917

1940

1942

Храмов

1710

2

318

Монастырей

23

0

8

Священников

1435

3

437

Дьяконов

277

1

21

Псаломщиков

1410

2

86

Монахов и монахинь

5193

0

387

 

Самое потрясающее в этой статистике - последняя колонка. Ведь в 42-м году Украина была под оккупацией. Немцы разрешили открыть храмы и монастыри. Попробуйте поставить себя на место священника, чудом спасшегося от коммунистов. Ведь для него служение Богу превыше всего. И вот враги твоего народа открывают храм, разоренный и закрытый правителями твоего народа. От этого может разорваться сердце... Попробуйте догадаться, что стало с этими священниками после освобождения от немцев.

Количество миллионов просто верующих людей, не желавших откреститься от веры, пытавшихся защитить священников, погибших на фронтах гражданской войны, шедших в лагеря и на гибель с именем Бога, подсчитать невозможно.

 

4 сентября 1943 года в спешном порядке из Ульяновска был доставлен в Москву к Сталину митрополит Сергий (Страгородский). Кроме владыки Сергия, присутствовали еще два митрополита: Ленинградский Алексий и Киевский Николай. Сталин сообщил, что Церкви разрешено открыть учебные заведения (до этого в течение 25 лет не было возможности готовить смену духовенству), издавать печатный орган, создать Синод. Нет возражений и против избрания на Соборе Патриарха. И сделать это нужно побыстрее.

Иерархи предложили провести Собор через месяц, но Сталин настоял, чтобы он состоялся через  4 (!) дня. В работе Собора 8 сентября приняло участие 19 иерархов: 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов – весь епископат, оставшийся в живых. Все 19 архиереев единогласно проголосовали за избрание митрополита Сергия Патриархом Всея Руси.

Такая неприличная, в сущности, поспешность была вызвана тем,  что 19 сентября из Великобритании прибывала делегация Англиканской Церкви. Англикане давно добивались этого визита, они хотели своими глазами увидеть и оценить положение верующих людей в СССР. Вот им и представили избранного Патриарха, Синод, возрожденные церковную печать и духовное образование. А немногие сохранившиеся храмы всю войну были переполнены.

Дело в том, что приближалось намеченное на ноябрь открытие Тегеранской конференции, Сталин хотел предстать на ней легитимным правителем, отцом народов, с которого сняты обвинения в преследовании граждан по религиозным мотивам.

Все сталинские уступки были циничным политическим расчетом и ничем более. Да и свобода, предоставленная Церкви, не была реальной свободой. Деятельность Церкви по-прежнему ограничивалась территорией храма. В семинарии принималось не более 60 воспитанников ежегодно. До 1956 года не был напечатан ни один экземпляр Священного писания. Подавляющее большинство храмов так и не было открыто. Усилилась вертикаль власти. А от уполномоченных госбезопасности нельзя было скрыть ни слова, без них нельзя было сделать ни шагу.

Для РПЦ в сентябре 1943 года начался этап выживания, продлившийся до 1990-х годов. Мирная социально-политическая  революция 1987-91 годов принесла реальную свободу  вероисповедания, освободила Церковь от всех ограничений, определила юридические и экономические права, вернула Церкви сохранившиеся храмы. С этого времени начался период возрождения религиозной жизни России.

Главная страница