Георгий Трубников. "Мой сад - гражданское общество", 2009.
«Невское время», 16 января 1992 года.
Держи карман шире
Я люблю предпринимателей. Преклоняюсь перед деловыми людьми, которые благодаря энергии, уму в честной борьбе обставляют своих конкурентов, наполняют рынок товарами и услугами, исправно платят налоги, а часть прибыли вкладывают в искусство, социальную помощь, образование. Я не обольщаюсь насчет их бескорыстия: благотворительность — прекрасная реклама. И как член депутатской комиссии по народному образованию готов доступными мне средствами рекламировать тех, кто вложит средства в обучение наших детей. И это обязательно когда-нибудь случится. Может быть, но боюсь, что не скоро... Почему?
Допустим, господа предприниматели, вы хотите помочь народному образованию. Замечательно. Покажите те программы, тех педагогов, которых вы хотите поддержать. Платите этим педагогам дополнительную плату, купите для них современное оборудование, пригласите в облюбованное вами учебное заведение зарубежных специалистов. Уверяем вас, вам помогут комитет по образованию и наша комиссия, любая школа или ПТУ на это пойдут, никаких препятствий не будет.
Скромно улыбаясь, господа предприниматели выдвигают одно маленькое условие. Так, пустячок. Чтобы им отдали в собственность здание. Нет, нет, не в аренду, а именно в собственность.
Но, господа, а где гарантия того, что здание будет вами использоваться как учебное заведение? Ведь собственность – это навсегда. Это значит, что здание будет вашим, и вы будете вольны распоряжаться им по своему усмотрению. Через пару лет вы разочаруетесь в просвещении, откроете в здании игорный дом, и никто не вправе будет помешать вам это сделать: неприкосновенность собственности. Если же вы всерьез хотите взять на себя обязательство использовать здание под учебное заведение, то давайте заключим договор аренды. И в договор включим муниципальный заказ: вы обязуетесь обучать в этом здании не менее стольких-то детей. Иначе мы просто не можем поступить. У города не хватает помещений для детей. В некоторых микрорайонах школьники учатся аж в три смены.
Шутки в сторону. Городской Совет твердо намерен оставить в своей собственности все здания, в которых ныне помещаются учебные заведения, а также все здания, построенные для этих целей путем государственного финансирования. В этом мы видим единственную гарантию того, что петербургским детям будет где учиться. Сами учебные заведения могут быть разными, в том числе и негосударственными. Но как только количество учащихся станет меньше некоего порога, определяемого полезной площадью помещений, мы вынуждены будем прекратить действие договора об аренде и передать здание другому арендатору.
Уместно напомнить руководителям предприятий, содержащих на своем балансе ПТУ и детские сады: балансовая принадлежность не означает собственность. Как правило, строительство этих учебных заведений обеспечивалось целевым государственным финансированием. Да, финансирование шло через ваше министерство, ваши УКСы находили подрядчиков, вы помогали в снабжении, и вообще ваши заслуги неоспоримы. Так действовала система — все шло через предприятия. Но деньги были государственными, то есть брались из кармана налогоплательщиков. Так что придется смириться с тем, что не удастся приспособить здания ПТУ и ДДУ под свои нужды. В этих зданиях будут учиться дети. И лучше не позорить себя попытками присвоить не свое, продать помещения втихую, как это сделал, например, Завод турбинных лопаток.
Что касается предпринимателей, произносящих красивые слова, то их истинные цели становятся ясными, когда речь заходит о собственности. Подставлять им карман города мы спешить не будем.