Георгий Трубников. "Мой сад - гражданское общество", 2009.

«Невское время», 16 января 1992 года.

Держи карман шире

 

  Я люблю предпринимателей. Преклоняюсь перед деловыми людьми, которые благодаря энергии, уму в честной борьбе обставляют своих конкурентов, наполняют рынок товарами и ус­лугами, исправно платят налоги, а часть прибыли вкладывают в искусство, социальную помощь, образование. Я не обольщаюсь насчет их бескорыстия: благо­творительность — прекрасная ре­клама. И как член депутатской комиссии по народному образо­ванию готов доступными мне средствами рекламировать тех, кто вложит средства в обучение наших детей. И это обязательно когда-нибудь случится. Может быть, но боюсь, что не скоро... Почему?

Допустим, господа предпри­ниматели, вы хотите помочь на­родному образованию. Замеча­тельно. Покажите те программы, тех педагогов, которых вы хотите поддержать. Платите этим педагогам дополнительную плату, купите для них современное оборудование, пригласите в облюбованное вами учебное заведение зарубежных специалистов. Уверяем вас, вам помогут комитет по образованию и наша комиссия, любая школа или ПТУ на это пойдут, никаких препятствий не будет.

Скромно улыбаясь, господа предприниматели выдвигают одно маленькое условие. Так, пустячок. Чтобы им отдали в собственность здание. Нет, нет, не в аренду, а именно в собственность.

Но, господа, а где гарантия того, что здание будет вами использоваться как учебное заведение? Ведь собственность – это навсегда. Это значит, что здание будет вашим, и вы будете вольны распоряжаться им по своему усмотрению. Через пару лет вы разочаруетесь в просвещении, откроете в здании игорный дом, и никто не вправе будет помешать   вам это сделать: неприкосновенность собственности. Если же вы всерьез хотите взять на себя обязательство использовать здание под учебное заведение, то давайте заключим договор аренды. И в договор включим муниципальный заказ: вы обязуетесь               обучать в этом здании не менее стольких-то детей. Иначе мы просто не можем поступить. У города не хватает помещений для детей. В некоторых микрорайонах школьники учатся аж в три смены.

Шутки в сторону. Городской Совет твердо намерен оставить в своей собственности все здания, в которых ныне помещаются учебные заведения, а также все здания, построенные для этих целей путем государственного финансирования. В этом мы видим единственную гарантию того, что петербургским детям бу­дет где учиться. Сами учебные заведения могут быть разными, в том числе и негосударственны­ми. Но как только количество учащихся станет меньше некоего порога, определяемого полезной площадью помещений, мы вы­нуждены будем прекратить дей­ствие договора об аренде и пе­редать здание другому аренда­тору.

Уместно напомнить руководи­телям предприятий, содержащих на своем балансе ПТУ и детские сады: балансовая принадлеж­ность не означает собственность. Как правило, строительство этих учебных заведений обеспечива­лось целевым государственным финансированием. Да, финансирование шло через ваше мини­стерство, ваши УКСы находили подрядчиков, вы помогали в снабжении, и вообще ваши за­слуги неоспоримы. Так действо­вала система — все шло через предприятия. Но деньги были го­сударственными, то есть брались из кармана налогоплательщиков. Так что придется смириться с тем, что не удастся приспособить здания ПТУ и ДДУ под свои нуж­ды. В этих зданиях будут учиться дети. И лучше не позорить себя попытками присвоить не свое, продать помещения втихую, как это сделал, например, Завод турбинных лопаток.

Что касается предпринимате­лей, произносящих красивые слова, то их истинные цели ста­новятся ясными, когда речь за­ходит о собственности. Подстав­лять им карман города мы спе­шить не будем.

Георгий ТРУБНИКОВ, депутат горсовета

Оглавление книги  HOME