Памяти моей жены
Валентины Павловны
Предисловие
Рассказывая как-то ученикам о гражданском обществе, которое предстоит
создать в России, я употребил метафору, которая мне самому понравилась:
«Гражданское общество не строится, оно выращивается».
Ведь это очень разные занятия — строительство и земледелие. Здание —
дело исключительно его творца — от первого архитектурного эскиза до последнего
гвоздя. Сад, огород, поле — это все природа, человек здесь может только что-то
временно подправить. Здание стоит на фундаменте, растение на корнях.
Строительство можно закончить к любому назначенному сроку, срок сбора урожая
никакими постановлениями не приблизишь. Строитель сделает так, как ему скажет
владелец здания, земледельцу указывать бессмысленно: он лучше всех знает, что и
как растет в его саду. Строительство
можно приостановить на любой срок, земледелие требует непрерывного, ежедневного
труда.
Мы учимся пахать, сеять, прививать культурные сорта на дички,
выращивать, сберегать урожай. Учимся друг от друга, учимся в собственных
попытках. Помимо профессиональной, оплачиваемой работы стараемся делать что-то
общественно значимое, осуществляем разного рода гражданские инициативы, не
дожидаясь указаний и поддержки от государства, чаще вопреки установкам
государства. Создаем институты гражданского общества. Досадуем на то, что
слишком медленно меняется общественное сознание.
Как менялось общественное сознание в период революционного
процесса, пришедшегося на эти годы? Что
вообще такое — общественное сознание в России? Как прививаются новые идеи?
Сейчас выясняется, что именно этим проблемам были посвящены все мои публикации
того времени.
Понемногу печатать в периодических изданиях меня, человека совсем
другой профессии, начали с 1987 года. Кое-что из написанного
не потеряло, как мне кажется, актуальности.
Под этой общей обложкой собраны опубликованные в газетах и журналах
статьи, заметки и интервью непосредственного и активного участника произошедших
в течение двадцати лет событий, слегка перемежаемые островками личной памяти.
Прослеживается ли в сборнике сквозные идеи — судить читателю.