Неизвестная гражданская

 

Не так давно по телевидению прошел очень короткий сюжет с участием митрополита  Алимпия. Телезрители спрашивали друг друга: «Кто это? Впервые слышу об этом митрополите». Действительно, в Синоде Русской Православной Церкви нет такого митрополита. Тем не менее он существует и именуется Митрополит Московский и всея Руси. Он возглавляет Русскую Православную Старообрядческую Церковь (РПСЦ).

Историю старообрядчества мы знаем, увы, крайне мало. Ведь для нас, современных россиян, пытающихся взглянуть на историю взглядом, свободным от пелены тоталитарной  идеологии, последним словом являются сочинения дореволюционных историков. При этом мы забываем, что сами они тоже находились под идеологическим влиянием, но уже не марксизма, а государственного православия. Да, они писали о расколе, о староверах, о самосожжении приверженцев старой веры, но масштабы этой трехсотлетней гражданской войны не были ими обрисованы.

 

В чем, собственно, состояла церковная реформа, проведенная патриархом Никоном во второй половине XVII столетия, в царствование Алексея Михайловича?

Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

1.  Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».

3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.

4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго», после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.

5. Вместо «сугубой», т. е. Двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.

6. Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах, новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. Две просфоры исключили.

Казалось бы – ну что особенного, ведь это лишь обряды, а не таинства. Неужели из-за этого разгорелся сыр бор?

Но это взгляд со стороны. А для верующих людей обряды и таинства слиты в единую гармонию, сопровождающую молитвенное обращение к Господу.

Казалось бы, самым острым вопросом должно было стать исключение одного слова из Символа Веры. Тут-то Никон был прав, слова «истинного» в тексте, утвержденном  Никейским собором, не было. И это следовало сделать, но, говоря привычным нам языком, после длительной разъяснительной работы.

Но все остальные вопросы отошли на задний план уже тогда, когда в 1653 году своим указом, не дожидаясь Собора, Никон отменил двоеперстное сложение.

До этого времени русская церковь творила крестное знамение двоеперстием, и оно содержало символику: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и средний) во имя двух естеств во Христе – божеского и человеческого. Так, между прочим, складывает пальцы Христос на безапелляционно чтимых и сейчас православных иконах.

Никон приказал знаменоваться троеперстием: складывать первые три перста во имя св. Троицы, а два последние «иметь праздными», т. е. Ими ничего не изображать. Люди говорили: новый патриарх упразднил Христа.

Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же привезли его и в Россию. Современному человеку последствия введения троеперстия могут показаться войной остроконечников и тупоконечников, описанной Свифтом. Но только представьте себе, как встретили это нововведение русские люди, каждый из которых ежедневно много раз осенял себя привычным крестным знамением.

Неужели Никон не понимал, что реформы вызовут яростный  отпор? Наверное, понимал, но он был уверен в поддержке власти. Крестили же Русь насильно, а потом избавились от язычников с помощью княжеских дружин, и теперь так же будет.

Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, страшно унижал и преследовал остальное духовенство. Ключевский называет Никона церковным диктатором.

Из тех, кто стал в оппозицию Никону, мы знаем лишь легендарного Аввакума, ставшего символом несгибаемости. Но их было много: епископ Павел Коломенский, протопопы – Иоанн Неронов, Даниил из Костромы, Логгин из Мурома и другие. На соборе 1654 года, созванном по вопросу о книжном исправлении, епископ Павел Коломенский мужественно заявил Никону: «Мы новой веры не примем», за что без соборного суда был лишен кафедры. Прямо на соборе патриарх Никон собственноручно избил епископа Павла, сорвал с него мантию и велел немедленно отправить в ссылку в монастырь. В монастыре епископ Павел был подвергнут тяжелым мучениям и, наконец, сожжен в срубе. Никто из остальных епископов уже не посмел выступить с обличением.

Никон недолго пробыл на патриаршем престоле, всего семь лет. Властолюбие патриарха, его вторжение в государственные дела стали настораживать и царя. Почувствовав это, Никон решил воздействовать на царя угрозой своего отречения от патриаршества, рассчитывая на уговоры и уступки. Однако грандиозный спектакль снимания с себя облачения прямо на литургии закончился провалом: царь не стал уговаривать Никона.

Дальнейшая личная судьба Никона также интересна, но гораздо важнее судьба его реформ. Вот тут был полный триумф.  Собор 1666 года одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двоеперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил на вечные времена как великий догмат. Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго истинным. Проклял и тех, кто будет совершать службу по старым книгам. В заключение собор изрек: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить и противиться нам, то мы такового противника, если он – духовное лицо, извергаем и лишаем всякого священнодействия и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд. Если же кто до самой смерти останется непокорным, то таковой и по смерти да будет отлучен, и душа его пребудет с Иудой-предателем, с еретиком Арием и с прочими проклятыми еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет не разрешен во веки веков. Аминь».

 

Ссылки и казни последовали тотчас же после собора.

Были преданы мучительной смерти сотни обитателей Соловецкого монастыря. Эта обитель, как и многие другие монастыри и скиты, отказалась принять новые никоновские книги. Они написали государю в течение нескольких лет пять челобитных (прошений), в которых умоляли царя только об одном: разрешить им оставаться в прежней вере. Они заявили царю: «Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию вовеки».

В ответ на все просьбы царь послал в Соловецкий монастырь военную команду. Иноки не пустили к себе стрельцов и затворились в обители за толстыми каменными стенами, как в крепости. Царские войска осаждали Соловецкий монастырь в течение восьми лет (с 1668 по 1676 г.). Наконец, в ночь на 22 января 1676 г. стрельцы ворвались в обитель, и началась страшная расправа с жителями монастыря. Было замучено до 400 человек: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби. Вся обитель была залита кровью. Тела убитых и разрубленных мучеников лежали с полгода неубранными, пока не пришел царский указ – предать их земле. Разгромленная и разграбленная обитель была заселена присланными из Москвы монахами, принявшими новую правительственную веру и новые никоновские книги.

 

Знаменитые защитники древлеправославного благочестия: протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний – были сосланы на дальний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске (Архангельская область). Они были подвергнуты (за исключением Аввакума) еще особой казни: ям вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей. Более 14-ти лет пробыли они в мучительном заточении – в сырой яме. Казнь последовала в пятницу, в день страстей Христовых, 14 апреля 1682 г. Всех их вывели на площадь, где был устроен сруб для сожжения. Толпа людей, сняв шапки, молча окружила место казни. Подожгли дрова, и костер запылал. Священномученик Аввакум обратился к народу с прощальным словом. Подняв высоко сложенную в двуперстие руку, он провозгласил «Вот будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете». Когда мученики сгорели, народ бросился к костру собирать кости, ставшие для них святыней. 

Были замучены и представители знати, например две родных сестры из боярского рода Соковниных, боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова (первая из них знакома нам по известной картине Сурикова). Они были арестованы и подвергнуты страшным пыткам. По указу царя их сослали в Боровск и посадили здесь в мрачное и сырое подземелье, где томили голодом до смерти.

Это только самые известные примеры. Полные же масштабы этого, прямо говоря, геноцида никогда уже не выяснить. Повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, ломали клещами ребра, четвертовали; тюрьмы, монастыри и подземелья были переполнены страдальцами за  веру. Духовенство и гражданское правительство беспощадно истребляли своих же родных братьев – русских людей. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей. Как Сталин истреблял самых работящих крестьян, так здесь истребляли самых сильных духом.

Как первохристианам первых веков, старообрядцам XVII века пришлось бежать в горы и леса, скрываясь от преследований со стороны государственных и церковных властей. Но и там их отыскивали, жилища разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещаний и, если они не изменяли своей вере, предавали мучениям и смерти.

Чтобы спастись от преследований и пыток, люди стали себя сжигать. Эти самосожжения не имеют ничего общего с тем, что случалось в мире в наши времена, когда коллективные самоубийства осуществлялись как кратчайший путь в рай. Старообрядцы, ожидая гонителей и мучителей, заранее приготовляли срубы для самосожжений и приспосабливали к этому отдельные избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой. Как только приходило известие, что идут сыщики и гонители, народ запирался в приготовленное к сожжению здание и при появлении гонителей заявлял им: «0ставьте нас, или мы сгорим». Бывали случаи, что гонители уходили, и тогда самосожжения не происходило. Но в большинстве случаев преследуемые погибали: до такого отчаяния довели верующих христиан беспощадные преследования, жестокие пытки и мучения.

Более двухсот лет пребывало старообрядчество в гонениях. Они временами то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались. В царствование Петра староверов уже не сжигали массами, но отдельные случаи сожжения и других смертных казней были не редки. Прагматичный Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом. Старообрядцы стали делиться на так называемых «записных» и «незаписных». Записными назывались те, кто состоял на особом учете и платил двойной налог; незаписные жили тайно, их ловили и ссылали на каторгу как врагов церкви и государства.

И ведь вот что получается. Петр I провел свою церковную реформу: упразднил патриаршество и ввел синодальное управление, по которому царь сам стал главою Церкви. Казалось бы, такое нововведение должно было вызвать массовый протест церковной общественности. Но история не отметила никаких массовых выступлений. Видимо, в среде православных нового обряда не было протестной критической массы: все пассионарии ушли со старообрядцами.

И еще об истории. Нас в школе учили, что крестьянские и казацкие восстания Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева и многие другие являли собой борьбу эксплуатируемых против эксплуататоров, классовую борьбу. В действительности же в основе этих восстаний был религиозная проблема, это была борьба старообрядцев за свои права.

Эту религиозную столетнюю войну остановила Екатерина II. После подавления восстания Емельяна Пугачёва она запретила проклинать (анафематствовать) старообрядцев, запретила взимать с них двойной подушный налог, разрешила повсеместное, включая Москву, строительство старообрядческих храмов, а также объявила амнистию всем, кто был участником этой столетней войны.

Старообрядцам разрешили вернуться в Россию, начали рассматривать возможность поставления для старообрядцев епископа. Но последующая смерть Екатерины II свернула все её начинания по этому делу. Епископ поставлен не был, всё свели к единоверию, которое старообрядцы в большинстве своем не приняли. И хотя в ХIХ веке массовых репрессий не было, но вплоть до 1905 г. старообрядцы в России были людьми второго сорта. На государственную службу их не принимали, алтари их церквей были опечатаны, духовенство преследовалось. Но, тем не менее, к 1917 г. старообрядцы составляли основу казачества, купечества, промышленников. Старообрядчество было в большинстве своем грамотным. После того, как в 1905 г. вышел указ о веротерпимости, старообрядцы зарегистрировали 32 епархии, а также тысячи общин, не входящих в старообрядческую архиепископию. Были, конечно, и такие, которые не регистрировали свои общины. По оценкам того времени старообрядцев насчитывалось до 20 млн. человек, из них 10 млн. – под началом старообрядческой архиепископии.

 

В советское время старообрядцы подверглись тотальному истреблению. Во-первых, они сразу же открыто не признали новую власть. В первые годы имели место местные восстания старообрядцев, например Сепычевское восстание в Пермской области, Семеновское восстание в Нижегородской области. Верующие люди представляли собой постоянную опасность для тоталитарного режима, поскольку не могли принять атеистическую идеологию, поэтому их репрессировали во все времена всесильных органов. Это подчеркивает Солженицын в своем «Архипелаге», наиболее полном исследовании эпохи репрессий. Солженицын говорит о том, что страдальцы за веру были самыми несгибаемыми узниками ГУЛАГа. Однако он не исследует конфессиональную сторону явления, называя всех христиан, не относящихся к РПЦ, сектантами, констатируя, что последних сажали и после войны. Ясно, что старообрядцев всех толков было проще всего подвести под  58-ю статью: здесь и агитация, и групповщина, и тайные организации, и испытанная многими поколениями твердость в вере, не позволяющая хитрить, оправдываться и, тем более, отказываться от веры.

Последнее сопротивление было в основном сломлено лишь в 1936 г. (Красноярский край). Но еще и в 1956 г. в Кахемском районе Тувы, оказав сопротивление, старообрядцы были брошены в полыньи Ка-Хема и заморожены в Саянах. Некоторые из них были приговорены к расстрелу.

К 1932 г. на территории СССР действовала только одна община – в Москве, на Рогожском кладбище.

 

Прежде чем говорить о сегодняшнем состоянии старообрядческой церкви, необходимо сказать о причинах ее раздробленности.

Православная старообрядческая церковь, вследствие жестоких на нее гонений, лишена была возможности нормально осуществлять свою духовную деятельность: богослужение часто приходилось совершать не в храмах, а в лесах и разных трущобах. Церковь очень долгое время была лишена своих высших руководителей – епископов, т.е. тех лиц, которые имеют право преемственности в рукоположении священников. Старообрядческая архиепископия была образована только в 1853 г., после того, как в 1846 г. присоединился к старообрядчеству Босно-Сараевский митрополит Амвросий. Это важнейшее в летописях старообрядчества событие произошло в Белой Кринице, в Австрии. Этим событием завершился трудный путь искания старообрядцами своего епископа, который и возглавил  старообрядческую церковь, дав ей полноту трехчинной иерархии.

Однако еще в конце XVII века многие старообрядцы образовали беспоповское общество, решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения. Они установили всех приходящих к ним из новообрядческой церкви снова крестить, поэтому беспоповцы называются еще и «перекрещиванцами».

Оставшись без священства, беспоповцы лишились и других церковных таинств: святого причащения, миропомазания, брака, елеосвящения. Что же касается остальных двух таинств – крещения и покаяния, то в беспоповстве стали их совершать простые миряне; совершали они и церковные службы. С течением времени у беспоповцев образовался особый класс наставников. Это – избранные обществом миряне для совершения таинств и отправления духовных служб и дел.

Отказ от церковной иерархии неизбежно породил дальнейшее разделение беспоповцев на толки и согласия. Наиболее ранние толки – поморский, федосеевский, спасский, безбрачный.

В начале XIX века была попытка сделать шаг к объединению православной Церкви. Между старообрядчеством и новообрядческой церковью была создана особая переходная церковь, так называемая единоверческая. Она подчинена архиереям новообрядческой церкви, но совершает службы по старым книгам и все обряды, церковные чины и обычаи имеет старообрядческие. Принадлежащие к этой церкви христиане называются единоверцами. В свое время единоверчество набирало силу, поощряемое царским правительством. Но у власти, как всегда, не хватало терпения. В 1850- х гг. последовали правительственные распоряжения, имевшие целью склонить к единоверию старообрядческое купечество, т. е. Нанести удар по наиболее состоятельной части старообрядчества и лишить его своих благодетелей. Так, было объявлено, что с 1 января 1855 г. старообрядцы лишаются права записи в купечество. Это распоряжение произвело громадный переполох среди старообрядцев торгово-промышленного сословия и содействовало очищению старообрядчества от более слабых его элементов. Самое большое количество обращений в единоверие последовало 30 и 31 дек. 1854 г., т. е. В последние числа, назначенные для объявления купеческих капиталов. Лишение права внесения купеческого капитала неминуемо вело к лишению важных сословных привилегий и к выполнению рекрутчины с ее 25-летним сроком службы. Подобные правительственные распоряжения были лишь частью единого плана насильственного обращения старообрядчества в единоверие: к этому же времени (1854) относится отобрание у старообрядцев и передача единоверцам Никольского храма на Рогожском кладбище в Москве, а также запечатывание алтарей остальных храмов кладбища в 1856г.  

Единоверие потеряло для староверов смысл, когда они обрели собственный епископат в 1853 году. После объявления веротерпимости в 1905г. утратил значение и первоначальный замысел единоверия как ловушки для старообрядцев; оно лишилось преимущественного положения, а его приходы стали быстро распадаться. Тем не менее, и в наше время существует и насчитывает около 150 прихожан единоверческая община Санкт-Петербурга, которой в 1990г. возвращена правая часовня бывшего Никольского единоверческого храма (ул. Марата, 24а, музей Арктики).

 

Русская Православная Старообрядческая Церковь в настоящее время представляет из себя митрополию во главе с митрополитом Московским и всея Руси Алимпием, десять епархий, четыре епископа, около ста священников, двести пятьдесят приходов, два женских и один мужской монастыри и несколько десятков скитов. Имеются курсы по подготовке уставщиков, воскресные школы, в том числе певческие – на крупных приходах. В бывшем СССР насчитывалось до пяти миллионов старообрядцев, из них около трех миллионов под началом Московской митрополии, остальные беспоповцы.

 

Отношения РПЦ и РПСЦ пока не складываются, и дело здесь не только в том, что не могут договориться патриарх Алексий и митрополит Алимпий. В Старообрядческой Митрополии очень сильно влияние мирян. За три века гонений эти люди приобрели  свой собственный менталитет, это передавалось из рода в род. Им трудно вычеркнуть из сознания гонения на их предков, осуществлявшиеся властью по наущению государственной Церкви. Ведь со стороны РПЦ последовали лишь отмена проклятий и сожаление о случившемся, покаяния же не было. Много претензий у староверов по части церковного имущества, возвращаемого государством в основном РПЦ.

 

Среди сегодняшних староверов нет Морозовых и Рябушинских, которые помогли бы Старообрядческой Церкви обрести прежние силу и влияние. Но само существование этой церкви заставляет нас всех задуматься о месте религии в общественном сознании, о взаимоотношениях Церкви и государства, о путях христианского единения.

 

© Георгий Трубников, 2001.

Главная страница