Столичная вечерняя газета 22 января 2004

Детскому писателю Аркадию Гайдару сегодня исполнилось бы 100 лет... Он прожил 37. Как-то я сам для себя решил проверить наблюдение о роковом для гениальных людей возрасте 37 лет. Взяв простой календарь, выписал имена знаменитых людей, проживших именно такой срок. Список впечатлял. В него попали, кроме Пушкина и Маяковского, еще и Ван Гог, Мусоргский, Бизе и другие художники, явно отмеченные печатью гениальности. Среди них – Аркадий Гайдар, он же Аркадий Голиков... И я задумался о его судьбе.

Гений - это минимум три признака: масштаб, одаренность, трагизм.

По масштабу Гайдар в гении не проходил: детский писатель, в остальном мире не известный. Хотя, с другой стороны, едва ли в России XX века найдется писатель, которого столь поголовно прочли несколько поколений. Да не просто прочли - испытали огромное духовное воздействие. Одаренность Гайдара несомненна. С кем бы и когда бы я ни говорил о нем, у всех теплели глаза, все помнили. Есть в его простых текстах какое-то волшебство. Я до сих знаю наизусть, но не могу вслух произнести многие фразы из «Военной тайны», «Голубой чашки», «Чука и Гека» - подступает комок к горлу.

А что касается трагизма… Мне казалось, что к нему это никак не относится. Юность провел на боевом коне, а дальше - счастливая судьба писателя-романтика...

Сейчас мне стыдно за «боевого коня». Как я не смог посмотреть на это с другой стороны! 14-летнего мальчишку, сбежавшего из дома в поисках приключений, без лишних разговоров включили в состав ЧОНа (частей особого назначения)! Дали оружие и послали убивать людей, внушив, что это святое дело - убивать соотечественников, если им не нравится большевики.

Это ведь еще один пункт обвинения большевизму - организация военизированных молодежных (читай - подростковых) отрядов под патронажем власти. Кто их придумал - Ленин, Троцкий, Дзержинский? Через много лет это повторил Мао - вспомним хунвейбинов.

Это использование животного инстинкта молодых полигамных самцов - сбиваться в стаи, выяснять, кто сильнее, закаляться во внутривидовой борьбе. А у человека примешивается познание соотношения инстинкта и морали. Но всегда мальчишки находят способ подраться. Если не «казаки-разбойники», то серьезные драки поселок на поселок, деревня на деревню… Об этих беспощадных драках писали Василий Белов и Владимир Солоухин.

ЧОН - по-своему гениальное изобретение большевиков. Вот тебе команда сверстников, вот тебе враги, вот тебе уже не кол, не дубинка, не свинчатка в рукавице, а самая настоящая трехлинейка. С ней ведь проще убить человека в первый раз: дотрагиваться не нужно, он далеко, прицелился, нажал курок - и всё. Можно даже к трупу не подходить. А если все-таки трясет после первого убийства, так найдется старший товарищ, он тебя ободрит, в пример поставит, самогона нальет. Убить следующего уже легче. Вот так и будет закаляться твое стальное сердце. (Посмотрел сейчас - Николай Островский, оказывается, тоже 1904 года рождения, еще одна жертва подростковых игр в войну!).

Между прочим, из рассказов об афганской войне меня более всего впечатлили откровения офицера: как они воспитывали в солдатах циничное отношение к жизни и смерти. Например, при просмотре кинофильмов полагалось ржать как при любовных сценах, так и при удачных выстрелах...

Думаю, ветеранов войны мучают сны не о тех моментах, когда ты был на волосок от смерти. Мучительней чужие смерти, увиденные вблизи. А уж если приходилось убивать…

Приходилось ли убивать Аркадию Голикову? Несомненно. Самому расстреливать? Вполне может быть. В последний раз он участвовал в операциях в 1922 году, в возрасте 18 лет. Свой 19-й день рождения он встретил в больнице с диагнозом «истощение нервной системы в тяжелой форме на почве переутомления и бывшей контузии, с функциональным расстройством и аритмией сердечной деятельности». И всю остальную жизнь - регулярные тяжелейшие нервные срывы с битьем стекол и попытками самоубийства. С последующим лечением в больнице. Искал смерть и нашел ее в партизанском отряде. Такая вот «счастливая» судьба.
Но в промежутках - известные всем нам книги. О детских играх, о детской дружбе, о дружбе с отцом - обо всем, чего сам был лишен. Эти добрые книги учат добру. Он «воспел радость из глубины страданий», как было сказано о сумрачном германском гении.

Конечно, я вижу в них налет идеологии. Но в основном в виде веры в светлое будущее, а это простительно. Игры в тимуровцев, в которые мы иногда превращали свою помощь взрослым, - они не имели идейной пионерской основы. Они быстро надоедали, да и шпана нас всегда била, а не мы ее, но все же это были попытки цивилизоваться, уйти от всегдашней вражды с чужаками. Подростковое соперничество теперь частично реализуется в спорте - прекрасном изобретении человечества для мирной реализации инстинктов. И все же спорт не решает всех проблем… Нужно идти дальше, и тут воспоминания о тимуровцах, как мне кажется, могут помочь.

Кто-то скажет, что Гайдара насаждали, как картошку. Но Пастернак, сказавший это о Маяковском, никогда не отрицал огромный поэтический дар «самого выдающегося поэта нашей советской эпохи». Ни Маяковский, ни Гайдар не были руководителями писательских организаций и не проталкивали тиражи своих книг. И в школе проходили отнюдь не только их. Но остались именно они. И не нужно сегодня их выкорчевывать, рассматривая как политических пропагандистов... Они не только о комсомоле писали, но и о вечном. А главное - здорово писали.

Не Гайдар инициировал гражданскую войну, это проклятие нашего народа. Почему она произошла, как допустил ее «народ-богоносец» - в этом еще долго будут разбираться.

Но разбираться надо серьезно, а не перескакивая на ходу с буденновского коня на есаульского. А уж судить о писателе по тому, на чьей стороне он участвовал в этой бойне, - последнее дело.

…Пытаюсь понять - про что это пел Булат Шалвович.

 

Но если вдруг, когда-нибудь, мне уберечься не удастся,

Какое новое сраженье не покачнуло б шар земной,

Я все равно паду на той, на той единственной Гражданской,

И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной...

Георгий Трубников

Оглавление раздела  Главная страница