"Столичной" больше не будет
25.03.2004 20:45 | Страна.Ru

Как стало известно Стране.Ru, 26 марта шеф-редактор газеты "Столичная" Леонид Милославский объявит коллективу о том, что пятничный номер издания будет последним в ее недолгой истории. Таким образом, проект, рассчитанный на поддержку Союза правых сил, уходит в небытие, последовав за политической партией, утратившей свои позиции на политической арене.

"Столичная" выходила с февраля 2003 года, ее учредитель - компания "Нью Медиа Паблишинг групп", созданная известными людьми на рынке прессы. Это Леонид Милославский, бывший генеральный директор и шеф-редактор издательского дома "КоммерсантЪ" , Ксения Пономарева, которая в качестве главного редактора выпустила первый номер газеты "Коммерсант Daily" (затем она работала на телеканале ОРТ), Юрий Кацман, бывший главный редактор журнала "Деньги" и заместитель шеф-редактора издательского дома.

Стартовое финансирование, по неофициальной информации, было обеспечено одним из лидеров СПС, главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом. Однако, видимо, средства были невелики, так как о проблемах с выплатами зарплаты коллективу заговорили чуть ли не через месяц после выхода первого номера. Через несколько месяцев владельцы газеты взяли банковский кредит, и ситуация на некоторое время стабилизировалась.

Но это не было единственной проблемой, издатели были недовольны и творческой стороной дела. Главным редактором первые полгода был также коммерсантовец Дмитрий Харатьян, однако в октябре 2003 года его почему-то сменили на бывшего известинца Александра Куприянова. В связи с этим даже высказывались предположения об объединении двух изданий, однако, это были нобоснованные слухи.

При всем уважении к весьма профессиональному коллективу, нельзя сказать, что "Столичная" совершила прорыв на рынке СМИ. Широкой московской общественности она известно скорее по нетрадиционному для современной России способу распространения: ее продавали у метро девочки и мальчики в красивой форме с большими планшетами на ремнях с логотипом "Столичной".

Создатели газеты ставили перед собой задачу сказать новое слово в стиле и подаче материалов с тем, чтобы привлечь широкую читательскую аудиторию. Поначалу ставилась цель "взять" Москву, а в будущем выйти и на весь российский рынок.

Коллектив был набран за несколько месяцев до выхода первого номера, в его основе были не порченая устоявшимися стереотипами молодежь, которую обучали профессионалы журналистики, в том числе и топ-менеджмент.

Инвестор, очевидно, не был доволен результатом, сотрудники издания еще прошлой весной говорили о возможной смене творческого руководства, что и произошло в октябре прошлого года.

Однако, основная причина преждевременного завершения проекта в другом. Владельцы издания брали банковский кредит в расчете на успех Союза правых сил на парламентских выборах, надеясь на привлечение за счет брэнда СПС других инвесторов. Ситуация обернулась провалом политического партнера, других средств привлечь не удалось и издавать газету не на что. Таким образом с 26 марта коллектив "Столичной" остается без работы, а это примерно 100 человек только творческого состава.

 

 

«Их интересовал один в кепке»

«Столичная вечерняя газета» закрывается

Просуществовавшая чуть более года «Столичная вечерняя газета» сегодня должна выйти в последний раз. Основной причиной закрытия газеты эксперты называют неудачную систему распространения и промахи в маркетинговой политике.

Руководство газеты не дает комментариев по поводу закрытия издания. Управляющий делами ООО «Нью медиа паблишинг групп» (НМПГ) Юрий Кацман не подтвердил, но и не опроверг этих данных. А непосредственно издатель «Столичной», председатель совета директоров НМПГ Леонид Милославский со словами «это частный номер» повесил трубку.

Главный редактор 'Столичной' Александр Куприянов относительно закрытия сказал буквально следующее: «Мы хотим сделать хорошую газету, потому я сегодня работаю и выпускаю завтрашний номер».

Тем не менее ГАЗЕТЕ стало известно, что сегодня в два часа дня Леонид Милославский объявит коллективу о закрытии проекта. А накануне было принято решение о том, чтобы не выпускать финансовое приложение «Рантье».

Первый номер «Столичной вечерней газеты» увидел свет в феврале прошлого года. Издатель ставил амбициозные задачи – создать газету для среднего класса, которая конкурировала бы с телевидением. На пресс-конференции, прошедшей год назад, было объявлено о том, что бизнес-план рассчитан на восемь лет. Первые номера вышли четырехтысячным тиражом, однако планировалось, что через пару месяцев у газеты появится около 130 тыс. читателей. 'Столичная' имела уникальную систему распространения: не через сети, а на улице, с рук.

Помимо самой газеты, выходившей два раза в день (утром и вечером), издавались четыре еженедельных приложения: финансовое – 'Рантье', автомобильное - «Трафик», посвященное моде - «Натура» и недвижимости - «Этаж».

'Столичная' – частное издание, имена инвесторов никогда официально не назывались, однако в медийных кругах было известно, что их помог найти глава РАО 'ЕЭС России' Анатолий Чубайс. Планировалось, что в течение пяти лет на газету будет потрачено около 15 млн. долларов.

Несмотря на то что газета планировала найти многотысячную читательскую аудиторию, реально аудитория одного номера насчитывала 47,5 тыс. человек. (Данные TNS Gallup Media, 2004/1, сентябрь 2003-го – февраль 2004-го).

По словам гендиректора TNS Gallup AdFact Руслана Тагиева, причиной неудачи проекта могло стать то, что «у газеты был очень смелый эксперимент по системе распространения».

Другой причиной Тагиев называет дороговизну проекта. «У инвестора попросту могло кончиться терпение вкладывать деньги в это дорогое предприятие, хотя известно, что газетное дело – очень «длинное», - говорит он.

Гендиректор ИД «Семь дней» Дмитрий Бирюков основной причиной неудачи видит «решение распространяться вечером». «У нас и с утренней-то системой распространения большие проблемы, а вечерняя и вовсе утеряна, - говорит он. – Они либо должны были ее воссоздать, либо закрыться». Он считает, что вечерняя газета после появления радио и ТВ не может быть популярной.

А другой издатель – представитель крупного издательского дома – на условиях анонимности сказал, что газета фактически интересовалась лишь «одним читателем в кепке». «Газета была создана в пику Юрию Лужкову, а создать лояльного читателя, у которого была бы ежедневная привычка покупать газету, у нее не получилось», - говорит он. Издатель считает, что газета «начала с самого конца: она излишне была отягощена дорогими приложениями», при этом допустив «все маркетинговые ошибки – и неправильное позиционирование, и неправильную организацию продаж».

В последнее время руководство «Столичной» активно искало новых инвесторов. В частности, с ним встречались представители «Проф-Медиа», однако переговоры не увенчались успехом.

 

Теперь без «Столичной». Медиарынок начал стремительно сдуваться

Сегодня объявлено о закрытии «Столичной вечерней газеты». В связи с нерентабельностью издания владелец принял решение о прекращении выхода газеты с 27 марта. Журналистам предписано в трехдневный срок освободить помещение редакции. Сообщается, что сотрудникам будет выплачена последняя зарплата за март, без выходного пособия. Председатель совета директоров издававшей «Столичную» «Нью Медиа Паблишинг Груп» Леонид Милославский провел прощальную встречу с коллективом издания, рассказал, как пытался ее спасти, но у него ничего не получилось, и в заключение с сожалением добавил: «Другой такой газеты нет и в ближайшее время не будет».

 

Проект «Столичной вечерней» возник в прошлом году исходя из одного соображения – в России есть представители среднего класса, которые с оптимизмом смотрят в будущее и хотят получать позитивные новости. Предполагалось, что, идя с работы, эти самые представители среднего класса будут рады купить газету и по дороге домой почитать что-нибудь одновременно серьезное и позитивное. Под проект были получены деньги, позволившие выпускать цветное издание и распространять его около метро и крупных офисных зданий.

 

Однако расчет не оправдался. То ли газета не попала в аудиторию, то ли никакого особого желания читать что-то оптимистическое у среднего класса не оказалось, то ли вообще издатели «не там искали».

 

Впрочем, на нашем медиарынке в последнее время происходит что-то весьма странное. По всем прогнозам, которые дают аналитики западных медиа-групп, в России должен быть медиа-бум, газеты и журналы должны расти, как грибы после дождя. Однако происходит прямо противоположное движение. В последнее время закрылось сразу несколько изданий, с теми же, что остались, происходят довольно удручающие вещи. Собственно, из ежедневных изданий на рынке уверенно себя чувствуют только желтые «МК» и «КП», а из серьезных – «Коммерсант» и «Ведомости». Других газет, по сути дела, у нас в стране не осталось. Еще недавно были «Известия», но, судя по тому, как взялся за дело новый главный редактор Раф Шакиров, их скоро тоже не будет.

 

Оглавление раздела   Главная страница