Столичная 26 февраля 2004г.

Выпущенная на свободу культура ушла зарабатывать деньги

Можно сколько угодно говорить об ошибках либеральных политиков во время избирательной кампании. Но нужно помнить, что две правые партии тактически действовали противоположным образом, а результат получили один.

Надо искать более глубокие причины поражения, а именно: понять, куда подевался либеральный электорат.

Людей, проникшихся либеральными идеями, всегда очень мало. Но именно они составляют духовно-интеллектуальную элиту общества. Свободные выборы – самое большое завоевание начала 90-х годов – принесли тогда успех либералам.

Впрочем, голосовать за либералов – еще не значит осмысленно разделять их идеи. Так что мотивы тех, кто тогда отдал голоса за правых, во многом были связаны просто с отрицанием старой системы. Это было голосование против надоевшей власти. Но уже через несколько лет протестный электорат стал голосовать против Ельцина и его команды. Потом перестали ходить на выборы те, кто рассчитывал на быстрые изменения в материальном благополучии: «За что боролись?» Одновременно уходили из жизни либералы старшего поколения - самые твердые... Число голосующих за либерализм неуклонно сокращалось...

Надежда была на самых молодых, выросших при новой общественно-политической формации. Расчет не оправдался: этих молодых учили и учат преподаватели советской школы.

Либеральная идея, при всей ее видимой простоте, усваивается лишь на общем культурном фоне. А культура, выпущенная на свободу, пошла путем всеядности – пошла зарабатывать деньги. Так что причина того, что с нами происходит, – все-таки низкий культурный уровень народа.

И это исторический вызов интеллигенции.

Хватит стенать о своей бедности и прятаться в профессионально-ведомственные норы! Никогда интеллигенции в России не было легко, но больше ведь некому проявить интеллектуальное и духовное мужество...

Георгий Трубников, gtrubnik@narod.ru

Лишь к весне, съев все дочиста, ищем тех, кто умеет пахать и сеять

Стало модным ругать либерализм. И когда я слышу снисходительные упоминания о «неудачниках-либералах» или даже утверждения, что от либералов – все беды, у меня возникает наивное чувство возмущения: неужели не всех пленяет «это сладкое слово “свобода”»? Или мы, «нация любящих ушами», не слышим зова свободы, когда он переводится с латыни?

Стремление к свободе естественно. Даже животное стремится избавиться от пут, ошейников и замкнутых пространств. У человека уже две тысячи лет этот инстинкт оплодотворяется высокой идеей сочетания свободы и ответственности: моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека. Именно эта идея (а не восстания рабов!) подточила основы рабства в Римской империи... И вся история с тех пор – борьба за свободу. Против рабовладельцев и феодалов, монархов, диктаторов, чиновников, всякой монопольной власти...

История борьбы за экономическую свободу (то есть либерализма в его сегодняшнем понимании) доказала, что она приводит не только к моральному удовлетворению, но и ко всеобщей выгоде, к процветанию тех сообществ, где правят либеральные законы. Но во все времена особо осторожные люди предупреждали: «Рабы не сумеют жить в свободных условиях, они к этому не готовы, с освобождением надо повременить». И часто формально оказывались правы: освобождение на какое-то время приводило к высвобождению инстинктов, к анархии и бунтам, к росту преступности...

Однако нужно иметь мужество исторического взгляда – нужно признать, что либеральные идеи в итоге всегда побеждали. Плоды свободы – это лишь семена для будущих всходов. Для созревания урожая всегда нужно время. Осенью, когда урожай худо-бедно собирают, никто не поминает добрым словом пахарей и сеятелей. И лишь к весне, съев все дочиста, снова ищут тех, кто умеет пахать и сеять...

Смогут ли благополучно перезимовать те, кто пахал в начале 90-х и сеял нынешний рост ВВП?

Мария Марковец, mmarkovec@narod.ru

 Оглавление раздела  Главная страница