Ядром реформы образования станет снижение планки обязательных стандартов

Только что из новостей Первого канала узнал о готовящейся реформе образования. Представитель министерства говорил довольно внятно. Обязательную стандартную программу предлагается сократить, но при этом способные дети смогут получать гораздо больше информации. Грубо говоря так: все дети учатся по одному и тому же учебнику. Часть текста в нем напечатана обычным шрифтом – здесь излагаются главные понятия дисциплины. А часть напечатана курсивом – это сведения, которые рекомендуются детям продвинутым, нестандартным. Если я все правильно понял, то это действительно радикальная и давно ожидаемая реформа, способная заметно повлиять на все наше общество.

Ведь так надоело слушать вранье о себе. Мы и талантливые, мы и умные, глубокие, духовно одаренные. Это мы такую культуру создали, что не грех поучиться любому европейцу, не говоря об американце и японце. Наша культура в ее высших проявлениях – это, возможно, единственное, чем Россия может гордиться. Но беда в том, что владеет ею лишь тончайший слой. Оглянитесь вокруг, прислушайтесь к абсолютному и подавляющему большинству. Где язык Пушкина, Толстого, Бунина, Набокова, Астафьева? Где логика, знание природы, историческое мышление? О социальной и политической культуре даже не говорю. Людей объединяют не высокие идеалы, а примитивные мифы, злословие, пошлость, цинизм. Неужели наше бескультурье – генетическое свойство? Нет, разумеется. Конечно, массовые репрессии сказались на генофонде народа, но все-таки его силы неисчерпаемы.

Чтобы больное общество выздоровело, ему нужно найти в себе силы коренным образом изменить систему воспитания и образования. Но в чем бы ни состояла реформа образования, она потребует средств. И вот он, порочный круг: больное общество предпочитает воспроизводить себе подобных. Конкретно это выражается в том, что наши парламенты при обсуждении бюджета на первые места ставят военные расходы, милицию, зарплату, транспорт и прочее. Пора вспомнить о простом человеческом инстинкте: мать сама умрет с голоду, но ребенка накормит. А сейчас мы обрекаем своих детей и внуков на прозябание.

Дело не исчерпывается финансированием. Российская система образования имеет и глубинные пороки, главный из которых – нацеленность на создание элиты.

Школьные программы таковы, что усвоивший курс выпускник должен быть очень и очень образованным человеком. На самом же деле подавляющее большинство не усваивает и сотой части учебного курса. В пятом-шестом классе ребенок перестает понимать что-то в математике. День за днем непонимание растет, но ребенок стыдится признаться в этом, ищет возможности скрыть свое отставание: списывание, уклонение от ответов, другие маленькие хитрости. Такое отношение переходит и на другие учебные предметы. Учителя же смотрят сквозь пальцы: учебный план подгоняет. Так ребенок начисто исключается из учебного процесса и до получения «троечного» аттестата зрелости просто отбывает в школе время. А голова его в это время может быть занята далеко не безобидными вещами. Престиж школы меряется по числу выпускников, поступивших в вузы. Но никто не предъявляет претензии школе за ее бывших учеников, ставших преступниками и алкоголиками…

Можно спорить о цифрах, но само бескультурье общества является лучшим доказательством порочности нашего образования. По-настоящему усваивает программу лишь небольшая часть школьников – они выигрывают олимпиады, поступают в университеты, вливаются в ряды интеллигенции. Вот здесь-то и закладывается пресловутая российская пропасть между народом и интеллигенцией. Интеллектуальная элита существует в любом обществе. Но в развитом – границы между образованными и малообразованными людьми размыты, в России же – все или ничего. Трагичным является именно чрезвычайно низкий уровень образованности и неготовность к самостоятельной жизни «среднего» выпускника школы. В Дании девятиклассники базовой муниципальной школы решают простые, с нашей точки зрения, задачи, но зато их решают все (!) ученики.

Ядром реформы образования должно стать снижение планки стандарта обязательного образования. Оно должно стать доступным для всех: чтобы молодой человек, окончивший школу, ориентировался в каждой дисциплине и умел сам находить нужную информацию. Пусть государственная школа несет ответственность за соответствие знаний и навыков каждого своего ученика образовательному стандарту.

Не обернется ли такое снижение потерей талантов, вообще оглуплением?

Да ничего подобного. Ничто не мешает одаренному (и не очень одаренному) ребенку внимательно изучить в учебнике тот текст, который напечатан курсивом...

Так что есть повод для оптимизма: определенно в сфере образования что-то делается. Единый государственный экзамен – важнейший рубеж реформы. Дай Бог, чтобы все получилось с государственными именными финансовыми обязательствами (ГИФО). Снижение планки стандарта – из того же внушающего надежды ряда.

Георгий Трубников

 Оглавление раздела  Главная страница