Ядром
реформы образования станет снижение планки обязательных стандартов
Только что из новостей Первого канала узнал о готовящейся реформе
образования. Представитель министерства говорил довольно внятно. Обязательную
стандартную программу предлагается сократить, но при этом способные дети смогут
получать гораздо больше информации. Грубо говоря так: все дети учатся по одному
и тому же учебнику. Часть текста в нем напечатана обычным шрифтом – здесь
излагаются главные понятия дисциплины. А часть напечатана курсивом – это
сведения, которые рекомендуются детям продвинутым, нестандартным. Если я все
правильно понял, то это действительно радикальная и давно ожидаемая реформа,
способная заметно повлиять на все наше общество.
Ведь так надоело слушать вранье о себе. Мы и талантливые, мы
и умные, глубокие, духовно одаренные. Это мы такую культуру создали, что не
грех поучиться любому европейцу, не говоря об американце и японце. Наша
культура в ее высших проявлениях – это, возможно, единственное, чем Россия
может гордиться. Но беда в том, что владеет ею лишь тончайший слой. Оглянитесь
вокруг, прислушайтесь к абсолютному и подавляющему большинству. Где язык
Пушкина, Толстого, Бунина, Набокова, Астафьева? Где логика, знание природы,
историческое мышление? О социальной и политической культуре даже не говорю.
Людей объединяют не высокие идеалы, а примитивные мифы, злословие, пошлость,
цинизм. Неужели наше бескультурье – генетическое свойство? Нет, разумеется.
Конечно, массовые репрессии сказались на генофонде народа, но все-таки его силы
неисчерпаемы.
Чтобы больное общество выздоровело, ему нужно найти в себе
силы коренным образом изменить систему воспитания и образования. Но в чем бы ни
состояла реформа образования, она потребует средств. И вот он, порочный круг:
больное общество предпочитает воспроизводить себе подобных. Конкретно это
выражается в том, что наши парламенты при обсуждении бюджета на первые места
ставят военные расходы, милицию, зарплату, транспорт и прочее. Пора вспомнить о
простом человеческом инстинкте: мать сама умрет с голоду, но ребенка накормит.
А сейчас мы обрекаем своих детей и внуков на прозябание.
Дело не исчерпывается финансированием. Российская система
образования имеет и глубинные пороки, главный из которых – нацеленность на
создание элиты.
Школьные программы таковы, что усвоивший курс выпускник
должен быть очень и очень образованным человеком. На самом же деле подавляющее
большинство не усваивает и сотой части учебного курса. В пятом-шестом классе
ребенок перестает понимать что-то в математике. День за днем непонимание
растет, но ребенок стыдится признаться в этом, ищет возможности скрыть свое
отставание: списывание, уклонение от ответов, другие маленькие хитрости. Такое
отношение переходит и на другие учебные предметы. Учителя же смотрят сквозь пальцы:
учебный план подгоняет. Так ребенок начисто исключается из учебного процесса и
до получения «троечного» аттестата зрелости просто отбывает в школе время. А
голова его в это время может быть занята далеко не безобидными вещами. Престиж
школы меряется по числу выпускников, поступивших в вузы. Но никто не
предъявляет претензии школе за ее бывших учеников, ставших преступниками и
алкоголиками…
Можно спорить о цифрах, но само бескультурье общества
является лучшим доказательством порочности нашего образования. По-настоящему
усваивает программу лишь небольшая часть школьников – они выигрывают олимпиады,
поступают в университеты, вливаются в ряды интеллигенции. Вот здесь-то и
закладывается пресловутая российская пропасть между народом и интеллигенцией.
Интеллектуальная элита существует в любом обществе. Но в развитом – границы
между образованными и малообразованными людьми размыты, в России же – все или
ничего. Трагичным является именно чрезвычайно низкий уровень образованности и
неготовность к самостоятельной жизни «среднего» выпускника школы. В Дании
девятиклассники базовой муниципальной школы решают простые, с нашей точки
зрения, задачи, но зато их решают все (!) ученики.
Ядром реформы образования должно стать снижение планки
стандарта обязательного образования. Оно должно стать доступным для всех: чтобы
молодой человек, окончивший школу, ориентировался в каждой дисциплине и умел
сам находить нужную информацию. Пусть государственная школа несет
ответственность за соответствие знаний и навыков каждого своего ученика
образовательному стандарту.
Не обернется ли такое снижение потерей талантов, вообще
оглуплением?
Да ничего подобного. Ничто не мешает одаренному (и не очень
одаренному) ребенку внимательно изучить в учебнике тот текст, который напечатан
курсивом...
Так что есть повод для оптимизма: определенно в сфере
образования что-то делается. Единый государственный экзамен – важнейший рубеж
реформы. Дай Бог, чтобы все получилось с государственными именными финансовыми
обязательствами (ГИФО). Снижение планки стандарта – из того же внушающего
надежды ряда.
Георгий Трубников