«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЧАС ПИК» 22 февраля 2006г.

ТРЕЩИНА В ТОТАЛИТАРИЗМЕ

Что явилось предпосылками ХХ съезда? Какой страна осталась после смерти Сталина?

Интеллектуальный и духовный потенциал общества трагически низок. Ведь несколько десятилетий осуществлялся самый настоящий геноцид: коммунистическая диктатура физически уничтожала носителей культуры (дворянство), духовности (священников), предприимчивости (буржуазию), трудолюбия (состоятельных крестьян), интеллекта (учёных и писателей).

Что делают селекционеры, когда выводят новый сорт пшеницы? Просто отбирают лучшие зёрна, скажем, превышающие по весу какой-то порог, или просто в пропорции 1:100, остальные выбраковывают. А если наоборот – выбраковывать именно лучшие? Равнодушная природа это вытерпит, но получится очень плохой (с человеческой точки зрения), хотя и жизнеспособный сорт. Из советского народа выбраковали то ли 50, то ли 70 миллионов лучших людей (как кощунственно звучит эта неопределённость в цифрах!), причём большая часть из них не оставила потомства. Это и есть геноцид, изменение генофонда.

В советском обществе достигнуто полное единомыслие. Об оппозиции говорить не приходится, она была уничтожена ещё в тридцатые годы. Каждый человек, насмерть испуганный страхом, уже в подсознании (быть как все!) давил в себе всяческие сомнения в справедливости существующего строя. В среде городских служащих было принято в праздники, когда есть гости, поднимать первый тост за Сталина. Атмосфера доносительства. Полное отсутствие анекдотов, ведь за них сажали.

С юмором  вообще было туго. Над чем смеялся народ? Вот островок моей памяти. 1949 год, уральский городок. По нему разнеслась весть: «в кино ж… показывают!». Действительно, в качестве киножурнала перед сеансом шел небольшой медицинский фильм «Массаж». И в маленьком эпизоде показывался массаж ягодиц. Народ повалил смотреть, полный аншлаг на всех сеансах. Взрослые люди. Такого хохота я никогда больше не слышал. Смех смехом, но это же точный показатель культуры.

10 миллионов людей сидят в лагерях, но народ об этом не знает. По крайней мере масштаба действительно не знает, поскольку каждая семья, в которой кто-то сидит, никому и полслова об этом не скажет. А кто расскажет о том, каковы эти лагеря смерти?

Советский Союз полностью отделён от мира, в стране полная информационная блокада. Коротковолновых приёмников, на которых вещают западные радиостанции, у людей почти нет. Все остальное – газеты, радио, фильмы (телевидения ещё не было) – абсолютный официоз. Радио слушала вся страна, и всё, что произносилось по радио, не подвергалось сомнению, это был глас свыше. Голос Юрия Левитана был не голосом диктора, это был голос заместителя Сталина по выразительному произнесению истины,  архидиакона коммунистического храма. Это был массовый гипноз, квазирелигиозное зомбирование. Это была обработка на чувственном уровне, насаждение двойного сознания. Люди смотрят нарядные фильмы о счастье и думают, что только в его городишке этого нет, но где-то есть. (Многие и сейчас смотрят «Кубанских казаков»,  считая, что фильм правдиво отображал жизнь!)

Деревенская нищета, вплоть до голода, и на этом фоне – «стройки коммунизма» - каналы, гигантские ГЭС, закрытые города для атомной промышленности, построенные заключёнными.

 И вот – смерть Сталина 5 марта 1953 года. Умер гениальный продолжатель дела Ленина, отец народов, большой учёный, великий кормчий, автор и кузнец Победы.

Страна совершенно искренне рыдает. Может быть, может быть. Траурные митинги, музыка – всё это заразительно. Я, тринадцатилетний конформист, пытался выдавить из себя слезы, но не получалось, решил ограничиться скорбью с опущенной головой. Не плакали заключенные в лагерях, устраивая тихие праздники. Не плакали и  члены Политбюро: им рыдать некогда, им предстоял дележ власти.

 «А кто у нас теперь вождь?» - спросил меня мой друг месяц спустя после смерти Сталина. Этот детский вопрос задавала себе вся страна. Именно на этот вопрос и ответил ХХ съезд: культовых вождей больше не будет, потому что вожди порою совершают ошибки. Страной будет править коллективный партийный разум. Свыкайтесь с этой мыслью, товарищи.

Хрущев, лишенный таинственности, чересчур открытый обществу, не имел шансов стать новым вождем. Начатый им процесс частичной демократизации привел в первую очередь к тому, что он сам стал героем анекдотов, что исключает вождизм. Воспитанник Сталина, Хрущев тоже обладал политической хитростью и волей к власти. Он был еще менее культурен. Он был напичкан марксистско-ленинскими догмами. Но он был ближе к характеру простого русского крестьянина, он не был столь подозрителен и жесток.

Объективно-исторически  же мы должны говорить о десятилетии 1954-1964 гг., когда Хрущев возглавлял государство, и необходимо признать, что за эти годы было многое  сделано именно для людей.

Были выпущены из лагерей и реабилитированы сотни тысяч политических узников.

Получили паспорта, т.е. права граждан, советские колхозники (редко вспоминают, а многие просто не знают о том, что колхозники при Сталине не имели паспортов и, стало быть, свободы передвижения). Возобновился диалог с иностранными государствами. Изменилась общественная атмосфера, появилась относительная свобода мнений, возросло доверие к художнику-творцу. Да, Хрущев устраивал разносы замечательным художникам – Пастернаку, Вознесенскому, Неизвестному, Дудинцеву, но все же их не постигла участь Мандельштама и Мейерхольда, Цветаевой и Платонова. В эти годы начали работать и издавать свои произведения многие молодые художники, составившие славу российского искусства. Возникло поколение шестидесятников – тонкий, но крепкий слой интеллигенции. Вдохнув  в 60-х годах глоток свободы, они «вынесли огонь сквозь потраву» брежневского периода и во второй половине восьмидесятых годов оказались готовыми поддержать радикальные реформы.

Мы здесь говорим в основном о духовной сфере, поэтому лишь скороговоркой перечислим главные экономические сдвиги. Благодаря «хрущевкам» в значительной степени была решена жилищная проблема. Резко возросла продуктивность сельского хозяйства. Получила развитие химическая промышленность и на ее базе – легкая. Люди сумели одеться. Усилилась роль науки, появились научно-технические достижения мирового уровня. И многое другое, что продолжало жить, сказывалось на экономике и общественной жизни еще многие годы, обеспечивая стабильность безвольного брежневского режима.

Но ХХ съезд не стал революцией, качественным изменением строя. Тоталитаризм – отсутствие демократических выборов и частной собственности – сохранился, разве что дал трещину. Не было и покаяния. Сегодняшние коммунисты нагло лгут, когда говорят, что партия на ХХ съезде покаялась. Уникальную операцию – зачитывание доклада Хрущева на закрытых собраниях без обсуждения и без возможности сослаться и процитировать – покаянием не назовешь. И всю страшную правду о масштабах массовых убийств, об ужасе лагерей мы узнали только в 70-х по западным радиостанциям, где нам читали «Архипелаг ГУЛАГ». Теперь эта энциклопедия русской жизни ХХ века издана, но кто ее, говоря по чести, прочел? А те, кто прочли – заставили ли прочесть ее хотя бы своих детей и внуков?

«Нельзя молиться за царя Ирода: Богородица не велит». Для меня люди, молящиеся на Сталина, просто ищущие для него какие-то исторические оправдания, - люди духовно неполноценные. Ни о каком единении с ними, ни каком совместном пути с ними не может быть и речи, пока они не вылечатся.

Выздоровление идет, только прискорбно медленно. Всё-таки уровень зрителей «Аншлага» выше уровня зрителей киножурнала «Массаж». Это внушает оптимизм.

Георгий Трубников

HOME