Журнал "Обучение и карьера в Санкт-Петербурге"
д.и.н., проф. Резник А.А.,
к.и.н., доцент Коломинов В.В.

У истоков  коммерческого образования в России

 

(к 150-летию  со дня рождения Михаила Владимировича Побединского)

 

 

 

С незапамятных времен коммерции молодые люди в России обучались, стоя за прилавком и наблюдая за действиями опытных торговцев. Попытки правительства Екатерины II создать в стране широкую сеть училищ, в которых бы обучали детей не только закону божьему и «цифири», но и коммерции, политической экономии, народному праву, встретили жесткое сопротивление со стороны многих родителей. Так, в 1790 г. обыватели ряда городов России (Лебедяни, Шацка, Спасска, Темникова) подали своим губернским властям почти одинаковые челобитные: «купечецкихъ и мещанскихъ детей в школахъ не состоитъ, да и впредъ къ изученiю въ училища отдавать детей мы не намерены. Того ради содержать училища желанiя нашего не состоить и мы не видимъ для себя от оныхъ пользы». А козловский купец, смотритель местного училища, пошел еще дальше: он находил, что вообще все училища вредны и что «оныя полезно повсеместно закрыть».

 

Но время брало свое. Вторая половина XIX в. стала переломной в развитии экономики России. Отмена крепостного права, многоплановые государственные реформы Александра II, новые открытия в науке и технике дали мощный толчок развитию промышленности и торговли. Экономическое развитие вызывало необходимость ускоренной подготовки профессиональных кадров, в том числе и в области коммерции, создания разветвленной сети коммерческих учебных заведений.

В такой гигантской стране, как Россия, их не насчитывалось и десятка. (Первое коммерческое училище в России было открыто в Москве в 1773 г. В 1804 г. на средства московского купечества открылось еще одно коммерческое училище, переименованное в 1806 г. в Практическую академию. В начале XIX в. было создано коммерческое училище и в Таганроге. Наконец, в 1880 г. в Петербурге было основано Петровское, а в 1885 г. в Москве — Александровское коммерческие училища.)

Учитывая важность подготовки специалистов в области коммерческой деятельности, правительство России в 1894 г. при департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов открыло отделение по заведованию коммерческими учебными заведениями. Этим отделением в апреле 1896 г. был разработан проект «Положения о Коммерческих учебных заведениях». В записке императору Николаю II глава финансового ведомства С.Ю. Витте писал: «Правильная постановка коммерческого образования должна быть признана одной из главных мер для успешного развития нашей внутренней и внешней торговли».

Министр финансов принял решение реформировать систему коммерческого образования в России, использовав для этого опыт западноевропейских стран. На Западе создание и развитие коммерческого образования было предоставлено общественным организациям и частным лицам, которые, по мнению С.Ю. Витте, лучше всех «знают нужды местной торговли».

Вскоре после издания «Положения» в стране начали появляться общества и частные лица, готовые заняться созданием сети частных коммерческих учебных заведений. Одним из первых, кто откликнулся на призыв С.Ю. Витте, был энергичный и талантливый организатор профессионального образования в Петербурге надворный советник Михаил Владимирович Побединский. 2 сентября 1897 г. он направил на имя министра финансов прошение следующего содержания: «Желая содействовать распространению в Империи коммерческих знаний, имеем честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство разрешить учредить в Петербурге на основании высочайше утвержденного 15 апреля 1896 г. «Положения о Коммерческих учебных заведениях» курсы коммерческих знаний, согласно прилагаемому проекту устава, под наименованием «Санкт-Петербургские счетоводные курсы» с правом нам же быть преподавателями на этих курсах» (Российский государственный исторический архив (далее — РГИА), ф. 25, оп. 4, д. 762, л. 56).

В состав учредителей курсов, кроме самого М.В. Побединского, вошли: коллежский секретарь Григорий Николаевич Макеев, уездный учитель математики Николай Львович Хрусталев, титулярный советник Вильгельм Фридрихович Гаррисон (РГИА. ф. 25, оп. 4, д. 762, л. 56 об.). Как свидетельствуют документы, учредители курсов имели основательную профессиональную подготовку и значительный преподавательский опыт. Так, М.В. Побединский служил бухгалтером в ведомстве Императрицы Марии с 1877 г. и преподавал на «Счетоводных курсах Езерского». К.Л. Хрусталев был уездным учителем математики, педагогической деятельностью занимался с 1879 г., являлся заведующим и одновременно преподавателем бухгалтерского дела курсов Езерского. Г.Н. Макеев по окончании Санкт-Петербургского университета был оставлен на кафедре физики для подготовки диссертации. Он преподавал в реальном училище Гуревича, в Электротехническом институте и на курсах Езерского. В.Ф. Гаррисон преподавал коммерческие учебные дисциплины в реформатских церквях и на курсах Езерского.

27 октября 1897 г. министр финансов граф Витте утверждает Устав «Частных Санкт-Петербургских счетоводных курсов». Председателем и единоличным руководителем курсов был избран М.В. Побединский. Курсы находились в введении Министерства финансов по Департаменту торговли и мануфактур и размещались на Невском проспекте, дом 102. Их основная задача состояла в том, чтобы дать необходимые коммерческие знания лицам, которые посвятили себя торгово-промышленной деятельности.

Учебное заведение Побединского с пятимесячным сроком обучения состояло из двух отделений: основного (общебухгалтерского) и специального. На специальном отделении главное внимание уделялось изучению счетоводства в банках и на промышленных предприятиях. Слушателям курсов предоставлялась возможность изучить немецкий и французский языки.

Особенность курсов Побединского заключалась в том, что на обучение принимались лица обоего пола. Занятия обычно проводились с 10 до 1 часа дня. По итогам обучения слушатели сдавали экзамены. О своем впечатлении об обстановке на одном из таких экзаменов корреспондент газеты «Крымский вестник» писал: «Мне давно приходилось слышать об этих курсах, а на днях удалось осмотреть, благодаря совершенной случайности. Один из бывших участников счетоводных курсов с необыкновенной теплотой рассказал мне о порядках, установленных в этом заведении, и о заботливости его администрации в поиске службы своим питомцам. Этот же бывший ученик, ныне бухгалтер одного из видных предприятий в Петербурге, предложил познакомить меня с директором и получить разрешение осмотреть все заведение. Я охотно согласился и попал как раз на экзамен, который поразил меня совершенно необычной обстановкой.

Большой зал был переполнен мужчинами и девушками от 16 до 20 лет. В зале царствовала тишина, хотя за экзаменационным столом четыре преподавателя экзаменовали по разным предметам своих учеников. Но делалось это необыкновенно просто, без всякой торжественности. По концам и посреди стола около каждого преподавателя сидела группа учеников, решавшая свои задачи. Я невольно обратил внимание на эту простоту отношений, в то же время на полное уважение учеников как экзаменующихся, так и ожидавших очереди, к своим наставникам и к охранению порядка.

Видя в зале множество лиц, ожидавших окончательного испытания на получение свидетельства, я невольно спросил директора:

— Какие права дает заведение?

— Никаких прав, кроме знаний, — ответил мне М.В. Побединский.

— Наши свидетельства приобрели доверие в промышленном мире и получение их является большим правом … Остается теперь прилагать усилия, чтобы поддержать с честью это доверие.

— Итак, — восклицает в заключение корреспондент газеты, — могут же существовать учебные заведения, не дающие никаких прав, кроме самого драгоценного права — получение знаний!..

И могут же обучаться юноши, мужчины вместе с девушками, и это не представляет собой никаких затруднений. А мы-то ломаем копья или, точнее выражаясь, изводим типографскую краску по поводу решения спора: «Можно мужчинам и девушкам сидеть рядом на ученических скамьях?». А здесь давно этот вопрос решен и никому в голову не приходит, что о нем спорят как о вопросе самом жгучем. Как часто жизнь опережает отвлеченные суждения!» (Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (в дальнейшем ЦГИА СПб), ф. 383, оп. 1, л. 185).

         За первый год своей деятельности курсы приобрели широкую популярность. Вот как описывает празднование первой годовщины учебного заведения газета «Петербургский Листок»: «Вчера, 22 октября, частные Санкт-Петербургские счетоводческие курсы праздновали первую годовщину своего существования, причем к этому дню было приурочено также и освящение новооткрываемых аудиторий. По этому случаю в помещении курсов в 2 часа дня законоучителем Ларинской гимназии священником А. Алексеевым было совершено благодарственное молебствие, с участием певческого хора Архангельского. На богослужении присутствовали: генерал — от-артиллерии А.В. Аносов, инспектор строительной экспедиции ведомства учреждений Императрицы Марии академик Р.А. Гедике, управляющий контролем того же ведомства Ф.Ф. Алексеевич, начальник учебного отделения Министерства финансов А.Н. Михайлов, член совета по казенной продаже питей (спиртных напитков. — Примеч. авт.), А.К. Томашевский, представители различных казенных и частных учреждений, преподавательский состав, учащиеся на курсах и другие.

         По окончании молебствия все присутствующие были приглашены к завтраку, во время которого играл струнный оркестр Преображенского полка, а затем в помещении курсов состоялся танцевальный вечер. По случаю годовщины, учредителями курсов была получена в этот день масса поздравительных писем и телеграмм».

         Один из выпускников курсов на торжественном собрании прочитал свои стихи, посвященные учебному заведению:

«Ликуй семейство молодое,

Ликуй кружок бухгалтеров,

Сегодня здесь мы зрим родное:

Сестер, всех братьев и отцов!

В сей день, в день милой встречи

Мы все стремимся произнесть

Немного слов в умильной речи

Во славу курсов, за их честь,

За здравие нас всех здесь сущих,

За учредителей, гостей,

И всех полезный труд несущих

На благо родины своей.

Ликуй семейство молодое, —

Настала дивная пора:

В бокалах искрится хмельное…

Ура! Ура! Ура! Ура!»

 

                       Популярность счетоводных курсов Побединского была настолько высока, что на них обучались слушатели в возрасте от 16 до 41 года. Причем, многие их них получали здесь второе образование. Так, например, в 1898 г. на курсах обучалось 12 человек, окончивших Петербургский университет и Технологический институт (ЦГИА СПб, ф. 383, оп. 1, д.1, л. 186). Многие слушатели являлись практическими работниками — служащими банков, акционерных обществ, работали в торговле и на промышленных предприятиях.

         В апреле 1904 г. Частные счетоводные курсы по инициативе Побединского были реорганизованы в «Частные Санкт-Петербургские Коммерческие курсы». Изменилось не только название курсов. В утвержденный Минфином новый Устав учебного заведения были внесены существенные изменения. Увеличился объем часов на учебные дисциплины; были введены новые предметы, такие, как общее законоведение, торговое, вексельное, морское право, коммерческая география, история торговли и товароведение. Факультативно преподавались статистика, торговые трактаты, железнодорожное право, устройство и деятельность нотариата в России. Срок обучения был увеличен с 5 месяцев до 2 лет.

         Устав не предусматривал пересдачу слушателями экзаменов и зачетов. Слушатели, не сдавшие хотя бы один предмет, оставались на том же курсе еще на год. Необходимо отметить, что высокий уровень подготовки учащихся на курсах Побединского давал им право преподавать специальные предметы в средних и низших коммерческих учебных заведениях Министерства финансов.

         Преподавательский состав курсов обладал достаточно высоким профессиональным уровнем и тщательно лично подбирался Побединским. Достаточно сказать, что лекции читали 8 профессоров и доцентов Петербургского университета и 5 профессоров и доцентов Политехнического института. В учебном процессе принимали участие также ведущие преподаватели Технологического института, Училища правоведения, Военно-юридической и Николаевской морской академий, Демидовского юридического лицея.

         Большой популярностью среди слушателей курсов пользовался профессор университета М.И. Боголепов, читавший курс истории бирж и банков. Учебный курс «Международное право» вел профессор Военно-юридической и Николаевской морской академий И.А. Овчинников. Курс Отечественной истории преподавал известный в столице историк, профессор Политехнического института, один из создателей и руководителей партии кадетов А.А. Корнилов (его курсы лекций популярны и у нынешнего поколения студентов).

         Незаурядной личностью являлся преподаватель коммерческих курсов Андрей Иванович Шингарев. Свою педагогическую работу он умело сочетал с большой политической деятельностью. Шингарев избирался членом 2-й—4-й Государственных дум, входил в руководство партии кадетов, а после Февральской революции являлся министром земледелия Временного правительства первого и министром финансов второго созывов. Андрей Иванович окончил два факультета Московского университета: физико-математический и медицинский. На протяжении длительного времени, вплоть до своей смерти в 1918 г. (он был расстрелян революционно озабоченными матросами-анархистами) Шингарев преподавал в системе учебных заведений М.В. Побединского, где вел курс социальной медицины.

Пользовались успехом у слушателей и такие преподаватели, как С.В. Мыльников, автор нескольких учебников по «Бухгалтерскому учету»; преподаватель товароведения Ксенинского института и Коммерческого училища Штюрмера, А.Н. Альмединген (всесторонне одаренный человек, он являлся известным в Петербурге педагогом и журналистом, редактором популярного издания для юношества «Родник», руководил судебной частью Артиллерийского управления Генерального штаба).

         С годами деятельность учебного заведения Побединского приобретает всероссийскую известность. Его выпускники становятся востребованными во всех промышленных центрах России. Так, «Иркутские ведомости» от 25 октября 1904 г., информируя читателей о том, что в столице действуют Частные коммерческие курсы, отмечают, что главной их задачей является «предоставление желающим возможности получить практическую подготовку к коммерческойи юридической деятельности, знакомя слушателей не только с разнообразными бухгалтерскими работами, но и с русским законодательствлом… Курсы готовят слушателей к преподавательской деятельности в коммерческих учебных заведениях. Они оказывают содействие всем желающим изучить юриспруденцию, так как юридические факультеты почти недоступны для лиц, не окончивших гимназии, и закрыты для лиц женского пола». Газета особо подчеркивает, что преподавание на курсах ведется по методикам высших германских коммерческих школ: Кёльнской, Франкфуртской и новой Берлинской. Кроме того, объем знаний, получаемый слушателями, находится на уровне университетских программ.

         1906 год стал этапным в жизни коммерческих курсов. Они приобретают статус высшего учебного заведения под названием «Высшие коммерческие курсы М.В. Побединского» (Собрание распоряжений правительства за 1906 год. № 121. 31 авг., отд. 1, ст. 1440). Существенно была изменена программа обучения. Были введены новые учебные дисциплины, такие, например, как экономическая теория. Программа этого курса предусматривала раскрытие таких понятий, как частное, народное, всемирное хозяйство. В ней давалось представление о капитале и его видах, о производстве, свободе конкуренции, свободе труда, стоимости труда, влиянии географической среды на хозяйственную деятельность населения, значении собственности на землю; давалось толкование поземельной ренты и процесса ее возникновения.

         Учебный курс экономической теории широко анализировал структуру заработной платы, права рабочих на создание союзов и других общественных организаций, рассматривал проблемы страхования рабочих; в нем подробно рассматривались понятия предпринимательской прибыли, ее происхождения с хозяйственной точки зрения. Обращает на себя внимание тот факт, что в программе экономической теории излагались такие понятия, как призрение бедных и благотворительность.

Третий год обучения в учебном заведении Побединского являлся годом специализации слушателей. Каждому из них предоставлялось право избрать для себя будущую профессию: торгово-промышленное и банковское дело, страховое дело, городское хозяйство, преподавательская деятельность. Представляет интерес содержание специальных учебных курсов. Так, программа курса городского хозяйства включала в себя такие аспекты, как современный город и его экономическая и социальная роль, задачи городского хозяйства, расходы российских городов. В ней давалась сравнительная характеристика доходов в городах западных стран и России. Предметом предусматривалось изучение системы налогообложения, действующей в городах Западной Европы и российских городах. В учебном курсе рассматривались также проблемы финансовых отношений между городом и государством, методика выделения кредитов городам на осуществление местных проектов строительства и ведение городского хозяйства. Следует подчеркнуть, что эти проблемы актуальны и в наши дни.

         Примечательно, что Высшие коммерческие курсы Побединского пользовались успехом у самых различных слоев населения. Вот как, например, писал об этом в 1906 г. журнал «Купечество и промышленность»: «Здесь можно было встретить и члена Государственной Думы, и бывшего председателя земской управы, и офицера, учителя, приказчика, даже священника. У Побединского готовили отличных специалистов для службы в торгово-промышленных и правительственных учреждениях».

         Со временем учебное заведение М.В. Побединского приобретает известность и за рубежом. Так, в 1915 г. для чтения лекций в США были приглашены преподаватели курсов М.В. Бернадский, И.М. Кулишнер, С.О. Загорский, М.И. Боголюбов (РГИА, ф. 25, оп. 4, д. 762, л. 89).

Преподаватели и слушатели Высших коммерческих курсов с восторгом восприняли Февральскую революцию. Они направили приветственную телеграмму Председателю Государственной Думы М.В. Родзянко. Особую гордость курсистов вызвало известие о назначении Министром земледелия Временного правительства старейшего преподавателя курсов А.И. Шингарева. В обращении к нему, в частности, отмечалось: «Наша скромная школа гордится тем, что имела в своей среде такого учителя, лекции которого способствовали созданию последователей, распространяющих теперь свет и культуру в самую глубину русской общественной жизни». На телеграмму был получен ответ; «Сердечно благодарю за привет прежних сотоварищей по работе. А. Шингарев» (Коммерческая школа и жизнь. 1917. № 1 и 2. Вып. 16 и 17. С. 186).

         Курсы Побединского широко занимались благотворительной деятельностью. Так, в 1917 г. в Актовом зале курсов была организована выставка изделий, изготовленных узниками Шлиссельбургской крепости. Экспонировались, главным образом, наглядные учебные пособия. Выставкупосетила знаменитая «бабушка русской революции» Е.К. Брешко-Брешковская.

         Вот как описывает это событие в жизни вуза издаваемый на курсах журнал «Коммерческая школа и жизнь»: «Е.К. прибыла на выставку около 3 часов дня, была встречена у подъезда слушателями наших курсов и многочисленной группой молодежи, которая, усадив ее в кресло, внесла на четвертый этаж. После выставки Брешко-Брешковская отметила, что на примере шлиссельбуржцев, проведших более 20 лет в тяжелых тюремных условиях и не утративших любви к науке, трудоспособности и энергии, молодежи необходимо воспитывать в себе любовь к науке, несмотря на все трудности» (ЦГИА СПб, ф. 38, оп. 1, д. 89, л. 1).

         29 мая 1917 г. стало знаменательным событием в истории вуза. В этот день распоряжением Министра торговли и промышленности Временного правительства Высшие коммерческие курсы Побединского были преобразованы в «Торгово-промышленный институт М.В. Побединского» (ЦГИА СПб, ф.2551, оп. 1, д.3, л. 278). Однако октябрьский государственный переворот и последующие за ним катаклизмы в жизни российского общества привели к резкому сокращению набора студентов в институт и фактически к его упадку (как и других вузов столицы). Поэтому 2 августа 1919 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был издан Декрет «О преобразовании Петроградских высших учебных заведений». Документ предусматривал объединение всех высших экономических учебных заведений Петрограда в создаваемый Институт народного хозяйства. Наряду с другими, в состав этого вуза был включен и Торгово-промышленный институт. Таким образом, коммерческое учебное заведение Побединского прекратило свое самостоятельное существование, продолжавшееся 22 года.

         В дальнейшем Институт народного хозяйства был преобразован в Инженерно-экономический институт. В 1992 г. он стал академией, а в последний год XX века учебному заведению был присвоен статус Санкт-Петербурского инженерно-экономического государственного университета.

Частные коммерческие курсы Побединского были востребованы бурно развивающейся российской       экономикой на рубеже XIX-XX веков. Столетие спустя, в условиях восстановления в нашей стране рыночных отношений, спрос на квалифицированных специалистов — экономистов, менеджеров, бухгалтеров, коммерсантов, еще более возрос. Учитывая это, профессорско-преподавательский состав инженерно-экономического университета, считающегося преемником коммерческих курсов Побединского, стремится сочетать традиционность и современные методы обучения. Предметы, которые штудировали воспитанники Побединского, дополняются научными дисциплинами третьего тысячелетия.

Сегодня инженерно-экономический университет является одним из самых престижных учебных заведений города и страны в целом. Он включает в себя 8 институтов (факультетов); Институт фундаментальных и прикладных исследований в технике, экономике, менеджменте; Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров; 16 филиалов, расположенных в различных районах России, 6 колледжей, 3 лицея, осуществляет шефство над 27 школами города. В вузе работает 7 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 35 действительных членов и членов-корреспондентов отраслевых академий, 80% преподавателей являются кандидатами и докторами наук. В университете обучается свыше 20 тысяч студентов по таким специальностям, как экономист-менеджер, логистик-менеджер, инженер-менеджер, специалист по коммерции, маркетолог, информатик-экономист, экономист- математик и др. Занятия проходят в светлых аудиториях и лабораториях, оборудованных современной компьютерной техникой и соответствующих самым строгим европейским стандартам. Выпускники вуза работают в малом и среднем бизнесе, в банках, аудиторских фирмах, аналитических отделах предприятий и коммерческих заведений, международного бизнеса, в сферах туризма и гостиничного хозяйства и др. Многие из них стали известными государственными деятелями, талантливыми менеджерами и руководителями крупнейших в стране промышленных предприятий.

Традиции, заложенные Побединским — не отставать от перемен в отечественной экономике, — и сегодня в традициях коллектива университета, из стен которого вышли многие известные теоретики и практики экономических реформ. Не случайно девиз университета — «Престижное экономическое образование — на благо России».

Электронная версия предоставлена заместителем главного редактора журнала Олегом Филипповым

См. также информацию на сайте ИНЖЭКОНа: http://engec.ru/university/about/about_history.shtml

 

Столетие ИНЖЭКОНа, открытие памятника, моя речь

Главная страница