Я публикую эту работу на своем сайте, поскольку опубликовать ее в печатном издании и, тем более, получить за это гонорар надежд почти не осталось. Однако работу над этой вещью я продолжу. Пока это только черновик, работа сделана процентов на 95. С другой стороны, улучшать подобную книгу можно непрерывно, поскольку жизнь дает новые материалы.

Наверное, это очень наивно звучит, но я с благодарностью приму любую помощь. Хочется, чтобы эту книгу читали те, кому она предназначена.

Георгий Трубников, 31 декабря 2001г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Цель издания – изложить школьный курс обществознания с позиций произошедшей в 90-х годах российской либеральной революции, и при этом выйти в школьном преподавании общественных дисциплин из прочно устоявшихся рамок материалистического мировоззрения.

Хотя в продвинутом общественном сознании абсолютная правота материализма во всех сферах человеческого бытия существенным образом поколеблена и слово «материализм» уже не пестрит на страницах общественно-политической литературы,  материалистический подход по-прежнему доминирует, в особенности в школьном преподавании. Иной, т.е. идеалистический и, тем более, теистический  подход попросту не рассматривается. Эта однобокость во-первых не способствует широте и остроте мышления, исключая собственный поиск истины не только в основном вопросе философии, но и в повседневной проблематике. Во-вторых в настойчивых попытках объяснить, скажем, исторические события исключительно материальными (классовыми и экономическими) причинами  она приводит просто к неверным выводам.

Первой предпосылкой настоящего учебного пособия является признание по меньшей мере равноправия идеализма и материализма, поскольку в вопросе о том, что первично – материя или сознание - любое доказательство одной стороны может быть не принятым другой стороной.

Однако и попытка «встать над схваткой» в этом вопросе бесперспективна. Поэтому настоящее издание откровенно заявляет об идеалистической позиции, в ней присутствует критика материализма. Такой подход представляется правомочным хотя бы потому, что о каком-то навязывании идеалистических взглядов на фоне господства тоталитарного материализма говорить не приходится.

Более того, как материализм практически тождественен атеизму, так и идеализм неизбежно приходит к теизму. Поэтому в учебном пособии говорится не только о некой сверхчувственной субстанции, но и о Боге. Однако на следующем неизбежном шаге – выборе религии – автор не настаивает. Он лишь сам делает шаг в направлении христианства, оставляя за учителем, желающим использовать в преподавании предлагаемое учебное пособие, иную возможность. Выбор автора связан не только с практической невозможностью и отсутствием необходимости для учителя скрывать свою веру, но и с убежденностью в том, что европейская цивилизация, к которой принадлежит Россия, является прежде всего христианской цивилизацией, и то, что мы называем общечеловеческими ценностями, самым полным образом изложено в христианском вероучении и насаждалось христианством в течение двух тысячелетий.

Учебное пособие не ставит своими целями ни систематическое изложение христианского вероучения, ни вовлечение учащихся в христианскую веру. Излишне говорить о том, что характер изложения по определению является светским.

Особой заботой автора было соответствие учебного пособия Государственному стандарту. Действующий стандарт является пропедевтическим документом, устанавливающим минимальные границы области знаний и оставляет за преподавателями возможность выбрать учебное пособие, каждое из которых уже неизбежно имеет собственную мировоззренческую окраску.

Именно в мировоззренческой окраске стандартного учебного материала заключается специфика учебного пособия. Все сферы, окружающие человека,   экономическая, социальная, политическая и духовная сферы общества рассматриваются с теистических, христианских позиций.

Такой подход позволяет говорить о многих понятиях, антагонистичных с точки зрения материализма, как о понятиях, находящихся в диалектической взаимосвязи, т.е. не столько отменяющих, сколько обогащающих друг друга:

Теистический фундамент мировоззрения позволяет педагогу смело касаться многих достаточно деликатных вопросов, таких как, например, психологические особенности переходного возраста. Христианская мораль создает почву для уверенной ориентации во всех сферах, где позволительны нравственные оценки: в культуре, в политике, в истории. Она позволяет выстроить иерархию ценностей в публичной сфере: личность, семья, община, коллектив, сограждане, страна, мир. Особое значение имеет мировоззренческая вооруженность преподавателя в таких тонких вопросах как соотношение патриотизма и национализма, являющегося камнем преткновения в общественном сознании.

Рамки обществознания как учебной дисциплины весьма широки, они включают сведения из философии, культуры, религиоведения, социологии и т.д., Практически невозможно дать учащимся в одном курсе систематические знания по всем этим отраслям знаний, здесь даются лишь наиболее важные, полезные для формирования мировоззрения фрагменты. Это не относится лишь к политической сфере, где делается попытка придать изложению системный характер.

 

Текст учебного пособия временно недоступен. Проводится редактирование. Апрель 2009

Новый текст учебника «ДНК + обществознание»

http://gtrubnik.narod.ru/dnc_soc.htm

Главная страница сайта