|
ТОЛЬКО БОГ ИМЕЕТ ПРАВО НА ВОЗМЕЗДИЕВ начале осени я две недели находился в Абхазии. Когда вернулся в Петербург и ознакомился с газетными материалами, освещавшими события в Абхазии, я испытал глубокое огорчение от их односторонности и неполноты. Газета «Час пик» печатала именно такого рода репортажи «с мест событий» Сергея Чаплина. По телевидению были сюжеты редакции «Вертикаль» в унисон с репликами «600 секунд». Наконец, 24 и 25 ноября «Невское время» опубликовало пространную статью главного советника мэра по межгосударственным отношениям Ватаньяра Саидовича Ягьи «Россия и ближайшее зарубежье». Ключевой термин по абхазской проблеме в этой статье - «шеварднадзевские орды»... За это время я не обнаружил в петербургских средствах массовой информации ничего противостоящего антигрузинским тенденциям. Поэтому считаю своим долгом познакомить петербуржцев с некоторыми фактами, позволяющими взглянуть на трагические события в Абхазии с другой стороны. Вернемся мысленно в лето 1991 года. Предстоят выборы в Верховный Совет автономной Республики Абхазии. На переговорах, посвященных новому закону о выборах, абхазская делегация требует отказаться от чисто пропорционального принципа представительства. Они приводят следующие доводы: абхазы на территории Абхазии составляют всего 18% населения (грузины - около 50%, остальные - русские, армяне и другие). Если применить чисто пропорциональный (в данном случае лучше бы сказать «мажоритарный») принцип и считать, что абхазы равномерно распределены по территории, то может случиться, что в парламент не будет избран ни один представитель титульной национальности (то, что сегодня, в момент обострения национализма, абхаз будет голосовать за абхаза, а грузин за грузина, является горькой правдой). Грузинская сторона согласилась с идеей национальных округов, но довести эту идею до справедливого конкретного воплощения, применив, скажем сахаровский принцип «плавающих округов», не хватило терпения. В результате президент Гамсахурдиа подписал закон о выборах, по которому были образованы искусственные, сугубо неравномерные национальные округа. Это было грубейшей ошибкой, повлекшей за собой цепь дальнейших драматических событий. В парламенте Абхазии оказалось 28 абхазов и 26 грузин. Практически это означало, что национальное меньшинство имеет большинство в парламенте. Далее начались персональные назначения в исполнительной власти. Итог таков: практически все административные должности были заняты абхазами. Так в Гагре, при 10% абхазского населения, глава администрации и руководители торговли - только абхазы. Соответственно, вся торговля и сфера обслуживания, а это основа экономики республики, сосредоточились в руках абхазов. Приватизация, в отличие от остальной Грузии, не проводилась: ведь гораздо выгоднее иметь в своих руках не частную, а государственную лавочку. Кадровая политика Ардзинбы и ее последствия постепенно начали осознаваться населением, усилилась национальная напряженность. Руководством парламента были созданы незаконные вооруженные формирования, противопоставившие себя органам внутренних дел. Грабежи на транспорте, прямые диверсии на путях - со всем этим абхазские власти не могли или не хотели справиться, в результате на территории Абхазии прекратила действие железнодорожная магистраль - аорта экономики Закавказья. И вот в августе 1992 года Госсовет Грузии (по согласованию с Ардзинбой) ввел в автономную республику Абхазию контингент войск для охраны и введения в эксплуатацию железнодорожной магистрали. Именно эта акция ставится в вину Грузии. Обвинителям типа В. Ягьи я бы задал следующий вопрос. Представьте себе, что на территории Бурятской автономной республики на четыре месяца прервана работа Трансссибирской магистрали, при этом власти республики не только не принимают мер к исправлению положения, но в одностороннем порядке провозглашают независимость и обзаводятся собственной армией. Разве не ввела бы Россия свои войска на абсолютно законных основаниях? Тут ответ абсолютно очевиден. Так почему же Грузия должна смиренно ожидать голода в своей стране и в соседней Армении? С правовой точки зрения здесь аналогия полная. А дальше была война с ее беспощадной логикой, и безнравственно рассуждать о том, кто был более жесток, кто более храбр. Я не буду рассказывать о своих впечатлениях от общения с вооруженными людьми, о ненависти, изливаемой местным телевидением, о кликушествующих женщинах, забывших свое предназначение, о проблеме иностранных добровольцев, о религиозной подоплеке конфликта. В такой ситуации лучше не сказать лишнего. Процитирую лишь отрывок из послания петербургских христианских демократов (которому не нашлось места в петербургских СМИ) своим грузинским братьям: «Главное - не давать волю чувству мести, ибо только Бог имеет право давать возмездие». ... Гагра. Полдень. Сентябрьское теплое солнце. Чистейшее море, чистейший берег. Знаменитые пальмы на многокилометровой набережной. Падающий с деревьев инжир, запах «изабеллы». И ни одного, буквально ни одного человека на пляже. Кадры фильма, достойные Тарковского. Я не могу себе представить, что это будет продолжаться долго. И петербуржцы будут ездить в Гагру, Пицунду и Сухуми поправлять здоровье, есть фрукты, любоваться этим райским уголком. Но для этого сегодня мы не должны подливать масла в огонь этой бесчеловечной, абсурдной, богопротивной войны. Газета “Невское время”, 2 декабря 1992 года. |
|