АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - ПОЛКОВОДЕЦ И СВЯТОЙ
Со страстями вокруг Александра
Невского мне пришлось впервые столкнуться девять лет назад, когда мы делали первые шаги
восстановления храма св. Александра
Невского в Усть-Ижоре.
Навсегда запомнилась
национал-патриотическая конференция в 1988
году, куда мы, члены общества "Невская битва" были приглашены,
но были вынуждены уйти. Некий доктор филологических наук, чье имя я
не хочу называть, закончил свою
полуторачасовую лекцию об Александре Невском словами: "И пусть все помнят, что мы своих врагов били, бьем, и будем
бить".
Я был тогда близок к
отчаянию. Вот восстановим мы здание
церкви, а потом в нем или возле него будут снова призывать к
поискам врагов. Нет внешних - будут
искать внутрених. Оглянешься в историю -
одни только войны, сплошные
враги. Я не слишком большой знаток западной культуры, но в Дании, например,
много музеев посвящено истории развития
сельскохозяйственной техники, промышленности, торговли, а у нас
большинство музеев и памятников (не считая,
к счастью, художественных)
посвящены войнам и полководцам. Может
быть это милитаризированный коммунизм привел нас к
военному перекосу?
Постоянное восхваление боевых
побед подогревает воинственность, при
этом происходит абстрагирование от реальности, обесценивается человеческая
жизнь как высшая ценность. На пороге двадцать первого века стоит
осознать, что всякая война есть узаконенное
убийство. Наши предки
не умели решать свои конфликты иными способами, да и двадцатому веку
выпало довести понятие войны до апокалипсиса,
так может быть нашему поколению
предстоит понять, что убийство, прежде, чем совершится, происходит в ослепшей
человеческой душе.
Чему может научить нас в этом смысле Александр
Невский? Мне представляется, что пора
различать полководца и государственного
деятеля великого князя Александра Ярославича и святого благоверного
Александра Невского.
Что говорит учение Православной
Церкви о святости? «Явленные святые даны нам
в помощь, как образы
богочеловеческой жизни, как новое живое
слово Божие к нам. Они как светильники
призваны освещать наш путь, но светят
нам не своим, а Христовым светом, светом Его божественной любви.
Православию чуждо вообще
юридическое представление о заслугах перед Богом. Поступки суть только средства к стяжанию
благодатных даров, или
свидетельство о них, а святость, как
благодатное состояние, есть не награда, а плод устремленной к Богу жизни. По
православному представлению Бог не ведет счета добрых и дурных дел, а смотрит
на сердце человека» (Епископ Александр Семенов-Тян-Шанский. Православный
катехизис).
Итак, Александр Невский свят не
за какие-то конкретные заслуги. Такое понимание святости дает свободу
исследований и исторического анализа, и при этом не
приводит к кощунствам. О князе Александре Невском можно иметь различные точки
зрения, дискутировать на научном
уровне. И в этих дискуссиях неуместна
аргументация типа "как вы можете говорить об Александре Невском
такое, ведь он же святой".
Не нужно проклинать историка, когда он упоминает о непотребных деяниях
исторического и кем-либо канонизированного лица. Упоминать или не упоминать -
его дело, лишь он сам может ответить на вопрос «об авторстве его и праве
дерзать от первого лица». Где печатать свои соображения и с какой интонацией,
принимать ли во внимание общественное сознание - это уже не научный, а
этический и даже политический вопрос.
С Александром Невским вопрос
чрезвычайно усложняется тем, что секта коммунистов по своему вторично его
канонизировала, придав ему внешность Николая Черкасова, вложив в
его уста знаменитую фразу "кто с мечем к нам придет - от меча и
погибнет" и сделав его германофобом. Увы, этот «канон» до сих пор не
отменен общественным сознанием, для очень многих, в особенности для военных
людей Александр Невский свят, увы, не по-христиански, а по-язычески.
У нас в Усть-Ижоре указанные
противоречия отчетливо проявлялись все эти годы. Одна группа людей
подвижнически воздвигала храм, считая, что это и есть истинный памятник
святому, а другая группа появлялась во время праздников, устраивала воинские
потехи и упорно отстаивала идею возведения рядом с храмом скульптурного
памятника полководцу.
У нас два главных возражения. Во-первых, в православной традиции объемные изображений святых крайне
редки. Это у католиков распространены
скульптуры Христа, Богоматери, святых, а православие чтит иконопись, плоские изображения. В православной среде
объемные изображения до сих пор ассоциируются с языческими истуканами, с этим надо
считаться.
Во-вторых - если вы уж так хотите и имеете возможность за свой счет
поставить памятник полководцу Александру Невскому, то сделайте это на почтительном расстоянии от церкви. Потому что храм внушает добрые
чувства, чувство любви к Богу, любви не только к ближнему, но и к врагу, а у памятника
полководцу по существу прямо противоположные задачи.
Сегодня в Усть-Ижоре ситуация
вроде «боевой ничьей». «Патриоты» установили в ста метрах от храма огромный
валун в качестве закладного камня будущего памятника. Рядом с ним наклонно
вмурованы гильзы артиллерийских
снарядов, направленные прямо на храм. Патриоты не сходят с телевизионного
экрана.
А храм стоит, радуя глаз, на
берегу Невы, живет своей жизнью, колокольным звоном созывая людей на молитву. И
люди там знают, какому Богу они молятся.
Георгий Трубников,
председатель религиозно-культурного общества «Невская битва»
(Час Пик,
1997)