ХРИСТИАНСТВО И АПОЛОГЕТИКА БЕДНОСТИ

Многим поколениям россиян в детстве закладывалось понятие, что богатым быть стыдно. Помню детскую радиопередачу - рассказ про детство Володи Ульянова, будущего Ленина. Он обожал песенку, которую семья пела хором: “Богачу-дураку и с казной не спится. Бедняк гол как сокол - поет, веселится”.

Единственное библейское изречение, которое я знал в детстве - это “богатому так же невозможно попасть в Царство Божие, как верблюду пойти сквозь игольное ушко. И запомнил я его именно потому, что оно часто повторялось в книжках, радиопередачах. Надо сказать, что пропагандисты той эпохи вполне преуспели в своей цели привить людям неприятие, даже ненависть к богатым людям. Мы сегодня сталкиваемся с этим повсеместно.

Коммунистическая уравнительная концепция, сводившаяся к экспроприации экспроприаторов, нуждалась в идеологическом обосновании. Для этого тотальная пропаганда в числе прочего ссылалась на якобы исходящее из евангельского учения осуждение богатства и восхваления бедности.
Давайте же вернемся к этому эпизоду, описанному в трех Евангелиях. К Иисусу подошел молодой богатый человек и спросил, что нужно делать, чтобы попасть в Царство Божие. Иисус, Которому этот человек понравился за его вдумчивость, раскрывает перед ним две ступени самосовершенствования.

Первая - это соблюдение обычных заповедей, вторая - отказ от земных богатств и всецелое следование тому пути, который доступен избранным.

Прочтите сами описание этого эпизода, и вы убедитесь в том, что Христос, разговаривая с богатым юношей, был далек от того, чтобы обличать его. Он говорил с любовью и глубоким сочувствием, и речь шла не только о жизни вечной, но о совершенстве, о максимальных требованиях к себе. Богатому труднее освободиться от бремени материального. Христос раскрывал людям смысл вероучения и постоянно прибегал к максимам, которые нелепо переносить в повседневный быт.
Кстати, мне с детства запомнилось именно “невозможно”, хотя в подлинике сказано “трудно попасть в Царство Божие”.

Но самое интересное я узнал сравнительно недавно. Оказывается, “игольным ушком” в Иерусалиме называли самые малые по размеру ворота в городской стене. Эти ворота сохранились до сих пор. Верблюду в эти ворота было пройти действительно нелегко, а с поклажей - невозможно. Освободиться от поклажи - вот в чем смысл метафоры. Понять, что земное богатство само по себе ничего не дает в вечной жизни.

Смысл христианского учения не в призыве к равенству в бедности. И действительно, стремление к уравниловке основано на зависти, которая в христианстве определяется как смертный грех.
И Христос и апостолы учили богатых людей “чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны” (1 Тим. 18).

Для православной России эта проблема весьма актуальна. Идеал бедности, хотя и не провозглашен Церковью, доминирует в церковной практике. Нужны большие усилия, чтобы в православии возобладали идеи Святого апостола Павла, который своими делами подавал пример и призывал своих последователей добросовестным трудом зарабатывать себе не только на пропитание, но еще и столько, чтобы из этого они могли сотворить добро другим (напр. Еф.4,28).

Исповедуемая нами свобода человека распространяется и на его стремление к успеху, на готовность достигнуть результатов. Успех находит свое выражение в богатстве, в развитии и расширении сферы деятельности. Человек свободен в своем праве распоряжаться своей собственностью. Ответственный человек, честно уплатив налоги, прежде всего заботится о продолжении своего дела, имеющего общественную значимость. Ответственный человек проявляет солидарность к окружающим, помогая нуждающимся, добровольно выделяя средства на социальные нужды.

Многим сегодняшним новым русским недостает чувства солидарности, когда они демонстративно окружают себя роскошью на фоне нищеты слишком многих людей, провоцируя их на зависть. Будущее поколение российских предпринимателей, воспринявшее идею солидарности, обратит свои достижения на благо общества.

Но и тут роскошь роскоши рознь. Строя роскошные особняки, русские дворяне и купцы не только открывали рабочие места мастерам - строителям и художникам, но и обеспечивали создание архитектурных шедевров, содействовали развитию искусств.

Благодаря коммунистической пропаганде частная собственность в глазах советского человека превратилась в пугало, синоним средства угнетения человека человеком. Предстоит понять, что только частная собственность по существу и является собственностью, а коллективной или государственной она может стать лишь на добровольной основе, либо на правовой основе с обязательной компенсацией. Частная собственность дает большие возможности каждому человеку принимать решения и тем самым повышает его личную свободу. История попыток отрицания частной собственности нагляднейшим образом показала их несостоятельность, обреченность. И цена этого эксперимента, проведенного большевиками, - миллионы жизней и судеб, разруха и нищета.

Опубликовано в газете “Демократический выбор”
N 14 (38) 03.04.97

В оглавление раздела