ПРОЩАЛЬНОЕ СЛОВО О ВЛАДЫКЕ

Некролог архиепископа Михаила (Мудьюгина)
1 марта 2000 г.

От нас ушел архиепископ Михаил (Мудьюгин)...
Умер самый, наверное, образованный и широкомыслящий епископ Русской Православной Церкви.
Биография его высокопреосвященства архиепископа Михаила (в миру - Михаил Николаевич Мудьюгин) заслуживает отдельной книги и большого разговора. Сегодня придется сказать лишь о некоторых вехах его житейского и духовного пути.

Владыка родился в Петербурге 12 мая 1912 года. С детства отличался религиозностью, читал и прислуживал в храме.
Окончил три высших учебных заведения.
В 1933 году - институт иностранных языков. Владел (от совершенства до умения разговаривать) немецким, французским, латинским, древнегреческим, английским, польским и финским языками.
В 1947 году - заочный институт металлообработки, кандидат технических наук, последнее светское место работы - доцент горного института.
В 1965 - Ленинградская Духовная Академия, защищены кандидатская и магистерская диссертации, владыка - профессор Академии, почетный доктор ряда зарубежных институтов.
В 1930 году - арест за религиозную пропаганду, 9 месяцев в камере предварительного заключения, затем высылка, новая высылка, в родной город удалось вернуться лишь в 1937 г.
В 1958 принял сан священника, работал в приходах Вологодской области. С 1963 года - преподаватель, затем в 1966-68гг. - епископ Тихвинский, ректор Духовной Академии, викарий Ленинградской епархии. С 1968 - епископ, затем архиепископ Астраханский, с 1980г - архиепископ Вологодский. С 1993 года на покое.
Кроме преподавания в Духовной Академии архиепископ Михаил служил и проповедовал, читал лекции в Петербурге и других городах, регулярно выступал по радио. Перу богослова принадлежат многочисленные статьи, публиковавшиеся в церковных и светских изданиях. В 1995 году в Москве вышли две его книги, о которых следует сказать особо.
Введение в основное богословие”, а эту внешне небольшую, но огромную по содержанию книгу владыка начал писать еще в начале шестидесятых годов, - не только блестящее учебное пособие для преподавания религии в учебных заведениях любого уровня. Это еще и книга для чтения любого ищущего человека, в особенности для современного русского интеллигента, идущего к Богу.
Вторая книга - “Русская православная церковность, вторая половина ХХ века”. Это страстная проповедь православного архиерея, прекрасно знающего современную церковную жизнь, видящего как бесконечные богатства богослужебных впечатлений, так, увы, и поверхностность, отсутствие глубины восприятия христианской веры у слишком многих, если не у большинства прихожан. Этой поверхностности способствуют многочисленные проявления церковной практики, начиная от отсутствия скамеек для немощных прихожан до непонятного большинству языка, на котором читается Евангелие.

Позволю себе лишь одну цитату из этой книги:

    “Одним из основных, может быть, наиболее распространенных заблуждений, в которое впадаем мы, христиане, является подмена любви к Богу любовью к Церкви. При этом мы любим Церковь не как Тело Христово, любим не ее святую сущность, а внешний, доступный нашему чувственному восприятию облик, любим как общественную организацию в ее внешнем обличии, с ее установлениями, архитектурой, живописью и музыкой, с ее схоластикой и педагогикой.
    Церковь есть орудие, инструмент любви Божьей, и нам следует, в первую очередь, любить не инструмент, а Того, Кто этот инструмент для нас создал, хранит и употребляет для нашего спасения.
    Между тем Церковь в лице своих деятелей чрезвычайно склонна к несправедливому триумфализму, самоуспокоенности и зазнайству. Церковь не хочет замечать свои “болячки”.

Представляется, что книга архиепископа Михаила “Русская православная церковность, вторая половина ХХ века”, наряду с его многочисленными статьями, может стать своеобразной программой, своего рода манифестом для тех клириков и мирян православной Церкви, которые хотят перемен, которые надеются на то, что наша Церковь сможет, возродившись во всем своем величии, действенности и чистоте, занять подобающее ей место как в России, так и во всем мире.
Так считали не все. С болью следует признать, что все последние годы, несмотря на ясную память и огромную энергию (мешало этому только ухудшавшееся зрение), владыка Михаил не был востребован Русской Православной Церковью. Мало того, Вологодская епархия лишила его ранее назначенной 500-рублевой пенсии. Поводом явилось преподавание архиепископом богословия в христианской гимназии Петершуле. Спасибо христианской радиостанции “Теос”, которая сняла для владыки однокомнатную квартиру и регулярно передавала проповеди владыки.
Я благодарен Господу за радость знакомства и общения с выдающимся деятелем Церкви и уникальным человеком, учеником которого мне хочется себя считать.

Интервью с архиепископом Михаилом (Мудьюгиным)

В оглавление раздела