Эта работа написана по просьбе руководителя аппарата Комитета по законодательству ЗакС СПб Андрея Ошуркова, распространена как документ ЗакС и напечатана в "Петербургском Часе пик" 25 февраля 2004г.

 

Сколько избранников нужно Петербургу?

Первый демократически избранный представительный орган города - Ленсовет - имел 400 депутатских мест, фактически же было заполнено примерно 380 вакансий. Несуразность такого большого количества депутатов была очевидна. Прежде всего в связи с затяжными сессиями, желанием каждого депутата выступить. Этот порок преодолевался постепенно. Сначала были сформированы фракции, а в середине срока полномочий - создан Малый совет. При обсуждении Устава города Ленсовет склонялся к тому, чтобы уменьшить свой состав примерно втрое.

Решение о количественном составе петербургского ЗакСа было принято по настоянию Анатолия Собчака. Число депутатов было сокращено в восемь раз. В этом сказалось субъективное отношение мэра к депутатскому корпусу. Сегодня вопрос о количественном составе поставлен сверху в связи с требованием федерального законодательства избирать не менее половины парламентского состава от политических партий. Учитывая нежелание радикально менять нарезку избирательных округов, вопрос ставится так: 50:50 или 25:25?

На протяжении всей истории развития демократии при решении вопроса о численности представительного органа власти постоянно сталкиваются две тенденции. Попытка увеличить число депутатских кресел обычно преследует две задачи - обеспечить представительство меньшинств (в частности, отдельных географических образований), а также исключить случайности, отклонения от нормы, уменьшить значимость отдельной личности, вероятность коррупции. Противоположная тенденция имеет одну-единственную цель - снизить расходы на содержание представительного органа.

Наиболее убедительным аргументом является ссылка на опыт соседей и на общечеловеческий опыт. Можно предположить, что методом проб и ошибок за века существования демократических институтов выявлена универсальная закономерность, некий стандарт, определяющий оптимальное соотношение населения и соответствующего представительного органа власти. Многие политологи приводят следующую формулу: количество парламентариев должно быть равно корню кубическому из численности населения.

Разумеется, эта математическая модель не отражает никакого объективного закона, но действует с хорошей точностью во всех странах Европы, имеющих большой опыт становления демократии. Исключение составляют Финляндия, где парламент еще представительнее, а также Англия и Нидерланды, где постоянное число членов парламента сложилось исторически и не подвергалось изменениям. Практика показывает, что, если первоначально в стране выбирается небольшое представительное собрание (как в США 200 лет назад) или, наоборот, слишком большое, то впоследствии численный состав корректируется. В России Федеральное собрание достаточно близко к модели.

Пример иного рода являют собой Иордания, Кувейт, Никарагуа, Парагвай, Сальвадор, Нигерия, Того. Численность их парламентов значительно меньше модельной. Для этих стран характерен низкий уровень грамотности населения, слаборазвитые демократические институты, к депутатам там относятся как к бездельникам.

Следует отметить, что модель, справедливая для государств, требует определенной поправки для субъектов федерации. Так, для штата Техас (есть основание полагать, что и для других американских штатов) численность конгресса (двухпалатного!) в 1,5 раза меньше модельной. Для Петербурга модельная формула дает 170 депутатов, что в 3,4 раза больше, чем сейчас. Для соседних субъектов РФ это отличие составляет: для Архангельской области - 2,5, Карелии - 1,7, Ленинградской области - 2,4. Больше, чем в Петербурге, коэффициент отклонения лишь в Москве (6,5), что уже за всякими пределами.

Таким образом, если ориентироваться на чужой опыт, то предпочтительно увеличить число депутатов городского парламента до 100. Однако только мотива "сделать, как у людей" недостаточно, необходимо оценить качество работы ЗакСа. Еще памятны ситуации с намеренным срывом кворума и случаи, когда решение принималось большинством в один голос. Эти события обнажили скрытый порок, заложенный малым количеством депутатов.

В пользу увеличения депутатских мест свидетельствует и то, что в Петербурге 111 муниципальных образований. Можно говорить о неудачной муниципальной "нарезке", о незрелости местного самоуправления, но следует констатировать, что территории, имеющие специфические интересы (прежде всего - пригородные города и поселки), в ЗакСе представлены весьма опосредованно. Некоторые округа включают в себя несколько муниципальных образований, и депутат вынужден единолично определять приоритеты в их наказах. Уменьшение числа "мажоритарных" депутатов, т. е. двойное увеличение их округов, существенно усложнит эту проблему.

За девять лет существования ЗакСа вопрос об увеличении количества депутатов до последнего времени не ставился. У всех заинтересованных сторон на то были принципиальные соображения: городской парламент работает вполне прилично, нет смысла увеличивать средства на его содержание. Однако, что греха таить, у народных избранников, помимо принципиальных, еще есть и эгоистические, и даже корыстные интересы. Будет ли увеличение депутатского корпуса соответствовать этим интересам? Депутат-эгоцентрист прекрасно понимает, что есть опасность затеряться среди большего количества коллег, потерять политический вес, труднее окажется путь в дальнейшей политической карьере (например, в Государственную думу). Гораздо меньше станет заманчивых предложений от лоббистов. Сложнее будет с персональным транспортом, с помощниками.

При решении вопроса о количественном составе петербургского ЗакСа 4-го созыва нет смысла равняться на опыт Москвы. Особое положение столицы, гигантские финансовые потоки, огромные налоговые поступления от крупнейших российских предприятий - все это рождает соблазн законсервировать ситуацию. Петербург, если он желает усилить свое положение самостоятельного и полноценного субъекта Федерации, должен укрепить демократическую систему власти, в которой представительный орган играет существенную роль.

Георгий ТРУБНИКОВ

HOME