«Известия» 9 июня 2005

http://www.izvestia.ru/comment/article1966822

РОССИЮ И УКРАИНУ ОБЪЕДИНИТ РЕЛИГИЯ

 

 

 

 

"Известия" получили награду "За объективное освещение выборов президента Украины в 2004 г." Символично, что вручение награды состоялось в преддверии 15-летия провозглашения Россией своего суверенитета. Отмечу стремление к истине как у награжденной, так и у награждающей стороны. Хочется надеяться, что положено начало продуктивному и заинтересованному диалогу стран и народов.

О религии как мощном факторе формирования национального характера мы задумываемся непростительно мало. Очевидно: Запад Украины религиозен и подвержен влиянию католицизма - почти незнакомого россиянам. А кто такие униаты, знает, может, один из ста россиян.

Спустя 400 лет после Великой схизмы был созван Флорентийский собор христианской церкви. Восточную церковь представляли византийский император, константинопольский патриарх, все высшие православные иерархи. Главный документ - Уния - подписан через год - в 1439 г. Важнейшие решенные вопросы - окончательный текст Символа веры и верховенство папы. По прибытии в Киев в октябре 1440 г. митрополит Русской церкви Исидор своими посланиями возвестил о принятии Унии. Через полгода в Москве провел службу в Успенском соборе, где была торжественно провозглашена Уния, а в ходе литургии поминался папа. Духовенство и бояре восприняли это спокойно. Но вскоре великий князь Василий Васильевич (Темный) велел заточить митрополита и низложил его. Церковь поддержала главу государства и прокляла Унию. Московия пошла своим путем.

Единственная территория православия, где Уния принята - нынешняя Западная Украина. С 1596 г. там существует Греко-католическая (униатская) церковь: христианское объединение, подчиняющееся папе при сохранении православных обрядов. Со времен Екатерины униаты подвергались гонениям. Особенно жестоким - после Второй мировой войны: униатскую церковь запретили, храмы передали РПЦ, греко-католических епископов расстреляли, десятки тысяч прихожан попали в лагеря, многие ушли в бандеровцы. К концу советского периода насчитывалось около 4 млн грекокатоликов (сегодня - 5,5 млн).

В 1990 г. статус Украинской греко-католической церкви восстановлен. Униатам разрешили создавать религиозные организации, свободно исполнять обряды и владеть собственностью. К середине 90-х на Западной Украине большинство храмов УГКЦ, отошедших в 1946 г. РПЦ, вновь оказалось у грекокатоликов. Не обошлось без насилия. Пострадали православные, но священников не убивали, в Сибирь не ссылали. И никто не требует от РПЦ покаяться за 1946 год, когда она освоила чужие вековые храмы. Не время ли задуматься: может, украинский народ верит в Бога крепче, чем мы, и он не меньшой наш брат, а, наоборот, старший? И его тяга к Европе, естественная и осмысленная, не может ли стать и для нас вразумляющей?.. 

Георгий Трубников, руководитель центра "Христианская демократия"

 

Это – первая авторская статья в «Известиях» (не считая статьи о Вознесенском, где я был назван читателем и гонорара не получил), примерно втрое сокращенный и отредактированный не мною (кое что ушло в литературном смысле) вариант статьи «Тени забытых предков», напечатанной Александром Щелкиным в петербургской газете «Речь».

 

Дискуссии по статье

 

Оглавление раздела   Главная страница