В редакцию «Огонька»
В связи с интервью А.
Никонова с А.Гордоном в № 46
«Я думаю, сегодня Америка
в муках выбирает своего последнего президента»
http://www.ogoniok.com/archive/2000/4673/46-10-13/
Уважаемая редакция!
Есть у меня в Америке крестник, потрясающий Энди, каждое лето приезжающий на лето к нам в деревню. Его мать Ольга, дочь моих друзей, вышла замуж и уехала в США лет десять назад, работает преподавателем русского языка в НАСА.
Я
попросил ее прокомментировать интервью с А.Гордоном и сказать, где там чистая
ложь, а где доля правды. Никогда раньше кума Ольга не употребляла в письмах
таких сочных выражений!
Но
эта ольгина реакция ведущим интервью А. Никоновым была предусмотрена: «Нас
ругают за то, что мы ругаем Америку. Какой патриотизм по отношению к новой
родине! Товарищи так горячатся, словно стараются не нас, а себя убедить, что не
зря уехали». И в дальнейшем Никонов усердно поддакивает Гордону. Поэтому ни
первая редакционная ремарка «
Свидетельствую: не потому горячится Ольга, что стремится оправдать свой отъезд. Ей не перед кем и не за что оправдываться. Ей больно за легковерных русских читателей, которые могут поверить в эту большую ложь, проникнуться ненавистью «великого провокатора», не понять Америку. Она сказала мне однажды: «Надеюсь и стремлюсь, чтобы Энди впитал в себя обе великие культуры». Впитать в себя иную, помимо исконной, культуру – это всем нам не помешало бы...
Я
люблю последнюю версию «Огонька», регулярно покупаю, читает вся семья, летом
увозим в деревню, даем читать соседям. Но вижу стоящую перед вами опасность
превращения в междусобойчик ироничных интеллектуалов, забывших о
просветительском долге. А долг этот состоит в том, чтобы видеть в читателе
ученика, который не с одного раза врубается, ему нужно кое-что несколько раз
повторить, а не заявлять: я об этом уже писал.
Разговор
ведется с читателем, иначе все бессмысленно. Это поэт может сказать: «Я пишу
для себя, а печатаюсь для денег», у вас
другая профессия.
По
всем пунктам отвечать Гордону и Никонову – слишком долго, но все же...
Вот
что пишет Ольга:
Газон. В городской зоне каждый домовладелец или
съемщик должен постригать газон. Никто не может вызвать тебя в суд без
предварительных предупреждений. Для Николая, даже сосед и подал на него в суд,
это не должно было быть неожиданностью, т.к. этому в любом случае
предшествовали бы письма из ассоциации домовладельцев. Газон-то, может быть, и
«его», но ему при покупке или снятии дома давали подписать контракт, в котором
обозначены все правила игры, в том числе и газон. Далее моя философия – или ты
не понимаешь по-английски, или .....й в деревню, где не надо стричь газон.
От
себя добавлю: авторам интервью очень не нравится активность соседей,
добивающихся соблюдения норм поведения, принятых в микрорайоне. Но ведь это и
есть то самое гражданское общество, о котором мы пока только мечтаем. Институты
гражданского общества основаны на инициативе людей, объединяющихся для
удовлетворения своих потребностей. Ассоциация домовладельцев – это организация
для поддержания установленного порядка. Хочешь, чтобы от твоего дома воняло
рыбой – выбери другой район, где это никого не шокирует.
Далее – обязательная смена машины со сменой работы. Учитывая то, что машина
– основное средство передвижения, как может быть иначе? Работа – дело не
гарантированное. Главное, чтобы была. Сколько нужно будет менять ее, столько и
будем. Я хочу всегда иметь такую хорошую машину, какую могу себе позволить.
Купоны в магазинах – не для неимущих, хотя,
конечно, бедным это помогает, а для заинтересованности. С купонами можно
сэкономить 30-40%. Почему же этим нельзя пользоваться?
Так что эти примеры характеризуют
именно «немецкую» экономию и расчетливость.
По поводу
образования даже говорить неохота. Русские давно придумали миф о том, что
местная система образования желает лучшего, и единственно правильная – это
российская. ... Я видела жутких невежд и образованнейших людей по обе стороны
океана...
Помогу Ольге. В «Независимой
газете» от 6 декабря с.г. большое и очень содержательное интервью с Ярославом
Кузьминовым так и называется: «Конец
мифа о российском образовании».
Вот маленькое извлечение оттуда: «Один миллиард
долларов в год тратят семьи на "поступление" своих детей в вузы -
официальные курсы по подготовке в институт, платные базовые школы,
репетиторство настоящее, псевдорепетиторство и взятки».
Тестовая система аттестации при переходе молодого человека от среднего к
высшему образованию настоятельно необходима для того, чтобы покончить с этим
вопиющим явлением нашей действительности.
Что же касается насмешек Никонова над тестированием, то вот еще одно
извлечение из того же интервью: «У некоторой части общества вызывает опасение тот факт, что учебный
процесс будет заменен примитивным натаскиванием на прохождение тестирования. Но
эти опасения оправданы только в том случае, если вопросов было бы, скажем, 500.
Если же их будет более 10 тысяч, то "натаскиваться" станет
бессмысленно, проще выучить тот или иной учебный предмет.
Часто говорят о том, что при тестовой системе проверяющий
лишен возможности следить за ходом мысли абитуриента. Во-первых, это относится
только к самым примитивным тестам. В мире сейчас разрабатываются так называемые
тесты второго поколения, которые позволяют оценить способность логически
мыслить, рассуждать. Во-вторых, на каждом формате испытания мы всегда что-то
теряем. А как быть с устными экзаменами, с тем же сочинением? Проводящие такие
испытания экзаменаторы субъективны, даже если беспристрастны.
Я тоже был противником тестов, пока мы не
опробовали их в своем собственном вузе.»
А вот
отрывок из моей статьи, которую опубликовала
«Русская мысль» в 1998 году:
«Четвертое место в мире - это легенда, поддерживаемая
чиновниками от образования. Набрать для участия во всемирной олимпиаде
школьников несколько десятков отличников - не проблема. Но оглянитесь вокруг,
послушайте разговоры в транспорте, поезжайте в глубинку. Где язык Пушкина,
Толстого, Астафьева? Где логика, где
знание природы, где историческое мышление? А ведь подавляющее число
ваших собеседников имеет среднее образование.
Государственные школьные учебные
программы по объему и глубине таковы,
что усвоивший курс обучения молодой человек должен быть очень
образованным человеком. В
действительности же подавляющее большинство не усваивает и сотой
части стандартного учебного курса».
Я утверждаю, что средний
выпускник американской (и европейской тоже) школы готов к самостоятельной жизни
несравненно лучше российского. И именно из выпускников школы состоит по
преимуществу общество в целом. Поэтому вопрос о системе образования – самый
важный для нас. И я до глубины души разочарован позицией любимого журнала по
этому поводу.
Потому и взялся за это письмо.
С уважением,