Отзывы о книге
Александр Архангельский, публицист, телеведущий, писатель и литературовед. http://arkhangelsky.livejournal.com/140475.html
Своевременная книжка
13 Июня 2010
Чем чаще и чем жестче разворачиваются споры о светском/церковном в культуре,
школе, музеях, политике и проч., тем яснее, что именно здесь - нерв эпохи.
Удастся не разойтись по полюсам, осторожно и ненасильственно связать современное
и традиционное, заново обнаружить связь между религиозным опытом и опытом
свободы, значит, какой-то шанс на совместное движение есть. Нет... ну, так потом
не жалуйтесь.
Пока же по большей части с обеих разошедшихся сторон слышны лукавые голоса. Что
вы, говорят церковные и околоцерковные деятели, мы никакого Закона Божия не
хотим, только Основы Православной Культуры, пустите нас на краешек скамейки.
Хотя почти все прекрасно понимают, что это лишь прикрытие другого замысла.
Нет-нет, возражают их оппоненты, мы ни в коем случае не против Церкви, нам
только кажется педагогически сомнительным преподавать ОПК; лучше мы введем
историю религий. Хотя в первом случае, называя вещи своими именами, речь идет о
постепенной легализации Закона Божьего, а во втором - о неприязни ко всему
церковному. Между прочим, если бы обе стороны честно обозначили предмет борьбы и
разногласий, имелся бы шанс прийти к компромиссу, гибкой формуле -
договариваться о чем бы то ни было можно лишь тогда, когда понятно, кто за что
борется.
Поэтому я так ценю любые шаги - не в лобовую атаку, не хитроумно-византийские,
уклончивые и обманные, а просто в другую сторону. Давний френд из Петербурга
sadovnik40 Георгий Трубников
только что выпустил книжку "Духовно-нравственная культура + обществознание.
Конспект интегрированного курса" (Росток, Спб., 2010). Закон, мораль,
нравственность здесь осознанно соединены в общий курс - невозможно отдельно
изучать основы общественной жизни, правила и принципы политики, государственной
жизни - и основы духовно-нравственной культуры. Потому что одно пророщено в
другое. Более того, Трубников не притворяется, будто бы его протоучебник
идеологически нейтрален; он на первых же страницах предупреждает, что исходит
именно из христианского нравственного учения. И четко объясняет, почему. Поэтому
ни один противник "клерикализации" не заподозрит его в тайном умысле; здесь
только явный замысел - значит, можно спокойно слушать доводы, и выбирать, с чем
ты согласен, с чем нет.
Вообще, атмосфера подозрительности окружает тему веры в нашем расхристанном
обществе; а в массовом церковном сознании подозрение вызывает любая попытка
поднять тему закона, политики, власти - не в монархическом их,
девятнадцативековом, понимании, а в современном, демократическом, личностном.
Так долго продолжаться не может. Но почему-то продолжается.
_____________________________________________________________
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края: http://kruglov-s-g.livejournal.com/681670.html
Просмотрев текст пособия, я счел возможным показать его нашим учителям, прошедшим подготовку по преподаванию в школах "Основ православной культуры", думаю, что это будет им изрядным подспорьем в работе со старшеклассниками (особенно ныне, когда ситуация с предметом ОПК в школах оставляет, скажем так, желать лучшего...). Полезного материала там - масса.
______________________________________________________________
Дорогой Георгий!
Я с большим интересом прочел Вашу книгу «Духовно-нравственная культура + обществознание». На мой взгляд, это чрезвычайно полезный и хорошо составленный курс. Всячески рекомендовал бы его для занятий со школьниками.
Эта книга обладает целым рядом достоинств:
Во-первых, я считаю совершенно правильным положить в основу изучения обществоведческих проблем вопросы духовно-нравственные. Ведь в конечном счете это именно то, ради чего существует производство материальных благ и ради чего мы стремимся к установлению эффективного политического строя. Более того, мне представляется, что сегодня, в условиях общества потребления и растущего (пусть медленно) уровня жизни, молодые люди озабочены не столько экономическими преобразованиями (как было в годы моего интеллектуального становления), а проблемами веры, смысла жизни, добра и зла. Обществознание не привлечет внимания школьника, если не будет с первого же урока затрагивать самые главные для него проблемы.
Во-вторых, Вам чрезвычайно удачно удалось соединить христианство, рыночную экономику и демократию. Не секрет, что нынешнее российское официальное православие часто впрямую занимается антилиберальной пропагандой, стремясь законсервировать наши вековые проблемы и предотвратить обогащение России западной культурой. И. как Вы правильно отмечаете на стр. 108, РПЦ даже не пытается настроить своих прихожан на работу в институтах гражданского общества. А светские интеллектуалы, напротив, пренебрежительно относятся к религии, считая ее отказом от разума и тормозом на пути модернизации общества. Я полагаю, что именно такие учебные курсы, как Ваш, построенные на синтезировании того. что вроде бы синтезировать не принято, являются истинно новаторскими и истинно полезными для практических целей.
В-третьих, книга написана легко и просто. Сложные темы раскрываются на доступном школьнику уровне. В различных местах приводятся любопытные примеры и сравнения. Например, мне очень понравилось сравнение общественного развития со спортом на стр. 189. И впрямь, если СССР проиграл Западу в экономике и в построении социальных систем, то это не повод сокрушаться. «Даже в спорте не унизительно проиграть достойному сопернику, – отмечаете Вы в своей книге». Тем более нет ничего унизительного в том, чтобы проиграв в экономике, поучиться у победителя и впоследствии обойти его с использованием всех полученных уроков.
Таким образом, еще раз хочу дать Вашей книге очень высокую оценку. Полагаю, она станет еще лучше, если Вы уточните свою позицию в некоторых местах, где используемый категориальный аппарат вызывает некоторые сомнения.
Например, на стр. 139 Вы говорите о геноциде в России, как следствии тоталитаризма. Полностью разделяя Вашу критику тоталитаризма, я все же полагаю, что устоявшийся в науке термин «геноцид» имеет несколько иное содержание. Украинцы начали его без особых на то оснований политизировать, и это сейчас вызвало у многих настороженное отношение к использованию данного слова. Полагаю, что применительно к сталинскому СССР лучше все же обойтись без него, поскольку страдали представители абсолютно всех наций.
На стр. 170 Вы отмечаете, что национализм – это страшная болезнь. Обычно все же (не только у нас, но и на Западе) национализм характеризуют как закономерный этап становления общества. Он имеет множество минусов, но ведь и рынок с его жесткостью имеет минусы, а мы его не характеризуем как болезнь. Если считать национализм объективным этапом развития (а я думаю, что это так), то нет смысла говорить о болезни. Лучше охарактеризовать опасности национализма иными словами.
В целом же, повторюсь, книга очень удачна и интересна. Желаю Вам успеха в ее развитии и распространении.
Дмитрий Травин,
Научный руководитель Центра исследований модернизации
Европейского университета в Санкт-Петербурге
______________________________________
Учебник о достоинстве страны
В этом году вышла в свет книга, если точнее, учебник «Духовно-нравственная культура + Обществознание». Полный текст доступен по адресу: http://gtrubnik.narod.ru/dnc_soc.htm
Автор – Георгий Трубников, он же sadovnik40 , профессиональный физик, изобретатель, многие годы работавший в области динамики заряженных частиц. В начале 1990-х был членом комиссии по народному образованию горсовета Санкт-Петербурга. После выхода не пенсию преподает обществознание в одной из лучших петербургских школ – знаменитой гимназии Петершуле.
Когда человек с таким послужным списком обращается к вопросам общественной морали, его позиция заранее вызывает интерес. Ведь именно у непрофессионалов есть шанс вырваться из трясины министерских инструкций, посмотреть на предмет взглядом честного, здравомыслящего человека и ответственного гражданина.
Одна из глав учебника (23-я) посвящена внешней политике и месту России в мировом сообществе. Заранее скажу, что не со всеми ее положениями я согласна. Но главное в том, что, говоря о международных отношениях, автор поднимает самый больной для юного поколения вопрос: как уважать себя и свою страну. Как делать это, зная о проигранном Западу экономическом соревновании, помня о распаде СССР и социалистического блока, догадываясь об упадке отечественной науки и большинства передовых отраслей.
Надо честно признаться себе, говорит он, что западные страны больше продвинулись по пути прогресса. И не потому что они богаче, а потому что «там человек свободнее, там больше человеческой доброты». В отношениях с другими странами России настало время «отринуть ревность, недоверие, предвзятость, подозрительность, высокомерие». И еще один важный пассаж: «нам нужно научиться доверять другим странам, другим народам».
К этому я бы добавила еще одно – россиянам пора научиться всерьез уважать себя, научиться чувствовать собственное достоинство всегда, а не только в дни футбольных побед. Тогда и мир вокруг России станет лучше.
Книга Георгия Трубников как раз о том, как приобрести запас достоинства в отношении себя, своего народа и своей страны.
Буторина Ольга Витальевна, д.э.н., советник ректора МГИМО,
заведующий кафедрой европейской интеграции, профессор
_________________________________
Прочитав с тех пор эту книгу
целиком, с удовольствием и с пользой для себя, я готов подтвердить уже сказанное
однажды, что в ней меня обеспокоило только несколько пренебрежительное отношения
к иным конфессиям, кроме христианских. Аргументы о более высоком современном
уровне материально-технического и проч. развития христианских стран, по
сравнению с не христианскими – в пользу истинности христианского вероучения для
меня не приемлемы. На то и вера, чтобы не искать обоснований в
материалистических аргументах.
Что касается собственно социологического, культурологического и
политологического содержания книги, то я практически не нахожу в себе НИ ЕДИНОЙ
претензии к нему (возможно, кроме мелочей, о которых успел забыть). В этом я
совпадаю с весьма авторитетными для меня отзывами А. Архангельского и Д.
Травина.
Но остается важный и не бесспорный вопрос о содержании духовно-нравственной
сферы жизнедеятельности человека и общества. Фактически она чуть ли не
отождествляется у Вас с религиозной жизнью и духовностью. Между тем
нравственность, не говоря уж об иных элементах духовности, вовсе не является
только теономной. Тут у Вас возникает какой-то перекос, как я считаю.
Своей попыткой интегрировать школьные курсы обществознания и
духовно-нравственной культуры Вы пытаетесь преодолеть современную ущербность
того и другого. Но стоит ли пропитывать светский предмет обществознания
христианским мировоззрением? То есть я с готовностью приемлю эту книгу как
ПОСОБИЕ для учителей, но не как массовый УЧЕБНИК (проект учебника).
Боюсь, что я тем самым оспариваю одну из главных идей и целей написания Вашей
книги. При этом вовсе не ставя под сомнение ее ценность. Но совпадение замысла и
результата – вовсе не обязательное требование к свободному творчеству.
Андрей Николаевич Алексеев социолог, кандидат философских наук. 12.12.2910.
______________________________________
Книгу из Интернета скачал, но все главы еще не успел прочитать. Но даже отдельные главы (по ГМУ) производят хорошее впечатление. Главное достоинство - авторский подход к раскрытию актуальных проблем управления в Российской Федерации. Работу отличает чёткость в формулировке понятий и логика приводимых заключений.
Это толковая книга, в которой много личных жизненных наблюдений и умозаключений! Например, в гл.13. Гражданское общество: "Строительство можно закончить к любому назначенному сроку, срок сбора урожая никакими постановлениями не приблизишь" - просто, доступно и понятно даже школьнику.
В гл.15. "Представительные органы власти" стройно, очень лаконично и последовательно раскрыты все вехи пути демократии на гос. уровне в соврем. России, тем не менее, можно дать оценку последним преобразованиям в избир. системе, которые привели к тому, что теперь избиратели своих депутатов Госдумы не знают, отрыв этой "элиты" от простого народа произошел "полностью и окончательно". Т.к. в главе раскрывается проблематика представительных органов власти, то может добавить и о деятельности органов МСУ, чтобы картина для учеников стала полной?
В целом пособие представляется высококвалифицированной и интересной работой и уже сегодня может быть использована на занятиях не только в школах, но и по введению в специальность для студентов ГМУ высшей школы.
Сергей Алексеевич Кирсанов -к.э.н., зав.кафедрой ГМУ СПбИГО
О книге Г. Трубникова Духовно-нравственная
культура + обществознание.
Некоторое время назад мой очень хороший знакомый Георгий Иванович Трубников
выпустил книгу – конспект интегрированного курса по духовно-нравственной
культуре и обществознанию. На фоне учебников по основам религиозных культур, в
подготовке которых участвовали различные авторы и принимали участие разные
организации, в том числе музей истории религии. Книга Георгия Ивановича вполне
самостоятельная попытка написания учебника, причем сразу по двум предметам.
Впрочем, речь идет не столько об учебнике, сколько о своеобразном конспекте
курса, который может быть использован преподавателем при подготовке урока или
лекции. На первый взгляд кажется несколько странным объединять столь разные темы
в одной книге, но противоречие, которое может возникнуть с первого взгляда
устраняется в ходе прочтения данной работы. Соображения Георгия Ивановича,
изложенные в его конспекте представляют собой авторский подход, который
неразрывно связан с личным опытом. Кто-то может упрекнуть эту книгу в
субъективности, но следует отметить, что это плод труда отдельно взятого
человека, который не отделяет ее от своего жизненного пути, благодаря чему книга
становится более живой и интересной. В связи с этим не лишне будет рассказать о
биографии автора.
Георгий Трубников – убежденный демократ, христианин, политик, который стоял у
истоков христианско-демократического движения, депутат демократического
Ленсовета 1990-х гг., автор манифеста Российской христианской демократии.
Георгий Иванович никогда не шел по пути популизма, будучи убежденным либералом,
он не стесняется говорить о своих взглядах в христианских кругах, также,
впрочем, как и не боится говорить о своей вере в идею христианской демократии в
среде либералов. В свое время он являлся одним из инициаторов создания
христианско-демократического блока внутри партии СПС, считая, что только
принимая базовые основы либеральных идей можно говорить о развитии
христианско-демократической альтернативы в России.
Первая часть его труда посвящена духовной сфере жизни, она написана на основании
личного опыта понимания религии, нравственности, Церкви. Вторая часть поднимает
проблемы экологии, экономики и культуры. И заключительная, но довольно
внушительная часть представляет собой введение в политологию. Именно там
рассматриваются проблемы политической власти и институтов гражданского общества,
формы государственного правления, политические идеологии и многое другое.
Чем же ценна книга Георгия Ивановича? Прежде всего, перед нами книга живого
человека – христианина и демократа, которая очень лично описывает его видение
поднимаемых проблем. В этой книге-конспекте не просто набор или анализ неких
фактов, а глубоко пережитые самим автором темы, которые волновали его на
протяжении жизни.Таким образом, эта книга стала плодом многолетнего труда и
личных исканий. В России довольно мало знают о христианской демократии в ее
западном эквиваленте, к сожалению, ряд политиков и сомнительных партий
дискредитировали саму идею христианской демократии, связав ее с
националистическими или клерикальными лозунгами, в то время как подлинная
христианско-демократическая альтернатива представляет собой открытую идеологию,
не замыкающуюся ни на религиозной принадлежности ее членов, ни на
шовинистическом псевдопатриотизме. Именно этим и ценна книга Георгия Ивановича,
он впервые говорит простым и доступным языком о сути демократии с христианской
позиции, причем анализируются различные политические идеологии.
Работа Георгия Трубникова написана при поддержке петербургской
немецко-христианской гимназии «Петершуле», возможно совсем не случайно, ведь
именно Германия является страной, где христианские демократы регулярно побеждают
на выборах и где в отличие от России словосочетание «христианский демократ»
несет за собой не столько конфессиональный принцип, сколько свидетельство особой
политической платформы.
Евгений Баркарь, кандидат философских наук,
музей истории религии.