Почему нужно поддержать эту книгу

Как приобрести книгу

Отзывы о книге: Александр Архангельский, о. Сергий Круглов, Дмитрий Травин, Ольга Буторина, Андрей Алексеев, Сергей Кирсанов

Рецензия А.Г. Щелкина

Об авторе

Требуется содействие. Рецензии, перепост в ЖЖ, рекомендации,   соавторство превращения книги в учебник. Подарить эту книгу знакомому учителю или школе - это здорово.

Пишите мне: gtrubnik2004()yandex.ru

http://www.ozon.ru/context/detail/id/5166485/

Издательство "Росток": 199178, Санкт-Петербург, В.О., 11-я линия, д. 58, офис 56. Здесь можно приобрести книгу за 80 р.

Георгий Трубников


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
+
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Конспект интегрированного курса
 

Санкт-Петербург, "Росток"
2010

 

Книга адресована в первую очередь тем учителям обществознания и других гуманитарных предметов в 10–11 классах средней школы, которые начинают, согласно приказу Министерства образования, преподавание новой для школы дисциплины «Духовно-нравственная культура». Своей постановкой проблемы «Бог — человек — общество» она представляет интерес также для студентов, продвинутых школьников и их родителей.

 

В формате  fb2 для электронной книги

Полный текст книги по главам

 

1. Вступление

Что мы понимаем под духовно-нравственной культурой.

Что мы понимаем под обществознанием.

О чем эта книга

 

Ч. I. Духовная сфера жизни

2. Главный вопрос

Есть ли Бог? Физика. Происхождение вселенной. Генетика. Происхождение видов. Бог есть.

3. Религия и нравственность

Что такое религия. Иудаизм. О библии. Христианство. Любовь – источник христианской нравственности. Грехи.

4. Церковь. Единство и разделения

Первая церковь. Разделение церкви. Католицизм и православие. Дальнейшее разделение. Протестантизм . Экуменизм.

5. Русская Православная Церковь

Крещение Руси. Третий Рим. Раскол. Синодальный период. Собор 1917-1918 гг., Планомерное уничтожение Церкви. Возрождение религиозной жизни России.

 

Ч. II. Материальная и социальная сферы жизни

6. Сферы жизнедеятельности человека и общества

Взаимопроникающие сферы – духовная, социальная, материальная. Экология, культура, экономика. Влияние духовной сферы на иные через человека.

7. Экология

Человек и природа. Природное начало в человеке. Использование и сохранение природы. Выживание человечества.

8. Социальная  сфера

Социализация личности. Доверчивость и враждебность. «Свои» и «чужие». Расширение круга общения. Самоидентификация  личности. Общество и сообщества. Нация, народ, коллектив, толпа. От семьи до политической партии.

9. Культура

Широкое понимание культуры. Художественная культура, или искусство. Эстетика. Л.Н. Толстой об искусстве. Народная, массовая, элитарная культуры. Государственная поддержка культуры.

10. Экономика

Товарный обмен. Деньги. Ресурсы. Цена. Инфраструктура. Рынок. Банки. Биржа.

Экономика и этика. Богатство и бедность в евангельском понимании. Протестантская этика и дух капитализма.

 

Ч. III. Введение в политологию

11. Политическая власть.

Политология как наука. Сущность политической власти. Ресурсы власти. Суверенитет. Легитимность. Политические элиты. Политическое лидерство.

12. Механизмы формирования и функционирования власти.

Политическая система общества. Обратная связь как необходимость устойчивости системы. Роль оппозиции.    Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический.

13. Гражданское общество.

Содержание, предпосылки возникновения и структура гражданского общества. Роль частной собственности. Институты гражданского общества. Слияние и разделение сфер государства и гражданского общества. Формирование гражданского общества в России. Конституционализм.

14. Политические институты.

Государство как институт политической системы. Природа и сущность государства. Функции и устройство государства. Политические партии и партийные системы. Возникновение и сущность партий, их принадлежность как к институтам власти, так и к гражданскому обществу.

15. Представительные органы власти.

Парламентаризм. Смысл двухпалатной системы. Функции верхней и нижней палат. Учет мнения меньшинства. Простое и квалифицированное большинство. Консенсус. Депутатская неприкосновенность. Фракции. Лобби.

Избирательные системы. Открытая и тайная формы голосования. Мажоритарная и пропорциональная системы. Прямые и ступенчатые выборы.          

16. Формы государственного правления.

Монархия. Аристократия. Диктатура. Республика. Система демократического государственного правления. Принципы и условия взаимодействия. Исполнительная власть. Законодательная власть. Отношения между исполнительной и законодательной властью. Судебная власть. Парламентская и президентская формы правления. Проблема формирования элиты. Проблема коррупции. 

17. Формы национально-государственного устройства.

Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Империя. Проблема сепаратизма. Национально-культурная автономия. Имперское наследие России. Европейский Союз – новый тип национально-государственного устройства.       

18. Личность и политика.

Политическая социализация личности. Функция и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации. Политическая культура общества: содержание и типология. Нравственные проблемы политической социализации. Цинизм как бытовая идеология. Популизм. Консерватизм. Политические идеологии. Идеологические и прагматические партии.

19. Либеральная идеология.

Базовые ценности либерализма. Критика либерализма. Неолиберализм

Судьба либерализма в России. Витте и Столыпин. Горбачев и Ельцин. Либеральная революция 1990-х.  Партии либерального направления.

20. Коммунистическая идеология.

Коммунизм и социализм. "Манифест коммунистической партии". Плеханов, Ленин, Сталин. Преступления коммунистического режима.

21. Националистические идеологии.

Национализм угнетенной нации. Подноготная национализма, его благопристойные формы. Патриотизм, державность, шовинизм, расизм, фашизм. Евангельское решение вопроса о национальности.

22. Христианская идеология.

Христианство как мировоззрение. Идеология и вера. Церковь и политика. Социальная рыночная экономика. Христианские партии.

23. Политические аспекты международных отношений.

Политика и международные отношения. Теория и практика международных отношений. Геополитика. Сферы влияния. Международные организации. 


ПОСЛЕСЛОВИЕ
В январе 2010 года Президент Д. А. Медведев утвердил инициативу
«Наша новая школа». Новые подходы, заложенные в инициативе, ис-
ходят из того, что «в быстроменяющемся мире современный человек
должен быть готов к ответу на постоянно возникающие вызовы. Не-
смотря на это, а скорее даже вследствие этого, все большую роль при-
обретают «вечные ценности». Духовно-нравственная составляющая
была, и есть, и всегда должна оставаться основой любого развития».
За полгода до этого Министерство образования и науки Российской
Федерации приняло решение ввести в средней школе курс «Духовно-
нравственная культура» (ДНК) несмотря на отсутствие на тот момент
учебных программ и учебников по этому предмету. Такая стратегия
полагается на инициативы регионов, педагогической общественно-
сти, Церкви, других институтов гражданского общества. Именно они
должны взять на себя ответственность и труд — создать учебный курс
по основам ДНК, понятный, приемлемый и полезный для всех ребят,
для всех семей, независимо от религиозных убеждений.
В петербургской гимназии «Петершуле» и в возникшем на ее базе
Религиозно-философском и педагогическом исследовательском цент-
ре им. Яна Коменского разработка концепции светского религиозно-
го образования ведется уже двадцать лет, у ее истоков стоял, в част-
ности, приснопамятный архиепископ Михаил (Мудьюгин). Один из
основных выводов, к которым мы пришли, заключается в том, что
ДНК — это не предмет, не отдельная дисциплина — это воспитание
мироощущения, воспитание чувств. Следовательно, процесс должен
быть непрерывным и органически пронизывающим всё содержание
среднего образования.
Конкретным воплощением этой идеи является создание интегри-
рованных курсов, когда содержание основного предмета (например,
обществознания) не только суммируется со знаниями о религии, но и
пропитывается общечеловеческой нравственностью.
Книга, которую вы держите в руках, — своего рода пилотный про-
ект. Мы надеемся, что она пройдет свой путь до признания в качестве
учебника. За это время книга обогатится, как мы рассчитываем, за
счет замечаний и советов со стороны тех, кто возьмет ее на вооруже-
ние уже сейчас, кто отважится начать преподавание ДНК, не дожи-
даясь спущенных сверху программ и методических разработок, кому
она окажется полезна уже в ближайшем учебном году.
Мы очень просим присылать нам свои отзывы и предложения.
195213 Санкт-Петербург, Заневский проспект 53 корпус 2.
gtrubnik2004(собака)yandex.ru, muschnikowa(собака)mail.ru
Э. Б. Мушникова, ректор РФПИЦ.
Г. И. Трубников, автор.

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\

Главная страница сайта