Из книги

Георгий Трубников

Духовно-нравственная культура

+

обществознание

Конспект интегрированного курса

 

8. Социальная  сфера

Социализация личности.

  В человеке в течение его  жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление проходит, как уже говорилось, в борьбе божественного, культурного начала с инстинктами.

Социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

 Двойственность личности (природное и божественное начала) проявляется при социализации в том, что по отношению к новой для себя общности он испытывает как положительные (любовь), так и отрицательные (враждебность) чувства. И эти чувства либо закрепляются, либо исчезают в зависимости от самых различных обстоятельств, главным из которых является зрелость личности в данный период развития.

Легче всего это можно проследить на поведении  ребенка при его взаимодействии с первой после семьи общностью – сверстниками во дворе. Ребенка влечет к сверстникам, но одновременно он остерегается враждебных проявлений. Не будем рассматривать идеальную положительную модель, которая может сложится благодаря внимательному и осмысленному влиянию взрослых людей. Посмотрим, как могут закрепляться отрицательные мотивы.

… Со двора домой приходит плачущий ребенок. В песочнице не поделили игрушку, соседский мальчик ребенка ударил. Папаше не хочется отрываться от телевизора. «Ну, и что ты сопли распустил? Трус несчастный! Дай ему хорошенько, больше не будет приставать. При каждой неудаче давать умейте сдачи, иначе вам удачи не видать!» Папаша, конечно, не отдает себе отчета в том, что, может быть, он дает маленькому человеку установку на всю жизнь. В самом деле, как реагировать на агрессию? Так ли уж плох инстинкт – не ответить, отойти, убежать при физической угрозе, искать защиты у сильного и справедливого? Что, если «бить человека по лицу я с детства не могу»? Оказывается, это называется презрительным словом «трусость». И взрослые «воспитатели» этим словом бездумно пользуются.  Это драма, это трудности взросления. Придет время, и человек поймет, что Тот, Кто сказал «Но  кто ударит тебя  в правую щеку твою, обрати к нему и другую», не был трусом.

Испытавший враждебность ребенок может приспособиться к обстановке: подчиниться более сильному, найти в нем защиту от других детей. Постепенно может сложиться дворовая компания со своими  лидерами, осознавшая возможность противостояния следующей новой и незнакомой общности – компании соседнего двора. Так постепенно у человека складывается стереотип: есть свои, есть чужие. Деление на «своих» и «чужих» уже содержит возможность возникновения ксенофобии, т.е. ненависти к чужаку.  Противостояние общностей может доходить до серьезных столкновений.

Ярче всего это проявлялось в деревнях и пригородных поселках. В нашей литературе вражда деревень и поселков, бывшая характерной чертой российской жизни в особенности в 20-30-х годах, когда были разгромлены храмы и изгнаны священники, мало описана. Приведем  свидетельство, принадлежащее выдающемуся русскому писателю.

 «Оромантизированных и опоэтизированных драк «стенка на стенку», когда дерутся чистым кулаком, а лежачего не бьют, у нас никогда не было, а было нечто другое...

Живут по окрестным деревням парни как парни, работают, при встречах здороваются друг с другом, угощают друг друга куревом – ничего не скажешь плохого. Но вот пришел престольный праздник (у каждой деревни был свой престольный, в честь какого-либо святого, праздник: в одной Ильин день,  в другой Фролов день и т.п. - ГТ), и по этому поводу «массовое гуляние».

С утра, пока еще все трезвые, все тихо и благополучно в селе. Ходят большими партиями девушки и поют песни. Парни ходят отдельными партиями и тоже поют песни. Или соберутся все вместе и танцуют.

Часам к четырем дня атмосфера начинала сгущаться, в воздухе пахло бедой. Вот уже вся «Ворща», то есть парни из деревень, расположенных по реке, собрались в кучу и ходят как бы отрешенные, как бы уж решившись на что-то и оря благим матом воинственные частушки, как-то:

Наша шайка, шайка-лейка,

Пачка ржавленых гвоздей,

Кто навстречу попадется,

Пробьем шею до костей.

 

Шире улица раздайся,

Шайка вощинских идет,

Атаман в гармонь играет,

Шайка песенки поет.

… Когда по селу начинала ходить такая воинственная ватага, то примерно все знали, кого собираются бить: олепинских, спасских или калитеевских, и воинственность одной стороны тотчас вызывала сплочение и готовность к бою другой. Если же оказывалось, что бить некого, допустим, потихоньку ушли спасские или калитеевские парни, то накопившаяся энергия все равно просила выхода, а тут попадался какой-нибудь случайный смирный парень, идущий с девушкой...

Драки эти были отвратительны своей трусливостью и, я бы сказал, непорядочностью. Старались сзади, врасплох сшибить с ног человека.

... В памяти моей хранится множество виденных случаев зверств и дикости во время пьяных престольных драк. Но не было случая жесточе и страшнее, чем случай с Васей, происшедший еще в 1933 году.

… В колхозе «Зеленый лужок» справляли свадьбу. Уже ходили слухи, что Ваське грозит опасность, но он не захотел показаться трусом и пошел на эту свадьбу. Ему поднесли литровую кружку водки. Он выпил ее залпом, а когда вышел в сени, кувалдой стукнули его по затылку. Он упал, поднялся и побрел домой. Вслед ему полетели колья, доски, камни. Одну доску он поднял, и нашлось еще силы бросить ее в толпу и сшибить ею двух или трех человек. Кто-то подбежал и ударил колом по поджилкам. Гигант рухнул. Тогда налетела толпа. Это было возмездие. Потом все разбежались. С одиннадцати вечера до шести утра Васька лежал на траве и ... жил. В шесть часов утра помер. На нем насчитали несколько десятков ран, некоторые были сквозные». (Владимир Солоухин. «Капля росы»).

 

Старшее поколение может подтвердить, что подобные проявления вражды местных общностей сохранялись в деревнях и поселках еще в 60-е годы ХХ века. Два главных фактора содействовали исчезновению этой традиции: повышение культурного уровня и возникновение иных общностей, кроме территориальных (когда, например, для подростка более важной становится не дворовая компания, а школьная или спортивная).

Однако проявление враждебности к иным общностям окончательно  не исчезло. И сегодня есть побоища футбольных фанатов, но главное – существуют не только такие дикие и открытые формы враждебности, но и более скрытые: территориальная (от навешивания ярлыков на людей из других городов до неприязни к целым государствам), политическая, и особенно национальная.

Здесь лежат зачатки будущей идеологии национализма и псевдопатриотизма. «Наших бьют!» У «патриотов» установка: делить людей на наших и не наших. «Нашему» прощается все.

Здесь следует подчеркнуть, что враждебность к соседним общностям не является  естественным проявлением (как настороженность ребенка к незнакомому), а целиком определяется установками, господствующими в той общности, которая в данный момент оказывает воздействие на человека.

Процесс социализации имеет активный, обоюдный характер: вступая в сообщество, человек не только подчиняется его законам, но и вносит в него свое содержание, активно воздействует на его характер, в особенности когда он постепенно входит в элиту сообщества.

Опасность, подстерегающая человека в процессе его социализации состоит в том, что, оказавшись в некой общности, он останавливается на этом, не стремится расширить круг общностей, принимает как руководство к действию лишь те установки, которые уже  действуют в удобной для него общности. Чем к большему числу общностей принадлежит человек, тем более терпимым, толерантным он становится.

Самоидентификация человека заключается в сознании собственной принадлежности общностям, в расстановке приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными. Выстраивается иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело. В своих контактах человек стремиться понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой особого уважения, дружбы, любви.

Итак, социализация личности сопровождает человека на его жизненном пути. Чем осмысленней этот путь, тем он благодатней. Христос сказал: «Я – это Путь, Истина и Жизнь»

 

Общественные институты.

 Говоря об обществе, необходимо определить само это понятие, а также определить довольно много родственных понятий.

Общество, в широком смысле  -  совокупность  исторически  сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле  -  определённый  тип социальной системы  (например,  индустриальное  общество);  определённая форма социальных отношений. «Социо» означает объединять, т.е. в изначальном смысле общество есть союз, сотрудничество, объединение.

Используется также слово социум – общество в широком смысле слова, характеризующем  все аспекты социальности.

Общество состоит из общностей или социальных групп. Общности основываются на родственных, национальных, языковых, культурных, профессиональных и других связей. Примеры общностей – племя, род, семья, страна, класс, и т.д.

Семья – первая общность, в которой оказывается человек, где он находится в самый важный период своего развития, когда усвоение разнообразной информации, познание внешнего мира идет с колоссальной скоростью. Ребенок слаб, он находится в зависимом положении, те установки, которые он получает в семье, сохранятся в нем порою на всю жизнь. Семья одновременно является для ребенка первой моделью общества, он впервые встречается как с любовью, так и с сопротивлением, что будет сопровождать его во всей дальнейшей жизни.

Из огромного количества разнообразных общностей мы рассмотрим лишь несколько из тех, которые постоянно встречаются в обыденной жизни, где требуются важные уточнения.

Нация (от латинского natio -  племя,  народ),  историческая  общность людей, складывающаяся в процессе формирования  общности  их  территории, экономических  связей,  языка,  этнических   особенностей   культуры   и характера.  В  современной  литературе  ряд  ученых  связывает  нацию  с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной  структуры;  другие  предлагают  рассматривать нацию как общность по принадлежности к определенному государству. Примерно так же определяется этнос.

Народ -  1)  все  население  определенной   страны.   2)   Обозначение исторических общностей (племя, народность, нация).

Наверное, нет ни одного слова в русском языке, вокруг которого было бы больше недопонимания и спекуляций. От имени народа говорит каждый, кому не лень. Интеллигенту то и дело приходится слышать, что он-то к народу не принадлежит, что народ – это «простой народ». Если страна потерпела поражение в войне – проиграли правительство и генералы. Если одержана победа – победил народ. Народ умный и трудолюбивый, а вот депутаты у народа – всегда проходимцы. Народ всегда прав, народ непогрешим. Нужно помнить, что слово «народ» бывало в особом ходу при самых  свирепых тиранах, от имени народа творились самые мерзкие преступления против человечности.

Понятие «народ» часто имеет по существу сакральный характер. (Сакральный -  обозначение  сферы явлений, предметов, людей, относящихся  к  божественному,  религиозному). Проще сказать – народ для очень многих людей является идолом. С точки зрения же христианства народопоклонничество ничуть не лучше любого другого идолопоклонничества. А идолопоклонничество или язычество, как мы помним, есть политеистическая религиозность, т.е. низшая форма религиозности.

Мы должны также вспомнить, что есть понятие толпа, что означает временную социальную общность, имеющую некую общую цель или установку. Толпа может быть стихийной и спровоцированной, пассивной и действующей, но это всегда некий организм, имеющий подобие единого сознания, под действием которого собственное сознание человека отступает на задний план. Толпа бывает индифферентной, но чаще агрессивной, и никогда - созидающей. Разрушительную способность толпы в истории многократно использовали политиканы для достижения своих разрушительных целей.

 Коллектив – еще одна социальная общность. Это группа, объединенная общей работой, учебой, интересами – так гласит современный толковый словарь. Но почему  в таком случае это слово сегодня практически вышло из употребления, почему вместо него в упомянутом значении употребляется слово команда? Наверное потому, что это очень социалистическое слово. С ним рядом соседствуют слова «коллективизация», вызывавшее дрожь у целого поколения российских крестьян, и слово «коллективизм», которому в БСЭ отведена целая статья. «Коллективизм – общность, товарищеское сотрудничество, солидарность людей, их преданность общественным интересам, основанная на сознательном подчинении личных интересов интересам общественным».

Коллективизм прививался советскому человеку как одно из высших душевных свойств. Но, начиная с действительно добрых чувств к друзьям, единомышленникам, товарищам, начиная с чувства ответственности перед обществом, безоглядный коллективизм неизбежно приводит к потере индивидуальности, к размыванию личной ответственности, к рабской зависимости от окружающих. От понятий "коллектив, коллективная ответственность" до понятий "толпа, безответственность" не слишком большая дистанция.

Вместе с тем,  следует избегать и безоглядного индивидуализма: социально развитый человек отвечает не только за себя, но и за близких, за окружающих, за общество. Общее благо, общественные обязанности, гражданские добродетели - все это входит в круг христианских ценностей.

В христианском понимании человек свободен, потому что он сотворен по образу и подобию Божьему. И поэтому же он ответственен перед Богом. Свобода и ответственность. Вот почему мы говорим о религиозной основе нравственности. Именно она наиболее надежна. Коллективное обязательство мало что стоит. Человек греховен, подвержен влиянию соблазнов. Конфликт между богоподобием и греховностью может служить для человека постоянным стимулом к самосовершенствованию. Без движения внутри себя невозможно никакое иное движение. И здесь явно обозначается преимущество верующего, одухотворенного человека: сознавая свою ответственность перед Богом и лишь от Него ожидая суда, он начинает это движение сам, не оглядываясь на других, не ссылаясь на греховность окружающих; его не останавливает отсутствие спутников, в душевном движении он не нуждается в коллективе.     

Отстаивая свою свободу как высшую ценность, человек признает право на свободу и за другими людьми. Отвечая за себя перед совестью, перед Богом, человек вправе ожидать ответственности и от других. При этом он учитывает  несовершенство человека, т.е. определяет рамки требовательности к другому человеку.

Бог,  совесть - это на первом месте. А потом уже идут твоя семья, твоя община, твои коллеги, твой город, твоя страна.

 

Говоря о России, нельзя не сказать о таком понятии как община. Этот термин применяется в разных значениях, но нас будет интересовать тот смысл слова «община», который позволяет говорить об «общинном духе» русской ментальности. (Ментальность, менталитет  (от   позднелатинского    mentalis - умственный), определенный образ мыслей, совокупность умственных  навыков и духовных установок,  присущих  отдельному  человеку  или  общественной группе).

  Община характеризуется общим владением  средствами  производства,  коллективным трудом и потреблением. Община  обладает  полным  или  частичным самоуправлением. В  России  до  1917  община  была  замкнутой  сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861  -  собственником  земли).  В  ходе  Столыпинской  аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. В этом процессе реформаторы столкнулись с явлением, которое не встречалось в европейских реформах, которое противоречило логике. Общины противились дележу земли, очень часто крестьяне, даже вполне способные к индивидуальному хозяйствованию, отказывались выходить из общины. Уже тогда появилось словечко «кулак» - крестьянин, предпочитающий быть единоличным хозяином на своей земле. Выяснилось, что общинность – черта характера, социальная психология, которую нужно учитывать. Поэтому коллективизация, произошедшая уже при советской власти, была все же не абсолютно насильственной, у нее нашлись и горячие сторонники. Да и коллективизм как социальная психология общества в эпоху тоталитаризма имел ту же общинность в качестве почвы.

 Человек всегда принадлежит одновременно к нескольким общностям, т.е. он является членом семьи, жителем района, жителем города, гражданином страны, членом дружеской компании, работником предприятия, представителем профессии, членом клубов и общественных организаций, политической партии. В каждой общности действуют свои установки, и человек стремится гармонизировать в себе эти различные установки, уравновесить их в собственном поведении.

В заключении этой главы – кратко еще о двух понятиях, связанных с обществом.

Конформизм (от позднелатинского conformis  -  подобный,  сообразный) - приспособленчество,   пассивное    принятие    господствующих мнений и установок, существующего    порядка,  отсутствие собственной позиции,  беспринципное  и некритическое следование какому-либо образцу. Конформист – легко внушаемый человек. Так называемое «ходячее мнение» он принимает сразу, даже с удовольствием, он сам становится убежденным пропагандистом «ходячего мнения». К иному мнению, если это мнение одиночки, он относится агрессивно, видя в иной точке зрения опасность для себя лично. Инакомыслящий (нонконформист, диссидент) становится для конформиста врагом.

 Социальная  стратификация -  социологическое   понятие,   обозначающее структуру  общества  и   его   слоев,   систему   признаков   социальной дифференциации   (образование,   бытовые   условия,   занятие,   доходы, психология, религия и т.п.),  на  основе  которых  общество  делится  на классы и страты (чаще всего на "высшие", "средние" и "низшие").

Классы отличаются от страт не только количественно (классовый подход – наиболее грубая социальная  стратификация). В современном обществе стратификация очень динамична.

 Читателю предлагается самому дать определения и выявить смысловые оттенки терминов, характеризующих общности: 

Конгломерат, шайка, банда, клан, свора, команда, население, электорат, корпорация, клуб.

 

 

<<<НАЗАД    ВПЕРЕД>>>

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\

Оглавление