Из книги

Георгий Трубников

Духовно-нравственная культура

+

обществознание

Конспект интегрированного курса

 

9. Культура

 

Культурой мы называем все, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличный от природы – мир явлений, который не может существовать без человеческой заботы.

Культура может быть нравственная, научная, экономическая, правовая, политическая и т.д. В обыденном  сознании культура сливается с «культурностью», т.е. духовно-нравственным достоянием личности. В числе наиболее ценимых качеств культурного человека упоминаются сознательность, организованность, ответственность, эрудиция, скромность, аккуратность, справедливость.

Культура формирует человека как зрелое человеческое существо - в отличие от животного, которое приобретает родовые признаки прямо от рождения. Вряд ли все родовые признаки получили простор для развития: об этом говорят уникальные способности, присущие немногим людям.

Культура формирует человека как часть социума, когда он усваивает некий обязательный минимум культуры и входит в ту или иную группу со специфическими способами мышления и принципами поведения.

Культура приобщает человека к культурному наследию в более широком объеме, способствует усвоению других культур - иностранные языки, профессиональные навыки, приобретение широкой гуманитарной культуры.

Культура формирует индивидуальность, развивая способности, предуказанные природными задатками, биографией, жизненным опытом.

В свою очередь и культура создается, развивается и сохраняется как отдельными людьми, так и обществом в целом. И отношение общества к культуре обязано быть вполне осмысленным.

Культура существовала всегда, но именно христианство указало на одну важную особенность в отношениях человека с Богом: что между ними происходит некое «сотрудничество». Это проявляется и в том, что любое христианское Откровение находит отклик в природе человека, в его мыслях и в душе, в культуре, которую он создает. Христианство не отменяет, а переосмысливает дохристианскую и нехристианскую культуры.  Культура - это поле встречи общества, человека и Бога, где человек своими усилиями отвечает на призыв Бога.

Художественная культура, или искусство.

Что такое искусство - знают все с ранних лет. Это музыка, живопись, театр, и так далее. Это то, что специально создается музыкантами, художниками для того, чтобы мне просто понравилось. И если это понравилось не только мне, но и моему другу, то я этого друга буду любить еще больше. С этим детским восприятием некоторые люди прекрасно живут всю жизнь. Но если вдруг случится, что некий авторитетный для тебя человек скажет, что понравившееся тебе кино – это никакое не искусство, а шарлатанство, то ты можешь призадуматься – правильно ли ты понимаешь, что такое искусство.

И ты узнаешь, что существует целая наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Эта наука называется эстетикой, она помогает строить систему взглядов на искусство. Этой наукой занимались все крупные философы мира.

Определение и оценка искусства как явления — предмет непрекращающихся дискуссий. Природа искусства - самая неуловимая из всех загадок человеческой культуры. Одни авторы считают, что искусство — способ выражения или сопереживания эмоций и идей, другие полагают, что это способ исследования и оценки  формальных элементов, третьи — что это служение прекрасному.

У Л.Н. Толстого есть большая работа, которая так и называется: «Что такое искусство?». Тщательно изучив всю существовавшую литературу по эстетике, Толстой не нашел в ней удовлетворявшее его определения искусства дал свое – очень, на наш взгляд, научное, простое и ясное.

«Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

Что следует из этого определения?

Сфера искусства – это прежде всего чувства, эмоции, а не мысли как таковые. С мыслями и идеями ты можешь и не согласиться сразу, но произведение искусства, если оно произвело на тебя сильное впечатление, пробудило чувство, заставит тебя задуматься над идеями и мыслями.

Акт творчества сознателен. Творец специально его совершает для того, чтобы воздействовать на других людей. Опубликовав свое произведение, он берет на себя ответственность за него. Его не может не интересовать, удалось ли ему заразить людей именно своими чувствами, а не прямо противоположными, или люди просто остались равнодушны.

Уже после этого возникает вопрос – а какими именно чувствами намеревался субъекта, т.е. творца.

Толстой так пишет об этом.

«Сущность христианского сознания состоит в признании каждым человеком своей сыновности Богу и вытекающего из него единения людей с Богом и между собой, как и сказано в Евангелии (Иоан. XVII, 21), и потому содержание христианского искусства — это такие чувства, которые содействуют единению людей с Богом и между собой.

Искусство, всякое искусство само по себе, имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником, соединяются душой, во-первых, с художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление. Но искусство нехристианское, соединяя некоторых людей между собою, этим самым соединением отделяет их от других людей, так что это частное соединение служит часто источником не только разъединения, но враждебности к другим людям. Таково все искусство патриотическое, с своими гимнами, поэмами, памятниками; таково все искусство церковное, то есть искусство известных культов со своими иконами, статуями, шествиями, службами, храмами; таково искусство военное, таково все искусство утонченное, собственно развратное, доступное только людям, угнетающим других людей, людям праздных, богатых классов. Такое искусство есть искусство отсталое — не христианское, соединяющее одних людей только для того, чтобы еще резче отделить их от других людей и даже поставить их к другим людям во враждебное отношение.

Христианское искусство есть только то, которое соединяет всех людей без исключения — или тем, что вызывает в людях сознание одинаковости их положения по отношению к Богу и ближнему, или тем, что вызывает в людях одно и то же чувство, хотя и самое простое, но не противное христианству и свойственное всем без исключения людям.

Христианское хорошее искусство нашего времени может быть не понято людьми вследствие недостатка своей формы или вследствие невнимания к нему людей, но оно должно быть таково, чтобы все люди могли испытать те чувства, которые передаются им. Оно должно быть искусством не одного какого-либо кружка людей, не одного сословия, не одной национальности, не одного религиозного культа, то есть не передавать чувства, которые доступны только известным образом воспитанному человеку, или только дворянину, купцу, или только русскому, японцу, или католику, или буддисту и т. п., а чувства, доступные всякому человеку. Только такое искусство может быть в наше время признано хорошим искусством и выделяемо из всего остального искусства и поощряемо».

Глубина и смелость суждений Толстого поразительны. Это писал человек, который мог стать нашим Лютером. Не стал, Россия шла своим путем. Путь оказался гибельным, поэтому нам, осознав это, стоило бы заново оценить тот максимализм, с которым наш великий проповедник указывал на тот вектор, который установил сам Христос.

 

Знакомясь с произведение искусства, зритель, читатель, или слушатель может ограничиться ролью объекта, (нравится – не нравится), а может пойти дальше, т.е. попытаться судить о намерениях художника и о том, насколько художник справился со своей задачей. Здесь лишь важно помнить, что художника следует судить по тем законам, которые он сам над собой признает. Другими словами, художник может настолько обогнать свое время, что для правильного восприятия зритель, читатель, слушатель, должен перестроить свою систему восприятия.

Познание художественного произведения начинается с чисто эмоционального восприятия. Затем приходит желание понять, как, каким способом художник достиг своей цели – заразил тебя своим чувством. В дальнейшем хочется глубже понять художника, ты начинаешь интересоваться другими его произведениями, его личностью, его судьбой. Человек, ощущающий в себе творческие способности, потребности собственного творчества, проникает в творческую лабораторию поразивших его художников, проходя таким образом стадию ученичества.

Условно можно разделить искусство (лучше всего на примере поэзии) на классическое и романтическое (В.М. Жирмунский (1891-1971)). В классическом искусстве произведение важно само по себе, оно не содержит характера создателя, оно созвучно самой природе. Как искусный зодчий, классический поэт строит здание; если здание укрепилось по законам художественного равновесия, цель поэта достигнута, он создал произведение искусства, прекрасное и совершенное. А художник-романтик стремится выразить в первую очередь самого себя, считая, что именно этим он затронет чувства другого человека. Он исповедуется и приобщает нас к эмоциональным глубинам и человеческому своеобразию своей личности. Он проповедует, поучает и обличает, он хочет подчинить слушателя своему чувству жизни. Эту сторону замысла художника важно понимать при анализе произведения.

Культура бывает «народная», «элитарная»  и «массовая».

Народная культура – традиционна, однородна, она отражает характер народа. Ее источник – село. Она глубока и инертна. Из народной культуры художники черпают материал, переосмысливая его и наполняя философским и нравственным содержанием.

Элитарная культура – творческий авангард, лаборатория. Это группы, студии, кружки, внутри которых говорят на специальном языке, доступном лишь посвященным. Здесь рождаются произведения новые, небывалые, здесь художники учатся друг у друга, здесь идет разговор «по гамбургскому счету».

Массовая культура создается для широких городских масс «индустриальным» способом. В ней много неподлинного, подражательного и стандартизированного. Она заранее рассчитывается на достаточно низкий уровень восприятия, на развлекательность.

Разумеется, существуют и промежуточные формы, когда крупномасштабное произведение, рассчитанное на широкие массы, включает в себя элементы как элитарного, так и народного искусства.

В СССР, где господствовали атеизм и псевдорелигиозные культы, искусство во многом заменяло религию. Именно оно произведениями лучших мастеров будило в людях высокую нравственность, давало надежду на будущее. Деятели культуры становились наивысшими авторитетами в обществе.

Нашей культуре предстоит вспомнить свое христианское происхождение - как непосредственно от православия, так и через влияние западного христианства. И уже на этой базе предстоит осмыслить и либо принять, либо отвергнуть новейшие влияния, в изобилии предлагаемые всемирным информационным полем.

Еще и еще раз приходится говорить, что возвращение к христианским основам, к религиозным истокам культуры не означает отказа от достижений гуманизма. Напротив, это спиралеобразное движение вверх, к новой стадии развития, где научная мысль сочетается с религиозным миросозерцанием, где свобода сочетается с ответственностью, где есть Путь, Истина и Жизнь.

Сегодня все это приходится доказывать. Сегодня слишком многие не находят в себе сил преодолеть приобретенный в атеистическом детстве стереотип, по которому для образованного человека вера постыдна. И именно эти люди сегодня формируют телевизионные программы, газетные полосы, организуют массовые "культурные мероприятия". Мы вправе рассчитывать, что деятели культуры первыми преодолеют упомянутый стереотип, тем более, что часть из них сделала это еще в "застойные" годы, когда для этого требовалось изрядное мужество.

Саморазвивающееся общество не может пускать культуру на самотек, учитывая, что искусство может не только воспитывать, но и развращать душу человека. Пришло время определиться - каким образом общество должно оказывать влияние на культуру.

Развлекательная массовая культура должна иметь ограничение лишь со стороны закона, т.е. здесь должно запрещаться лишь разлагающее воздействие, описанное законом. Эта часть культуры не финансируется государством, а является самоокупаемой.

Государство должно поддерживать культуру, оказывающую благотворное влияние на человека. Однако решение о полном или частичном финансировании должны приниматься не одними чиновниками. Здесь необходим общественный ареопаг культуры, состоящих из авторитетнейших деятелей культуры, науки, религии, политики. Рекомендации ареопага культуры являются основополагающими для материальной поддержки или, напротив, для ограничительных мер в отношении прежде всего теле- и радио- программ.

Здесь возникает проблема формирования самого ареопага. Ясно, что он не может быть избираем всеобщими выборами. С другой стороны - едва ли можно отдать утверждение ареопага на откуп самим деятелям культуры во избежание корпоративных влияний. Однако какие-то решения, пусть не идеальные, можно найти; главное - сделать первый шаг и покончить с безраздельной властью анонимных редакторов и директоров программ, приоткрыть завесу тайны над теми, от кого зависит завтрашнее общественное сознание.

<<<НАЗАД    ВПЕРЕД>>>

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\

Оглавление