Из книги

Георгий Трубников

Духовно-нравственная культура

+

обществознание

Конспект интегрированного курса

 

16. Формы государственного правления

А. Монархия.

Это форма правления, при которой верховная власть принадлежит полностью и безраздельно одному лицу и передается в дальнейшем по наследству. Это самая древняя форма правления, дошедшая до наших дней. Современные монархии являются как правило, номинальными, конституционными, когда монарх делит власть с институтами парламентской демократии. Признавая монархию историческим анахронизмом, можно, тем не менее, выделить ряд ее привлекательных черт.

1.      Стабильность. Власть предельно сконцентрирована, она опирается на сословие, обязанное монарху своей властью на местном уровне, служащее ему преданно.

2.      Эффективность. Решения принимаются быстро и энергично, они незамедлительно вступают в силу.

3.      Элитарность. Монарх не имеет соперников, он не боится приблизить к себе сильных. В окружении монарха оказываются люди, обладающие, по его мнению, мудростью, образованностью, энергией.

4.      Монарх с детства воспитывается и получает образование именно как верховный правитель, ответственный перед Богом и перед страной, в то время как политик, пришедший к власти в зрелом возрасте, только начинает знакомиться с тем кругом знаний и проблем, где ему предстоит работать. К тому же для прохождения трудного пути к власти требуются одни качества, а для управления страной – совсем иные.

 Абсолютная монархия. Власть монарха ни с кем не делится, представительные органы, если существуют, являются лишь совещательными. Эта форма практически изжила себя.

Дуалистическая монархия. Существуют одновременно монархия и парламент, которые делят между собою власть. Парламент имеет законодательную власть, но урезанную монархом. Монарх независим от парламента, он формирует правительство. Существует в странах со слабыми демократическими традициями (Саудовская Аравия, Кувейт, Непал).

Парламентская монархия. (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Испания, Япония). Власть монарха ограничена как в законодательной, так и управленческой сферах. Акты, исходящие от монарха, обретают силу лишь после утверждения парламентом. Монарх выполняет представительские функции.

Значение даже парламентской монархии не следует все же сводить к голому символу, к ритуалу, к условности. В общественном сознании монархия имеет смысл, нельзя исключать, что он может проявиться в каких-то экстремальных ситуациях. Поучительным примером  является история реставрации монархии в Испании.

Король Испании Альфонс XIII после победы республиканцев и социалистов на муниципальных выборах 12 апреля 1931 покинул Испанию; конституция 9 декабря 1931 ликвидировала монархический строй.

Установившийся в результате гражданской войны 1936—1939 диктаторский режим Франсиско Франко на основе итогов референдума в 1947 провозгласил Испанию монархией, однако это была монархия без монарха, генералиссимус Франко провозглашался пожизненным регентом Испании. Только 23 июля 1969 Франко назначил наследником испанского престола принца Хуана Карлоса, внука Альфонса XIII, 22 ноября 1975, после смерти диктатора, он стал королем Испании.

Поначалу многим казалось, что правление Хуана Карлоса окажется недолговечным, и монархия будет скоро сметена вместе с наследием режима Франко. Однако король проявил дальновидность, проведя практически сразу же после вступления на престол демократические реформы, легализовав политические партии и распустив франкистскую «фалангу». В 1978 году была принята новая конституция Испании, где король был объявлен наследником не Франко, а исторической монархии, и гарантировались гражданские права и свободы, провинции получили больше самостоятельности  Всё это примирило с новым королём левые партии, настроенные традиционно республикански.

В 1981 году король оказал успешное сопротивление попытке государственного переворота, устроенного военными, стремившимися восстановить франкистский режим. После этого лидер испанских коммунистов Сантьяго Каррильо, за шесть лет до того называвший короля «Хуаном Карлосом Недолгим», воскликнул перед телекамерами в избытке чувств: «Боже, храни короля!»

С 1982 года король мало участвует в текущей политической жизни и воспринимается прежде всего как символ национального единства и гарант демократических свобод.

 

 

Б. Аристократия.

Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит узкому кругу лиц, представляющих определенный («благородный») социальный слой, касту, сословие и т.п., наделенных правом на власть в качестве их исключительной привилегии в силу сложившейся традиции, особых заслуг, знаний, таланта, происхождения, богатства и т.п. В чистом виде эта форма правления встречается и встречалась крайне редко. Упомянуть о ней следует в связи с тех, что, во-первых, она склонна переходить в олигархию, т.е. во власть богатого меньшинства, и во-вторых, в связи с аристократией возникает тема качества человеческого материала. С античности до настоящего времени существует мнение, что природа лишь немногих наделяет способностями к политике и управлению. Аристократия – это победа качества над количеством, когда власть добровольно отдается тем, кто ее достоин. «Всякий человек, если он взят не как отвлеченная математическая точка, имеет свой ценз, свои качественные достижения. Поэтому принцип ценза, но ценза духовного, есть истинный, более человечный принцип, чем его полное отрицание» (Н.Бердяев).

В. Диктатура.

Форма правления, при которой власть не ограничивается никакими законами, в которой единственной опорой является сила. Сила диктатуры может быть обусловлена:

а) силой определенных военных или полувоенных формирований;

б) силой организации поддерживающих ее социальных групп (диктатура меньшинства);

в) силой подавляющего большинства населения, вверившего одному лицу или группе лиц всю полноту власти для определенных целей или на определенное время (диктатура большинства).

Отрицательные свойства диктатуры ясны по определению, однако следует разобраться, почему порою в обществе высказывается желание вручить власть диктатору. Происходит это чаще всего тогда, когда в государстве в результате революций или иных потрясений на длительное время воцаряется беспорядок, беззакония, отчетливо проявляются охлократические тенденции (охлократия – власть толпы). История показывает, что диктатура иногда бывает способна навести в стране элементарный временный порядок. Однако постоянной тенденцией диктатуры является ее стремление узаконить свое положение, добиться легитимности. Тем, кто призывает к диктатуре, испугавшись трудностей, с которыми сталкивается  нарождающаяся демократия, следует оценить тот риск, который несет с собой диктатура. Неконтролируемая сила неизбежно приводит к жертвам.

Г. Демократия.

Поскольку мы говорим о форме правления, то в данном случае демократия – это то же самое что республика. Эта форма правления предполагает: а) выборность и периодическую сменяемость всех высших должностных лиц государства и всех властей, б) наличие представительных учреждений гражданского общества.

Система демократического государственного правления имеет три основных ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. При этом соблюдаются следующие принципы и условия взаимодействия:

Принцип разделения функций. Законодательная власть занимается законотворчеством, исполнительная – принимает решения и на основе уже принятых законов проводит их в жизнь. Судебная власть обладает правом толкования законов и следит за их надлежащим исполнением. Эти власти в пределах предоставленных им полномочий независимы друг от друга.

Принцип контроля. Для того, чтобы предотвратить злоупотребления властью, каждая из ветвей власти должна иметь возможность контролировать остальные.

Принцип баланса. Под балансом понимается гармония в отношениях властей, когда ни одна из ветвей не преступает границы своих полномочий. На практике баланс властей всегда является проблемой. Чаще всего исполнительная власть стремится уйти из под контроля и присвоить себе дополнительные полномочия. Однако есть примеры и противоположного характера. Так, на ранней стадии развития демократизма в России законодательный орган, Верховный Совет РСФСР, изначально бывший источником демократии, стал постепенно склоняться к сосредоточению всей власти в своих руках. Это привело к вооруженному противостоянию. Проблема была снята лишь с принятием всенародным голосованием нынешней Конституции России, которая  узаконила президентскую форму правления и провела достаточно четкие границы полномочий ветвей власти.

 

 Исполнительная власть

Определение. Это власть, функции которой связаны с проведением в жизнь государственной воли, выраженной в законах. Субъектами исполнительной власти являются глава государства, правительство, низовые структуры власти, государственные чиновники и служащие всех уровней.

Исполнительная власть имеет разновидности: она может быть единоличной   или коллективной, реальной или номинальной, политической или неполитической, демократической или недемократической.

Исполнительная власть имеет особенности в условиях парламентской и президентской форм правления. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит правительству, которое ответственно перед парламентом, им формируется и контролируется. Премьер-министр обычно бывает лидер парламентской фракции, представляющей большинство в парламенте, именно он формирует правительство и представляет на утверждение парламента. В случае, если фракция не имеет большинства в парламенте,  может быть сформировано коалиционное правительство.

Исполнительная власть в президентской республике обладает большей степенью свободы. Реальная власть сосредоточена в руках президента, который избирается всем населением страны и независим от парламента. Предусмотрена процедура отстранения президента от власти (импичмент), которая приводится в действие в соответствии с действующей конституцией. Правительство формируется президентом, но в некоторых странах парламент принимает участие в формировании правительства. Так, в России парламент имеет право трижды не одобрить кандидатуру премьер-министра, после чего президент имеет право распустить парламент. Однако роспуск парламента – слишком рискованная акция, поэтому президент, как правило, подбирает кандидатуру премьер-министра, учитывая возможную реакцию парламента.

Президент имеет право: а) проявлять широкую законодательную инициативу и фактически осуществляет ее с помощью указов; б) определять внутреннюю и внешнюю политику государства, принимать все важнейшие государственные решения; в) накладывать вето при прохождении законов в парламенте; г) распускать парламент, условия роспуска определяются конституцией.

 

Законодательная власть

Мы уже говорили подробно о законодательной власти в главе о представительных органах, здесь мы отметим лишь ряд важных аспектов и подробностей.

Главной, по существу единственной функцией законодательной власти является принятие законов, независимо от того, кому принадлежат инициативы законопроектов.

Бюджет государства также является законом, принимаемым ежегодно.

Указы президента, по своей сути имеющие характер законов, всё же стоят ниже законов, поскольку не должны противоречить принятым к данному моменту законам. Указы используются тогда, когда требуется закрыть «белые пятна» в законодательстве. То же можно сказать и о нормативных актах правительства.

Отношения между исполнительной и законодательной властями зависят многих факторов и имеют конкретный характер. На ранних этапах развития демократии велика роль парламента, его законотворческой деятельности и авторитета представительских учреждений. На более зрелых этапах, характеризующихся устойчивой правовой базой и необходимостью проведения законов в жизнь, усиливается роль исполнительной власти. При еще более зрелой демократии может вновь возрасти роль парламента. Это связано с тем, что личность президента выражает устремления общества лишь в первом приближении, парламент же является более точным отражением общества, его различных слоев и умонастроений.

 

Судебная власть

В современных энциклопедиях суд определяется как  государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

В свою очередь, правосудие – это справедливое решение дела, спора. Такое понимание правосудия имеет глубокие корни. Издавна во многих народах существует  третейский суд, когда двое спорящих обращаются к третьему лицу, которому они оба доверяют – просто установить, кто из них прав. При этом они заранее договариваются,  что после этого спор прекращается и проигравший уступает.

Римская богиня Юстиция (греческая Фемида) изображает правосудие как обладательницу трех символов: меча, символизирующего принудительную власть суда; чашы весов в каждой руке, взвешивающие людские дела; с завязанными глазами - символом беспристрастного вынесения решений.

Мы в своем сегодняшнем быту чаще всего воспринимаем суд как карательный орган. Произошло это потому, что чаще всего с человеком судится государство, и правосудие осуществляется тоже государством. В этом проблема: как сделать, чтобы суд, будучи государственным органом, был независим от других ветвей государственной власти, прежде всего от исполнительной. В этом отношении за постсоветские годы многое сделано: несменяемость судей, введение суда присяжных и другие меры. Но неудовлетворенность остается. Зачастую судья, от профессионализма и нравственной позиции которого во многом зависят качество правосудия, будучи формально независимым, по-прежнему ощущает себя включенным в систему правоохранительных органов, связанным незримыми нитями с прокуратурой, представляющей в суде исполнительную власть. Необходимость судебной реформы ощущается обществом и властью.

Судебную систему Российской Федерации составляют суды трех звеньев.

- Основное звено: районные суды.

- Среднее звено: Верховные суды субъектов РФ.

- Высшее звено: Верховный Суд Российской Федерации.

Суды бывают общей юрисдикции, военные и арбитражными.

Кроме того, существует Конституционный Суд и уставные суды субъектов РФ.

 

Коррупция.

Коррупция есть подкуп взятками, продажность должных лиц и политических деятелей. Эта проблема существует для всех ветвей власти.

Как бороться с коррупцией? Есть три пути, по которым демократическое общество идет одновременно.

1. Преследование, разоблачение  коррупции сыскными методами. Здесь важно, чтобы перед законом равно отвечали как взяткодатель, так и взяточник. При этом своевременное сообщение правоохранительным органам о готовящейся сделке должно полностью освобождать от наказания. Общепризнано, что этот путь, хотя он и необходим, редко приносит результаты

2. Создание моральной атмосферы, осуждающей коррупцию. Это не так наивно, как может показаться на первый взгляд. Моральный стимул – самый мощный стимул для развитого человека. А вот когда в обществе существует ходячее мнение, что «все берут», вот тогда и перестает действовать моральный фактор. На этом пути основная роль принадлежит религиозному влиянию. Искренняя и сознательная ответственность перед Богом – единственно возможная гарантия от преступления. Ясно также, что безраздельно полагаться на этот путь нельзя: в любом обществе найдутся люди, презирающие моральные нормы.

3. Создание системы, когда подкуп становится бессмысленным или практически трудноосуществимым. Рассмотрим с этой точки зрения три ветви власти.

Законодательная власть, если она правильно регламентирована, наиболее защищена от коррупции. Бессмысленно предлагать взятку депутату, единственной функцией которого является голосование в числе многочисленных коллег. Для получения результата взяткодателю придется обращаться слишком ко многим людям, а это для него рискованно.

Для того, чтобы было бессмысленно предлагать взятку чиновнику, государственному служащему, нужно создать систему, при которой от чиновника не зависит решение вопроса о направлении денежного потока и распоряжение собственностью. Чиновник должен лишь профессионально подготовить вопрос, но решать его должен либо представительный орган, либо, что еще правильнее, конкурсный механизм. Конкурсы, аукционы, тендеры – это достаточно хорошо разработанные механизмы, применяемые при распределении государственных и муниципальных заказов и собственности. От законодательных органов требуется детально проработать правила проведения конкурсов, обеспечить их полную прозрачность, предусмотреть все возможные уловки (сговор, недостаточная гласность и т.п.), которыми пользуются коррупционеры для того, чтобы выхолостить суть конкурсной системы.

Данные механизмы непригодны для судебной власти, поскольку судья по определению принимает решение единолично (за исключением суда присяжных, являющегося достаточно дорогим механизмом, разбирающим в основном дела об убийствах). Поэтому на первый план здесь выходят моральные факторы: присяга, несменяемость. Очень важен также контроль со стороны Верховного Суда.

  

НАЗАД    ВПЕРЁД

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\

Оглавление