Из книги

Георгий Трубников

Духовно-нравственная культура

+

обществознание

Конспект интегрированного курса

 

4. Церковь. Единство и разделения

 

Первая Церковь

Вся история христианской Церкви – это трудный путь приобщения к религии людских душ.

Это был отнюдь не прямой путь. Прежде всего – учение Церкви непрерывно развивалось, обогащалось в многочисленных и непрерывных дискуссиях. Побежденная точка зрения по принципиальным вопросам объявлялась ересью, но нужно отметить несомненную итоговую пользу этих непримиримых споров. Были времена, когда с еретиками боролись даже огнем, была инквизиция, были крестовые походы, были злоупотребления, были предательства. Но было и подвижничество, была беззаветная преданность, были неисчислимые примеры самопожертвования ради веры, ради цели, поставленной Иисусом: «Идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века». (Мф 28:19-20)

Церковь как общность людей на основе общности культа и вероучения создал сам Иисус Христос, собрав вокруг себя двенадцать учеников-апостолов на последний ужин (Тайную вечерю) накануне крестных страданий. Прощаясь с учениками, он заповедовал им, которые понесут свет веры людям, собираться в Его память, есть хлеб и пить вино, ощущая их как пищу духовную.  Так установилось Таинство Евхаристии (Причащения) – священный обряд, при совершении которого верующие приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической: духовенство — хлебом и вином, миряне, как правило, лишь хлебом).

Иисус ясно видел, что люди, которых Он собрал, далеко не совершенны, мало образованы (большинство составляли простые рыбаки), что есть среди них даже предатель, что каждый из них многое понял по-своему. Поэтому важно, чтобы они просто и безоглядно верили, любили Его и друг друга, укрепляли веру и память друг в друге. И эта надежда была оправдана. По преданию, десять из присутствовавших в тот день на Тайной вечере апостолов позднее приняли мученическую смерть, сохранив верность Учителю.

Наиболее показательна во всех отношениях судьба Святого апостола Петра. Первоначальное имя апостола было Симон. Имя Пётр (от греческого — камень, скала) ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф 4:19)..

Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о нём думают, Пётр сказал, что он есть «Христос, сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

«Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». (Мф 16: 15-19)

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от него. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (Католическая церковь почитает его как первого Папу).

Другой великий апостол, Павел, не входил в число двенадцати апостолов. Его тогда звали Савлом, он принадлежал к философской школе фарисеев, т.е. был образован и участвовал в юности в преследовании христиан. Как повествует книга Деяний, на пути в Дамаск Савл был поражен чудесным образом с неба, и Иисус открылся ему со словами «Савл, Савл! Что ты гонишь меня?» (Деян 9:4). Савл обратился, получив из уст Господа призвание и достоинство апостольское. Вскоре принял крещение и стал Павлом, идеологом и самым неутомимым проповедником христианства.

Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии, Балканского полуострова, всего Средиземноморья. Девять посланий Павла различным церквам и четыре послания частным лицам составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Павел с удивительной убедительностью обращался как к иудеям, так и к представителям греко-римской языческой культуры и философии. Без Павла не было бы полноценного, интеллектуально оформленного христианского учения.

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году, по преданию – в тот же день, когда был казнен Петр.

 

Разделение церкви

Перед Церковью стоит задача, содержащая внутреннее противоречие. С одной стороны, Церковь должна сохранять истинное учение Христа, не допуская искажений. В этом она опирается на библейские тексты, на апостольскую преемственность, на соборные решения (вспомним: «В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь»).

С другой стороны, она должна распространять  учение на многие народы с разными языками и культурами, вынуждено адаптироваться к новым условиям, неизбежно меняясь в деталях, хотя бы даже при переводе евангельских текстов. Если принять во внимание территориальную разобщенность между христианскими общинами и тот факт, что Иисус говорил притчами, а не пунктами закона, то становится ясным, что разночтения неизбежны. Более того, Апостол Павел пишет коринфянам:  «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). А Иисус говорил об этом еще резче: «Думаете ли вы, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк 12:51-52).

Церковное учение развивается, давая дорогу новому. Но при этом оно не должно поступаться главными идеями. Выяснить, где детали, а  где главные идеи – в этом состоит смысл борьбы между двумя тенденциями – единения и разъединения. Церковь состоит из людей, обычных грешных людей, часто считающих свое мнение важнее мнений других, стремящихся учить всех, не желающих учиться самим, не соглашающихся подчиниться голосу большинства или не желающих считаться с мнением меньшинства.

В течение всей своей истории христианская Церковь многократно подвергалась разделениям. Некоторые из них были со временем изжиты, другие сохранились по сей день. Из всех церковных разделений важнейшим, безусловно, является раскол Церкви на восточную, православную, и западную, католическую.

Исторически разделение Церкви явилось результатом разделения гигантской Римской империи. Империи всегда рушатся, это можно считать законом развития человеческого общества. Римские провинции, в особенности европейские, постоянно проявляют тенденции к самостоятельности, удерживать их силой не удается.  Но деление – это не обязательно катастрофа. То, что местный король, свой по национальности, получает самостоятельность в управлении - вовсе не означает, что городам провинции и ее жителям будет от этого хуже. Пожив какое-то время в изоляции, народ чаще всего вновь проявляет тенденцию к союзу, к объединению, но уже на другой основе. Западная Римская империя по-своему возрождалась дважды: при Карле Великом в 800-м году и в 962 г. при Оттоне I. В качестве Священной Римской империи юридически она просуществовала до 1806 г. Возникший в ХХ веке Европейский Союз, если на него смотреть взглядом тысячелетий,  вполне может быть оценен как этап этого исторического процесса.

 Римский император Константин, бывший единовластным римского государства и сделавший христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовав новое государственное устройство. Восточная империя, Византия, оставалась единым государством, но постепенно теряла власть над Западной. Окончательно это произошло в 476 году.

Империя распалась, но христианство продолжало оставаться единым еще долго: вплоть до IX века проводились вселенские соборы.  Но всё чаще возникали разногласия по правомочности соборов, всё явственнее обнаруживалась борьба за первенство между Римской и Константинопольской церковными кафедрами. Укреплялись и разные характеры восточной и западной церквей. В Византии Церковь очень плотно связывала себя с властью, император был в сущности главой Церкви, на этом же была построена вся властная вертикаль. Греки и другие народы эллинской культуры восточной части империи воспринимали христианство прежде всего как явленную им сверхчувственную реальность,  как указанный свыше путь   к   нравственному   совершенству,   спасению личности и богопознанию. Греки гордились умением пользоваться умственными и эстетическими понятиями и старались сохранить за собой первенство в этой сфере. Это обусловило развитие богословско-философской литературы, оживленные богословские дискуссии, преодоление многочисленных ересей. Одновременно это явилось причиной концентрации всей церковной жизни вокруг властителей, слабой церковной организации, недостаточного внимания к миссии распространения христианства.

Римляне, а затем и романизированные народы западной части империи были меньше расположены к метафизике. Как создатели стройного римского права и самого мощного государственного строя они воспринимали христианство как богооткровенную систему общественного устройства, осуществление которого на земле безусловно ведет к спасению. Там, где Восток видел философскую или нравственную   идею,    Запад   создавал   прочную структуру. Это особенно видно на примере монашества.

Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество в восточном понимании - стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо.

Западное монашество берет себе в пример и миссионерскую деятельность Христа. Восприняв и развивая воззрения блаженного Августина, оно высшую свою цель видела не в отречении от мира, а в его спасении. Западное монашество почти совершенно утратило пассивный, созерцательный характер, стало деятельным, приобрело практические задачи, пережило длинную историю, какой не было у восточного монашества. Монастыри и позже монашеские ордена образовывали островки христианской жизни на территориях язычников, распространяя из этих островков веру. В этом и состояла ненасильственная христианизация народов Европы. Аббатства занимались широко понимаемым просвещением, они внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, художественные мастерские, цеховые производства.

В двух ветвях христианства накапливались свои традиции, свои обряды. Как при этом сохранить единство? Т.е., как сделать, чтобы христианин из Константинополя мог бы спокойно молиться в римском храме, при этом не смущаясь тем, например, что римляне причащаются не квасным, а пресным хлебом (опресноками)? Кто разрешил? Соборы по этому поводу решений не выносили. Папа Римский?  Не много ли берет на себя Папа Римский? 

Примерно так любой спорный вопрос неизбежно сводился к главному противоречию: к вопросу о единой власти в Церкви. Может ли Папа в промежутке между соборам принимать решения, не противоречащие решениям соборов, но обязательные для всей Церкви – вот о чем не смогли договориться иерархи Востока и Запада.

Окончательный разрыв (Великая схизма) между Востоком и Западом произошел при папе Льве IX  и патриархе Михаиле Керуларии. Лев IX тщетно требовал от императора Константина Мономаха возвращения Риму всех его владений, находившихся под властью императора. В это же время патриарх Михаил Керуларий поручил составить список всех осужденных Восточной Церковью латинских нововведений (в частности, упомянутое осуждение обычая употреблять опресноки для Евхаристии). Список осужденных нововведений был передан кардиналу Гумберту, который ознакомил с ним папу. Папа направил письмо патриарху с требованием объяснить, "как осмелились произносить приговор над кафедрой, которую не позволено судить никому из смертных". В мае 1054 г. в Константинополь прибыло посольство во главе с кардиналом Гумбертом. После долгих и мучительных переговоров Константинополю стало ясно, что в сущности Рим ставит ультиматум, либо безусловное подчинение папе, либо разрыв отношений. 16 июля папские легаты всенародно положили на престол собора св. Софии грамоту об отлучении от Церкви патриарха Михаила Керулария и его ближайшего окружения. На следующий день патриарх Константинопольский предал анафеме папских легатов и окружным посланием предостерег все восточные Церкви от общения с Римом, с этих пор на Востоке перестали поминать Папу за богослужением.

Тяга к воссоединению никогда не исчезала среди христиан. Попытка примирения была предпринята в 1438 г. на Флорентийском соборе. Собор имел полный кворум, он принял унию (союз), в частности, решение о признании верховной юрисдикции Римского Папы и догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (филиокве).

 Филио́кве (лат. filioque — «и от сына») – единственное слово, отличающее православный Символ  Веры (И в Духа Святого, Господа, животворящего,  от Отца исходящего…) от католического (И в Духа Святого, Господа, животворящего,  от Отца и Сына исходящего…). Расхождение возникло в результате того, что окончательный текст Символа не успели принять до разделения, к тому же филиокве стало одним из поводов разделения. Сегодня Римская Католическая Церковь не считает этот вопрос камнем преткновения, она разрешает многим своим приходам употреблять оба варианта.

Позже восточные иерархи отказались от своих подписей, за исключением Западно-русской (Киево-Литовской) митрополии. В 1596 года на Соборе в Бресте, где присутствовали митрополит Киевский, епископы нескольких православных епархий и послы Папы,  была заключена Брестская уния. Согласно составленной соборной грамоте, епископы  представленных епархий признавали своим главой Римского Папу, принимали римско-католическую догматику, но сохраняли богослужение византийского обряда на церковнославянском языке. С тех пор на территории нынешней Западной Украины существует Греко-католическая (униатская) Церковь, неоднократно подвергавшаяся жесточайшим гонениям от российских и советских властей.

 

Что различает сегодня католическую и православную церкви, что бросается в глаза в первую очередь?

Православный крест над храмом имеет нижнюю косую перекладину.

Крестятся (совершают крестное знамение) православные тремя (староверы двумя) пальцами справа налево, католики ладонью слева направо.

Православные священники носят бороды, они женаты (лишь  архиереи, т.е. священнослужители высшей  степени церковной иерархии - епископы, архиепископы, митрополиты, экзархи и патриархи должны быть безбрачны). Всё католическое духовенство дает обет безбрачия (целибат).

В православных храмах звучит хоровое пение только без инструментального сопровождения, в католических можно услышать еще и орган.

В храмах звучат одни и те же молитвы, но на разных языках. Богослужение в православном храме идет на церковнославянском языке. У католиков на протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление о проведении богослужений на национальных языках.

Одни и те же праздники происходят в разные дни. Переходящие праздники, или праздники пасхального цикла – Пасха (Воскресение Христово), Троица и другие – связаны с лунным календарем, их даты ежегодно рассчитываются по разным правилам, иногда совпадают. Непереходящие, или праздники рождественского цикла (Рождество, Крещение, Преображение, Рождество Богородицы и другие), связаны с солнечным календарем. Большинство христианских церквей используют Грегорианский календарь, давно ставший всемирным гражданским, в котором Рождество приурочено к 25-му декабря, последнему дню зимнего солнцестояния. На 13 дней позже Рождество, Новый год и другие непереходящие праздники празднуют 4 из 14 автокефальных православных церквей, включая Русскую Православную Церковь.

Все эти атрибуты, связанные с богослужением, очень важны для человека, входящего в храм. Как православные христиане любят свои храмы и своё привычное богослужение, так католики любят свои. Все они подчиняются канонам - предписаниям, относящиеся к церковному строю, к церковному управлению, к обязанностям церковной иерархии, священнослужителям и обязанностям каждого христианина, вытекающим из нравственных основ евангельского и апостольского учений.  Но ни один из этих признаков – ни в православии, ни в католичестве – не противоречит истине единой христианской веры, её догматам.

Месса у католиков аналогична литургии в православной церкви. И православная,  и  католическая  Церковь восходят к Апостольской Церкви, основанной после сошествия Св. Духа на апостолов. И в православии, и в католичестве сохраняется непрерывная апостольская преемственность. Основные догматы, вера в Святую Троицу, почитание Матери Божией и святых, таинства – одинаковы.

Семь католических и православных таинств

Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;

Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро);

Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической: духовенство — хлебом и вином, миряне, как правило, лишь хлебом);

Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения, «отпущения грехов», от имени Христа;

Брак (венчание) (в Католической церкви не подлежит расторжению);

Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать);

Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).

 

 Общие понятия о христианской нравственности в православии и в католичестве одни и те же. Поэтому можно надеяться, что когда-то взаимное непонимание и даже вражда уступят место союзу во имя общего дела.

 

Дальнейшее разделение

Православная церковь с самого начала, с Великой схизмы, не была едина, она состояла из четырех патриархатов - Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. 

В настоящее время православными являются 14 автокефальных (самовозглавляемых) церквей. Автокефальная Церковь обладает правом решать свои внутренние проблемы самостоятельно, избирать епископов, включая патриарха, архиепископа и митрополита, возглавляющих Церковь. Хотя автокефальные Церкви действуют независимо, они пребывают в полном литургическом общении друг с другом.

9 автокефальных Церквей - патриархаты (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Русский, Сербский, Румынский, Болгарский и Грузинский), остальные Кипрская, Элладская, Албанская, Польская церкви, а также Православная Церковь Чешских земель и Православная Церковь в Америке возглавляются архиепископами или митрополитами.

Еще пять Православных Церквей являются независимыми в своей текущей деятельности, но канонически зависят от автокефальных Церквей. На практике это означает, что статус главы автономной Церкви подтверждает Священный Синод материнской автокефальной Церкви. Православные Церкви Финляндии и Эстонии зависят от Вселенского Патриархата, а Гора Синай - от Патриархата Иерусалимского. Кроме того, Московский патриархат даровал автономный статус Церквям Японии и Китая, хотя Вселенский Патриархат этого не признает. Патриарх Константинопольский имеет титул Вселенского Патриарха, он считается   «первым по чести», первым среди равных.

Русской Православной Церкви мы посвятим отдельную главу.

 

Протестантизм

Мы уже говорили о том, что перед Церковью стоят диалектически противоречивые задачи. С одной стороны, она должна распространять свое вероучение, нести свет христианства разным народам, обладающим разными культурами. С другой стороны, она должна тщательно следить, чтобы вера при этом не искажалась.  С одной стороны, она должна допускать, что у каждого человека складываются всё-таки собственные представления о Боге и собственные внешние проявления веры, т.е. естественные для него обряды. С другой стороны, она должна заботиться о единстве христианского мира как в признании всеми основных догматов, так и в соблюдении единых таинств и канонических формальных правил. С одной стороны, необходимо самоуправление, с другой стороны необходима централизация, властная вертикаль.

Вся первая половина второго тысячелетия в Европе – это борьба между духовной и государственной властью. Католическая церковь настаивала на том, что епископы не могут избираться местными собраниями и, тем более, назначаться императорами, королями и герцогами, а только самим Римским папой. Сами же императоры и короли могут избираться, могут наследовать власть, но власть их будет священна и авторитетна лишь после коронации церковью. Вместе с этим порядком в Европе осуществляется более широкий процесс: перехода от народного, по существу общинного, племенного права, основанного на обычае, здравом смысле и власти силы, к правовым системам (феодальное право, поместное, торговое, городское, королевское)  на основе силы законов. В создании правовых государств Европы католическая церковь внесла огромный вклад.

Римские папы получили руководство всем западноевропейским христианским миром, Римско-Католическая Церковь превратилась в своеобразную теократическую империю. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Возникла церковная бюрократия, а бюрократия в централизованной монополистической системе всегда сопровождается злоупотреблениями, коррупцией, интригами, падением нравов. Происходило это на фоне борьбы с еретиками в ужасающих формах, таких как сожжение на кострах.

Недовольство копилось, оно зрело уже не только в политической сфере, но и в духовной. Кто является носителем веры – Церковь как организация или человек, исповедующий Святое Писание – этот вопрос стал главным в надвигавшейся внутрицерковной революции, получившей название Реформации.

31 октября 1517 г. немецкий монах Мартин Лютер прибил к дверям храма в г. Виттенберге лист бумаги, содержащий 95 тезисов, призывая тем самым, в соответствии с традицией местного университета, к их публичному обсуждению. Более всего тезисы касались индульгенций – воспитательной меры, связанной с покаянием.

Согласно учению Церкви, Господь прощает человеку грехи после его покаяния. Для свидетельства покаяния  существует таинство исповеди.  Кающийся называет вслух свои грехи и молитвенно просит у Господа прощения в присутствии одного священника, при этом свято соблюдается тайна исповеди. После исповеди  священник произносит разрешительную (совершительную) молитву об отпущении грехов, раскаявшийся допускается к причастию. Однако к тому же священник может наложить на него епитимью. Епитимья означает добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т.п.). В католической церкви существует акт освобождения от епитимии как от временного наказания в виде индульгенции. Во времена, предшествовавшие Реформации, в некоторых епархиях возникла и распространилась возможность применения денежного эквивалента епитимьи, своеобразный штраф за грехи.

Лютер, подтверждая допустимость и даже целесообразность индульгенций как одного из установившихся в Церкви методов духовного воспитания, категорически восстал против превращения их в способ обогащения церковной казны за счет духовного развращения прихожан, для которых сердечное покаяние заменялось при этом оплатой индульгенции.

День совершения Лютером этой акции стал считаться началом открытого реформационного движения в Церкви, которое зрело уже с XII и XIII столетий (движения катаров, вальденсов, альбигойцев и др., деятельность Джона Уиклифа, Яна Гуса, Джироламо Савонаролы).

Встретив непонимание и сопротивление со стороны клира, Лютер стал осознавать свое несогласие с церковной организацией и по более существенным вопросам. Преданность Богу являлась стержнем его мышления и деятельности. Он стал отделять свою любовь к Богу от верности Церкви. Он увидел отступления от евангельских принципов в молитвенном обращении к святым, в почитании внешних объектов: статуй, икон, мощей или других реликвий, мешающих цельности и непосредственности религиозных переживаний. Он призывал к очищению Церкви от накопившихся болезненных явлений, от  обрядоверия, от  суеверий, в сознании многих приобретающих даже догматическое значение, от мертвого и умерщвляющего традиционализма, от многочисленных наслоений в богословии, от всего, что мешает верующей, христианской душе общаться со своим Спасителем Богом в Его Святой Церкви. Отсюда характерная черта протестантизма: антииерархическая настроенность, обостренный антипапизм.

Идеи Лютера получили широкое распространение не только в Германии, но и в других странах.

Проникая в широкие массы, протестное движение неизбежно огрублялось, превращалось в  нападение на католицизм, к нему добавлялась национальная и политическая борьба. Лютер резко выступает против жестокостей, грабежа и насилия, неизбежно сопутствовавших войне, развязанной на почве классовых и сословных интересов, но это уже мало кого останавливало. Почти полтора века  в Европе бушевали революции, крестьянские восстания, войны под религиозными знаменами.

В итоге Реформации возник протестантизм - новое направление христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей. Первоначальными формами протестантизма были  лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, англиканство.  В дальнейшем возникает ряд иных течений — баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души. Он признает христианский Символ веры. Из семи таинств признаются, как правило, два: крещение и причастие.

Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Более поздние установления (Священное предание) либо не признаются, либо приняты с оговорками – насколько они соответствуют Писанию. Отсюда идут отказы от многих обычаев и атрибутов.

Протестантизм ориентирует христианское сознание на  поиск живого Бога, на личное богопознание  как путь к спасению. Отсюда идет высокая личная ответственность, характерная для многих протестантов.

Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упрощается церковная иерархия. На практике священники и пасторы, как правило, проходят специальную подготовку и являются профессионалами.

Протестантские церкви и общины имеют тенденцию в свою очередь разделяться, дробиться. Порою это ведет к возникновению сект, потерявших «критическую массу» христианского вероучения и право называться христианскими, например, Свидетели Иеговы. Борьба с такими сектами путем разоблачения их нехристианской сущности (но не для государственных запретов) должна вестись, но только богословски образованными людьми, в противном случае страшным словами «секта» и «ересь» могут назвать и вполне добропорядочных  христиан иных христианских конфессий.

 

Римско-Католическая Церковь в результате Реформации и дальнейшего существования не разрушилась, однако подверглась существенным изменениям. Прежде всего, она пересмотрела свое отношение к власти вообще. Она отказалась от всякой административной власти над людьми, принадлежащими Церкви, оставив за собой лишь власть духовную. В той же степени она отделила себя и от государства. Она стала терпимее, более расположенной к диалогу. Она выработала социальную доктрину, внесла большой вклад в дело мира. Громадный авторитет Папы Римского во всем мире несомненен.

Проблема единства и разделения Церкви, о которой мы так много говорим, за две тысячи лет  не исчезла, лишь многократно меняла формы. Каждый прошедший век позволяет взглянуть на нее другими глазами. В ХХ веке произошли новые разделения, количество деноминаций увеличилось. Но одновременно произошло и распространение в мире христианских ценностей и норм нравственности. При этом стремление христиан к единству не ослабевает. Об этом говорит, в частности, появление экуменического движения.

Экуменизм (от греческого слова ойкумена - обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского единства, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий.

Преобладающая роль в создании движения принадлежит протестантским организациям, хотя впервые, в январе 1920 года, эту идею высказал местоблюститель патриаршего престола Константинополя митрополит Дорофей, предложивший основать «Общество Церквей» и, в качестве первого шага для сближения, принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников». С 1948 года существует организация Всемирный Совет Церквей. ВСЦ объединяет более 347 православных, протестантских, англиканских и других церквей в более чем 110 странах, в которых проживает в общей сложности 560 млн христиан.

Русская Православная Церковь входит в  ВСЦ с 1961 года, в те годы РПЦ и ее представители во ВСЦ (прежде всего митрополит Ленинградский Никодим) прекрасно понимали, что их международная деятельность дает прекрасные возможности отстаивать интересы Церкви в СССР, где особенно в 60-е годы идеологическое давление коммунистического государства было чрезвычайно велико. По сути, тогда решалась судьба самой РПЦ и других религиозных организаций, стоявших перед лицом атеистического наступления. В настоящее время деятельность Московского патриархата в ВСЦ сведена к минимуму из-за внутренних противоречий: в православной среде существуют резко враждебные экуменизму взгляды, по которым  православным негоже общаться с еретиками. Однако есть и те, кто считает, что за протестантами тоже стоит истина, хотя и неполная.

Римско-Католическая Церковь, напротив, не будучи членом ВСЦ, тесно сотрудничает с Советом и направляет своих представителей на все крупные конференции ВСЦ, а также на заседания Центрального комитета и Генеральной ассамблеи, участвует в подготовке материалов для местных общин и приходов, используемых во время ежегодной недели Молитвы о христианском единстве.

Католический экуменизм не предполагает упразднения межконфессиональных различий путем приведения догматов всех церквей к единому компромиссному варианту — общему для всех христианскому учению. Такая трактовка экуменизма с точки зрения католичества неприемлема, так как католический экуменизм исходит из утверждения о том, что «вся полнота истины пребывает в Католической Церкви». Следовательно, что-то менять в своей догматике КЦ не может. С другой стороны — она признает, что «вне ее ограды (то есть в Церквах и церковных общинах, не состоящих в совершенном общении с Католической Церковью) также можно встретить множество крупиц святости и истины». Декрет об экуменизме подчеркивает особую близость к католичеству православных церквей, которые признаются истинными поместными Церквями с действительными таинствами и священством. Поэтому Католическая Церковь разрешает своей пастве прибегать к таинствам в православных церквях, если у них нет возможности сделать это в католической общине. Также и православные, при отсутствии возможности прибегнуть к таинствах в православных общинах, допускаются к ним в католических церквях.

Полную открытость в вопросах таинств проявляют протестантские церкви. Наиболее последовательно стоят на экуменических позициях лютеранская и англиканская церкви. Ряд приходов ввели систему open communion, согласно которой в таинствах может принимать участие любой крещеный христианин, признающий догмат Троицы. Англикане на своих службах молятся не только за лидеров англиканской Церкви, но и за папу Римского, православных патриархов и других христианских лидеров.

В настоящее время ВСЦ не ставит своей целью построение "сверх-Церкви" или стандартизацию стилей богослужения; скорее речь идет о более глубоком общении христианских Церквей и общин с тем, чтобы они могли увидеть друг в друге истинное воплощение "единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви".

 

<<<НАЗАД    ВПЕРЕД>>>

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\

Оглавление