Из книги

Георгий Трубников

Духовно-нравственная культура

+

обществознание

Конспект интегрированного курса

 

Ч. III. Введение в политологию

 

11. Политическая власть

 

Политология

Вся последующая часть данного курса посвящена основам политологии, т.е. науке о политике. В нашей стране эта наука была исключена из рассмотрения, она формируется лишь сейчас.

Политология изначально развивалась в недрах философии. Термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель, который понимал под политикой цивилизованную форму общности, которая служит достижению общего блага и счастливой жизни, как социальную этику.

Христианская политическая доктрина была создана Аврелием Августином (Блаженым Августином) (354-430) и развита Фомой Аквинским (1225-1274), которые говорили о необходимости подчинения государственной власти власти духовной. Всякая власть от Бога, но это не означает, что всякая власть хороша.

В дальнейшем понимание политики менялось, в частности, кроме интеграционного подхода, свойственного древним грекам и христианам, возник конфликтный подход, в рамках которого политику понимали как сферу господства и подавления одних социальных групп другими. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527) рассматривал политику как деятельность в борьбе за власть, которая позволяет ее владельцу получать выгоды, привилегии и управлять обществом. Макиавелли отделил политику от морали, культуры, экономики и т.д. Он рассматривал ее как реальность, рассматривал политические технологии, различал общество и государство. Именно поэтому многие считают его основателем политологии. Однако правильнее называть эту часть политологии политической психологией и понимать, что изучать сочинения  Макиавелли и его последователей небезопасно для людей с неразвитой нравственностью. Существует соблазн применить полученные знания о способах манипулирования людьми на практике и стать не политиком, а политиканом.

Идею договорного характера государства развили англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французы Жан Жак Руссо (1712-1778) и Шарль Монтескье (1689-1755). Последний окончательно сформулировал принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В XIX веке на политологию оказала влияние возникшая к тому времени социология, и здесь следует отметить англичанина Герберта Спенсера (1820-1903), который уподобил человеческое общество биологическому организму, где все взаимосвязано.

Макс Вебер (1864-1920), о котором мы уже говорили, был социологом, историком, экономистом и юристом. Но главный свой вклад он внес в политологию. Он впервые детально исследовал цепочку экономика – политика – ментальность – религия. В середине века имя Вебера стало культовым в Европе и Америке.  У нас же обращение к Веберу и его идеям лишь предстоит. Хотя бы потому, что Вебер написал несколько работ о России, для чего специально овладел русским языком. Вебер увидел в России специфическую черту – «общинный дух» ее крестьянства, противостоящий духу капитализма. По существу, Вебер увидел в этом неизбежный конфликт катастрофических размеров, что оказалось предвидением.

 

Сущность политической власти.

М. Вебер дал следующее определение власти: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений  собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая  возможность основана». Т.е. власть – это волевые отношения. Политическая власть включает в себя все властные отношения, складывающиеся между государством, партиями, движениями, группами давления и т.д. Посредством этих институтов выражается господствующая воля какого-то класса, слоя или большинства общества.

Ядром политической власти является государственная власть. Она отличается возможностью законного использования силы в решении актуальных проблем. Для этого она использует законодательные, исполнительные, судебные, правоохранительные органы, обладает многообразными ресурсами.

Ресурсы власти

Ресурсы в общем случае - это средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Это то, что ты имеешь, но вынужден тратить, можешь или не можешь возобновить в течение своего пути к поставленной цели, то, что ты должен рассчитать, пускаясь в путь.

Главные ресурсы власти - влияние, авторитет, закон, прямое насилие, богатство, сила, традиция, организация, информация. Власть может использовать в качестве ресурсов мотивы человеческого поведения: страх, любовь, страсти и пороки, убеждение, выгоду, интерес.

От того, какие главные ресурсы использует  власть, можно судить об ее характере, ее нравственности. Во время Второй мировой войны и многие годы после нее советская пропаганда упрекала англичан за то, что они слишком долго тянули с открытием второго фронта в Европе, вместо этого ведя войну в Северной Африке. В действительности Черчилль просто очень хорошо понимал, что главным ресурсом в современной войне является нефть. Без нефти самые лучшие танки, корабли и самолеты превращаются в ненужные груды металла. Северная Африка и Ближний Восток были основным источником нефти. Это понимал и Гитлер, поэтому война в этом регионе и носила такой длительный и ожесточенный характер. Для Сталина же главным и неистощимым ресурсом были  люди, солдаты, которых он никогда не жалел. «Ничего, бабы новых нарожают» - говорил один из его генералов.

Успешной высадке в Нормандии летом 1944 года предшествовало накопление союзниками колоссальных военно-технических ресурсов. В итоге неизбежные людские потери были несравненно меньше, чем обычные при таких наступательных операциях.

 

Суверенитет власти означает верховенство и независимость. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства, например, автономией.

Государство для признания суверенным должно обладать следующими признаками:

- наличие определенной территории,

- проживающее на этой территории более или менее постоянное население,

- наличие эффективно действующего правительства,

- суверенитет должен быть подтвержден другими государствами.

В последнее время все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом  глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами. Это ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию того, что например, защита прав человека выходит за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежит международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»).

В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость».

Легитимность власти – сложное и не вполне однозначное понятие. Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Но в обществе всегда есть граждане, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, но власть может потерять легитимность в глазах управляемых, если, скажем, сама  нарушает действующие законы. В СССР власть на протяжении десятилетий, казалось бы, поддерживалась абсолютным большинством: за нее всегда голосовало 99% граждан. Но со временем всё больше находилось людей, понимавших лживость, формальность избирательных законов, нелегитимность власти. И стоило в 1988-90 гг. ввести небольшие изменения в эти законы, как власть потерпела сокрушительное поражение.

Политические элиты.

Даже при самой развитой демократии широкие слои населения не могут осуществлять властные функции. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты.

В сельском хозяйстве элитными называют лучшие отборные семена, растения или животных, которые были выведены в результате селекции для дальнейшего размножения или разведения. В основе лежит природный наследственный принцип: сильный дает сильное потомство. Селекционер, заменяя собою естественный отбор, сам отбирает для воспроизводства лучшие семена.

В человеческом обществе изначально действовал чисто природный, силовой принцип отбора властной элиты и переход власти по наследству, однако со временем стало понятно хотя бы то, что ум важнее силы.

Существование элит в любом сообществе доказывается исторической и повседневной практикой, однако существует два основных понимания сущности элит, притом ни одно из них не является общепринятым. 1) Элита как группа, занимающая властные позиции в руководстве. Это элита по факту, номенклатурная элита.  2) Элита как наиболее ценная и продуктивная часть общества.  Целью развитого общества является создание элиты, объединяющей эти признаки.

Существует две возможных системы отбора элиты. Антрепренерская (предпринимательская, свободная) – когда личные качества претендентов на властные позиции широко обсуждаются, когда кандидат демонстрирует свое умение нравиться людям. Самым наглядным воплощением этой системы являются всеобщие выборы на любом уровне. В системе гильдий отбор в элиту осуществляет сама элита. Здесь  предполагаются рекомендации членов элиты, определенные обязательства по выполнению устава – писанного или неписанного,  медленное продвижение кандидата по ступеням власти. Примеры системы гильдий – вступление в элитный клуб, в политическую партию, назначение на административную должность.

Достоинства и недостатки систем проистекают из главного принципа – кому должен понравиться претендент. Понравиться «всем» во время свободных выборов - это целое искусство, здесь уже заранее содержится обман. Элита вынуждена принять в свои ряды чаще всего не того, кого бы ей хотелось, при этом непредсказуемо меняется качество самой элиты.  Система гильдий стабилизирует элиту, способствует ее целям, укрепляет ее идеологию. Но она может привести к застою, к вырождению из-за недостаточной внутренней конкуренции.

Само слово «элита» громко и нейтрально произносится только  политологами. Те, кто не попадает в элиту, говорят о ней в лучшем случае с иронией, а чаще всего – с нескрываемой ненавистью. И здесь проявляется тот людской порок, о котором мы уже говорили – зависть. Лишь преодолев в своем большинстве этот порок, общество научится уважать и даже любить свою элиту.

Политическое лидерство

Лидер в переводе с английского – ведущий, указывающий путь. Характерно, что мы пользуемся для обозначения этого понятия иностранным словом. По-видимому это связано с тем, что во всей новой истории Россия являлась абсолютной монархией, а в новейшей – тоталитарным государством, где вопрос о лидерстве не ставился: у нас всегда были руководители, начальники, назначавшиеся сверху. Они всегда обладали главным качеством: послушанием, остальные лидерские качества имели второстепенное значение. Лишь в конце семидесятых годов робко появилось словечко «неформальный лидер».

Этому предшествовала статья И.Кона в журнале «Новый мир» с необычным для того времени подзаголовком «опыт социальной психологии». Для того, чтобы изучить проблему неформального лидерства, ученые должны были найти среду, сообщество, свободное от всепроникающего начальствования. И такое сообщество они нашли в лице уголовной среды. Кто становится лидером (в данном случае и слова русские есть: главарь, атаман) банды, шайки? Предварительно напрашивались несколько возможных ответов: самый сильный, самый умный, самый смелый, самый жестокий. Но исследования показали, что все эти версии были неверны. Руководителем шайки всегда оказывался некто усредненный, некто, объединявший в себе типичные для шайки черты характера. Каждый из членов данной преступной группы был в чем-то похож на главаря, ощущал с ним некую родственность. Самый же сильный  становился телохранителем, самый умный играл роль начальника штаба, и т.д. Автор упомянутой статьи рассмотрел с этой точки зрения окружение Гитлера и увидел там ту же картину. Остальное (кто есть кто в политбюро ЦК КПСС) должен был домыслить сам читатель. Таковы были первые шаги российской политологии.

Никколо Макиавелли строил свою теорию лидерства на взаимоотношениях правителя и подданных. Из этого он выводил характер, которым должен обладать лидер. Мудрый лидер должен соединять в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Если правитель является прирожденным львом, то он должен приобрести качества лисицы, если же он по природе лисица, то ему следует притвориться львом. В целом теория Макиавелли содержит четыре основных положения: 1) власть лидера кореннится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Здесь еще раз следует напомнить, что Макиавелли рассматривал проблемы лидерства и вообще власти вне морали.

Цельной теории политического лидерства до сих пор не существует, политология в этом вопросе остается эмпирической наукой, занимаясь в основном попытками систематизировать накапливающиеся наблюдения за фактически появляющимися в истории лидерами. Причина здесь состоит в том, что непрерывно меняются сами сообщества, в зависимости от этого им требуются каждый раз новые типы лидеров.

М. Вебер различал три типа лидерства.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, верований, на силу привычки. Право на власть лидер приобретает по происхождению или по преемственности. В традиционных, замкнутых обществах люди просто не любят задумываться о том, хороша ли власть и не ставят вопрос о ее замене.

Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные качества личности. Харизма – это способность воздействовать на массы без помощи инструментов власти. Особенность власти харизматического лидера состоит в том, что она лишена каких либо материальных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, это духовная власть.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основана правовых нормах, признанных обществом. Человечество движется именно к такому типу лидерства, но нельзя забывать, что первые два типа также могут иметь место в различных общностях. В России они пока преобладают.

В заключение темы лидерства нельзя не определить понятие популизма. Популизм (от латинского populus — народ) — политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к малокультурной части общества, к толпе.

В основе популизма лежит стремление лидера завоевать доверие и поддержку большинства, понравиться публике. При этом реальные цели (борьба за власть, обогащение и т.п.), как правило, прикрываются социально-привлекательными идеями.

Популисты строят свою риторику на акцентировании экономических и социальных интересов обычных людей. Популисты провозглашают, что социальные проблемы имеют простые решения. В качестве решений предлагается борьба с властью политических группировок или корпораций, борьба с коррупционерами и бюрократами, привлечение к управлению представителей «простого народа», «справедливое» распределение собственности.

Сторонники популизма объявляют себя истинными демократами, их противники называют популистов демагогами.

 

<<<НАЗАД    ВПЕРЕД>>>

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\

Оглавление