Из книги

Георгий Трубников

Духовно-нравственная культура

+

обществознание

Конспект интегрированного курса

13. Гражданское общество.

 

Жизнь и деятельность людей в повседневности связана с удовлетворением не общезначимых потребностей, реализуемых в политике, а удовлетворением самых разнообразных частных потребностей и интересов. Человек в первую очередь стремится к автономии и независимости от коллективной жизни. Для осуществления частных интересов люди сами, по своему выбору создают негосударственные, неполитические институты: семью, церковь, производственные и торговые предприятия, профессиональные и спортивные союзы, клубы по интересам, средства массовой информации, учреждения культуры, ассоциации и союзы. Эти институты и составляют сферу гражданского общества.

Государство и гражданское общество взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношении друг с другом. Напротив, государство представляет собой пространство тотальной регламентации взаимоотношений политических субъектов.

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному сословно-кастовому обществу. В таком обществе государство практически совпадало с имущими классами и было обособлено от основной массы населения.

Но именно в те времена в недрах сословно-классового общества начали складываться островки будущего гражданского общества: естественные, не учреждаемые государством добровольные объединения людей. И в этом процессе, возможно, равную роль играли духовные и материальные интересы. Первохристианские общины распространялись казалось бы медленно, но неуклонно. За три века они распространились на всю Римскую империю. Для этого периода главным делом христиан была борьба за свободу веры. Христианские общины создавали вокруг себя монастыри, школы, производственные структуры. В средние века стали образовываться объединения ремесленников, торговцев – цеха, гильдии – уже по экономическим интересам. Здесь с самого начала действовал принцип защиты собственности. Институт собственности с самого начала стал экономической предпосылкой свободы индивида. Духовная и материальная свобода, которой добивались веками люди, реализовалась юридически с принятием биллей о правах в Англии, США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. С этих вех отсчитывается функционирование гражданского общества.

Показателем развитости гражданского общества служит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Потребности человека в пище, одежде, жилье и т.д. удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных отношений. На этом уровне действуют такие общественные институты как частные предприятия, акционерные общества, союзы потребителей, профессиональные союзы.

Второй уровень – это все, повседневно окружает человека, его разнообразные интересы, социокультурные отношения. Эти потребности удовлетворяются прежде всего такими общественными институтами как семья и Церковь, и далее – СМИ, учреждения культуры и образования, творческие союзы, ассоциации по интересам, и т.д.

К третьему уровню относят политико-культурные отношения, в которых формируется отношение человека к власти. Политические интересы реализуется через такие институты как местное самоуправление, политические партии, избирательные объединения, лоббистские группы и т.д.

В стране, не без оснований претендующей на звание самой демократической страны в мире, США существует всеохватывающая система институтов гражданского общества. В добровольных организациях и объединениях состоит 70% населения США, а 50% состоит в двух или более организациях. В 200 потребительских организациях состоят более 70 млн граждан. Это сеть групп и объединений функционирует ежедневно, ее цель – создание условий для самореализации индивидов и групп в их повседневных потребностях.

Что же касается России, то у нас наблюдается прямо противоположная картина. В годы тоталитаризма институты гражданского общества у нас отсутствовали. Точнее, номинально существовали и профсоюзы и потребкооперации и общественные организации, и многое другое, но все эти организации фактически создавались и полностью контролировались партийно-государственной системой. За первые годы после падения тоталитаризма такие институты, действительно свободные от государства, появились, но большинство из них  либо несут в себе прежние черты государственной казенщины (профсоюзы, учреждения культуры, творческие союзы, многие СМИ), либо испытывают глухую неприязнь со стороны общества (частные предприятия, негосударственные школы и ВУЗы, политические партии). Местное самоуправление вовсе не осознается обществом как необходимая ступень управления, призванная заниматься насущными и повседневными нуждами жителей. Катастрофически мало ассоциаций потребителей, общественных организаций, негосударственных школ. Политические партии лишены постоянной массовой поддержки.

Особо следует сказать о Церкви. РПЦ даже и не пытается настроить своих прихожан на работу в институтах гражданского общества, воспитывать граждан не на словах а на деле. У нее отсутствует позиция по отношению к перспективам развития демократии, той демократии, которая принесла Церкви освобождение от гнета атеистического тоталитаризма.

Смело можно сказать, что именно неразвитость системы институтов гражданского общества является основной причиной медленного и противоречивого процесса становления демократического режима в России. В традиционной оглядке на государство мы ждем именно от него указаний на то, как следует формировать гражданское общество, не сознавая, что оно может сформироваться только по инициативе самих индивидов и вполне добровольно. Сегодняшнее государство не препятствует созданию этих институтов, и этого достаточно, остальное зависит от самих людей. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕ СТРОИТСЯ, ОНО ВЫРАЩИВАЕТСЯ, ОНО СТОИТ НЕ НА ФУНДАМЕНТЕ, А НА КОРНЯХ.

Итак, демократический режим складывается из взаимодействия правового государства и гражданского общества. Режим этого взаимодействия, подчинение как государства, так и гражданского общества общим правовым нормам называется конституционализмом. Это понятие отличается от всем понятого слова конституция. Речь не идет только о тексте основного закона и об институтах, которые существуют на его основе. Речь идет о конституционном движении, представленном социальными элементами, которые выступают за ограничение абсолютной монархической или диктаторской власти. Государство создается людьми для своей защиты – от кого? Разумеется, от внешних агрессоров и от преступников. Но, оказывается, нужно побеспокоиться еще о защите собственных прав от самого государства.  Конституция существует на бумаге, а конституционализм – в жизни. Конституция может оказаться бумажкой, если в стране нет конституционализма.

Конституционализм – это созревшая в обществе идея правового государства. Всякая значимая идея имеет под собой религиозные и философские корни, которые уходят глубоко в почву национальной культуры. Конституционализм вырос на богатейшей духовной почве европейского христианства и связан с последним тысячами явных и неявных нитей. Права граждан и защитные барьеры от посягательств на них государства в Европе завоевывались веками, монархи и диктаторы делились властью нехотя и постепенно. Такую модель конституционализма называют евроконтинентальной. Есть еще американская модель, поскольку переселенцы и их потомки создавали свое государство будучи свободными людьми, уже имея гражданское общество и привезенную из Европы идею конституционализма.

Идея в новой для нее среде проходит непростой путь: сначала увлекает, затем отторгается, чтобы после воскреснуть, но уже как часть новой духовной ауры. Именно такой путь сегодня проделывает в России конституционная идея. Принятая с энтузиазмом в начале 90-х, она оказалась постепенно отодвинутой в массовом сознании на второй план и сегодня переживает сложный период «врастания» в новую для нее культурную почву. Поэтому главной заботой для социально активного человека должна быть забота о почве, т.е. о широко понимаемом просвещении, о культуре.

Повторяем: гражданское общество не строится, а выращивается. Ведь это очень разные занятия – строительство и земледелие. Здание – дело исключительно его творца – от первого архитектурного эскиза до последнего гвоздя. Сад, огород, поле – это все природа, человек здесь может только что-то подправить. Здание стоит на фундаменте, растение на корнях. Строительство можно закончить к любому назначенному сроку, срок сбора урожая никакими постановлениями не приблизишь. Строитель сделает так, как ему скажет владелец здания, земледельцу указывать бессмысленно: он лучше всех знает, что и как растет в его саду. Строительство можно приостановить на любой срок, земледелие требует непрерывного, ежедневного труда. Построить приличный дом одному невозможно, садовник в принципе может много сделать и без помощников.

Нужно помимо профессиональной, оплачиваемой работы стараться делать что-то общественно значимое,  осуществлять разного рода гражданские инициативы, не дожидаясь указаний и поддержки от государства, чаще вопреки установкам государства. Пахать, сеять, выращивать. Создавать институты гражданского общества. Задавать себе вопрос: «Если не я, то кто же?»

<<<НАЗАД    ВПЕРЕД>>>

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\

Оглавление