1. Вступление

 

Что мы понимаем под духовно-нравственной культурой.

Предмет, к которому мы с вами  приступаем, - это попытка объединить в школьном курсе привычный курс «Обществознание» и совсем новую для российской школы дисциплину «Духовно-нравственная культура». Разберемся для начала, почему этот предмет так называется.

Нравственность, мораль, этика – это очень близкие понятия, к которым мы прибегаем, когда говорим   о взглядах и чувствах, жизненных ориентациях и принципах, целях и мотивах поступков и отношений. При этом мы проводим границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению человека, наряду с законом, нравственность  есть внутренняя установка человека действовать согласно своей совести.

Закон запрещает человеку совершать некоторые перечисленные поступки и утверждает кару за эти поступки. Мораль указывает человеку на то, что в законе невозможно перечислить по пунктам все неблаговидные поступки, что есть поведение, за которое тебя окружающие хотя и не накажут физически, но осудят. Кроме того, мораль называет такие поступки и такое поведение, за которые окружающие будут тебя особенно хвалить и уважать. Нравственность побуждает человека выработать для себя правила поведения, определить свое отношение к законам и морали.

Наука о морали и нравственности называется этикой. Можно было бы так и назвать наш предмет. Но в нынешнем названии есть еще слово «духовность», и это важно, именно оно делает наш предмет новым.

Вот какой разговор можно было услышать еще в 70-е годы прошлого века:

-          Духовности нашему обществу не хватает, духовности!

-          А что Вы под духовностью понимаете?

-          Ну, это когда человек чем-то интересуется, читает, познает...

-          Так духовность – это культура?

-          Не обязательно и не только. Бывает – человек вроде и не очень культурен, но совесть у него есть.

-          Так Вы говорите о нравственности?

-          Опять же не только. Духовность – это и культура, и нравственность и постоянный поиск чего-то более высокого.

-          Голубчик, так Вы о Боге говорите.

-          Опять Вы со своим Богом!

 

Толковые словари трактуют «духовное» как связанное с религией. Духовное лицо, Духовная академия, духовник, духовное образование – все эти слова русского языка, происходят от третьей ипостаси Бога – Святого Духа (мы еще поговорим об этом). О духовности и бездуховности говорили даже заведомые атеисты, не отдавая себе отчета, что, взывая к духовности, они по существу тоскуют именно о религиозном начале в человеке.

Попытки найти или искусственно создать внерелигиозную основу нравственности не прекращались в течение  двух тысяч лет, и все они кончались неудачами. Один из последних примеров - принятие  на XXII съезде КПСС "Морального кодекса строителя коммунизма".

Мы будем говорить о духовной сфере вполне сознательно как о сфере, где доминирует религия. Более того, мы будем излагать ХРИСТИАНСКОЕ НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ. «Почему же именно христианское?» – спросит блюститель политкорректности.

Оглянемся вокруг. Возьмем карту мира. Назовем страны, добившиеся лучших результатов в том, чтобы человеку жилось лучше как в материальном, так и в духовном смысле. Страны, давшие миру ученых, чьи открытия предопределили развитие цивилизации. Страны высокой культуры, охватывающей  большинство населения. Страны, в которых человек свободен и защищен….

Конечно же, это страны европейского и американского континентов. Христианские по своему происхождению страны. Жизнь стран Европы и Америки пропитана христианским духом, христианской моралью, хотя религиозность европейцев и американцев не бросается в глаза. Внецерковность западного мира имеет в значительной степени внешний характер, она имеет предысторию и христианский фундамент.

Далее, все согласятся, что нужно стремиться к общепринятым нормам морали, общечеловеческим ценностям. Но то, что мы назовем общечеловеческими ценностями, если будем их перечислять – это и есть на самом деле христианские ценности.

Две тысячи лет назад распяли на кресте Человека. Спустя некоторое время убили одиннадцать из двенадцати его учеников. Через триста лет идеи, высказанные Иисусом Христом, охватили всю Римскую империю. Сегодня христианство владеет умами миллиардов людей. Христианская мораль – не навсегда записанный закон, а путь к совершенству для каждого человека.

Наконец, мы будем говорить в первую очередь именно о христианстве потому, что мы живем в стране, говорящей на русском языке, где каждому доступна русская культура, имеющая христианское происхождение.

 

 Что мы понимаем под обществознанием.

Обществознание – это попытка объединить целый ряд наук о человеке и обществе. Сюда могут быть отнесены:

Антропология – наука, изучающая человека прежде всего как биологический вид. Основной целью антропологии является ответ на вопрос о происхождении человека. Однако существует и более расширенное понятие философской антропологии как науке о человеке вообще.

Генетика – наука о наследственности.

Психология – наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности, другими словами – рассуждения о душе человека.

История – наука об этапах и особенностях развития человеческого общества во времени.

Социология – наука об обществе как целостной системе. В более узком и чаще употребляемом в быту смысле – наука, занимающаяся статистическим описанием общества, анализом статистики, выделением различных групп в обществе.

Экономика – наука, изучающая закономерности хозяйственной жизни общества, обобщающая практику хозяйственных отношений между людьми, группами людей и государствами.

Культурология – наука, изучающая культуру, т.е. все то, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличный от природы – мир явлений.

Политология – наука о политике, т.е. той области человеческой деятельности, которая обеспечивает целостность общества, согласовывает различные группы интересов, регулирует социальные взаимодействия.

Религиоведение – наука, изучающая религию в контексте культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности. Этот термин часто вызывает отторжение, прежде всего, верующих людей, для которых существует только одна наука о религии – теология, или богословие.

Наконец, философия – наука наук.

Этот перечень неполон по двум причинам. Во-первых, в него, как в школьную дисциплину некоторые педагоги добавляют, например, регионоведение, социальную психологию и другие науки. Во-вторых, каждая из перечисленных наук включает, в свою очередь, более узкие, но самостоятельные науки. Например, искусствоведение, литературоведение, музыковедение, которые существуют независимо от культурологии.

Следует сказать, что все общественные (гуманитарные) науки у нас в России сейчас только становятся на ноги после того, как они в течение 70 лет в СССР подвергались беспощадному насилию со стороны тоталитарного режима.  Посудите сами:

Философия признавалась только материалистическая. В истории философии одни крупнейшие ее представители изображались инфантильными недоучками, а о других вообще не упоминалось

Антропология обязана была непременно доказать, что человек произошел непосредственно от обезьяны.

Генетика была объявлена «продажной девкой империализма». Гениальный русский ученый Н.И. Вавилов погиб в лагере. Отечественная биология отстала от мировой на десятки лет.

В психологии предписывалось клеймить самого крупного ее представителя Зигмунда Фрейда.

История безбожно фальсифицировалась.

Социология была лишена своих главных инструментов, культурология и политология вообще отсутствовали как самостоятельные дисциплины, даже эти слова не употреблялись.

Над религией дозволялось только издеваться.

Тем не менее, гуманитарные науки в СССР существовали, во множестве издавались книги и учебники, их писали доктора наук и академики. Кто были эти люди, как они могли существовать в условиях такой несвободы? Среди тех ученых, которые профессионально занимались общественными науками, наверное, можно выделить несколько групп.

Первые заблуждались добросовестно, искренно. Они просто не замечали противоречий, не видели лжи.  Следовательно, они не были учеными в полном смысле этого слова, т.е. не имели природных данных заниматься наукой.

Вторые прекрасно все видели, но сознательно ставили себя в услужение режиму, имея перед собой личные корыстные цели. Именно они достигали почетных званий и больших зарплат, именно их власть использовала в травле истинных ученых.

Третьи углублялись в узкие области, не имеющие практического значения.

Четвертая группа находила способы для хотя бы какого-то противостояния, храня истинные знания, публикуя кусочки правды, обманывая цензуру, намекая студентам на возможность иного взгляда.

Многие вступали в открытый бой и погибали.

За что тоталитарный режим так ненавидел истинные общественные науки? Понятно: режим, построенный на лжи, более всего боялся правды, а наука всегда стремится к истине – в этом и есть ее предназначение. Конечно,  было просто запретить все общественные науки, тоталитарный режим был в состоянии это сделать. Но режиму необходимо было некое моральное оправдание, ему нужно было продемонстрировать научную обоснованность своего существования. Но по-настоящему катастрофические последствия вызвало вмешательство режима в духовную сферу. Были закрыты и разорены почти все храмы, сотни тысяч священнослужителей и миллионы верующих убиты и замучены в лагерях. Даже родители, учившие детей молиться, могли подвергнуться аресту за «контрреволюционную агитацию» по статье 58-10 УК. Массированная антирелигиозная пропаганда на протяжении десятков лет довершила дело: Россия превратилась в безбожную страну.

 

О чем эта книга

Эта книга претендует со временем стать учебником. Учебник должен рассказать молодому человеку об обществе. Общество многолико, оно сложно устроено. О нем можно говорить как о живом организме, а можно как о здании. И то и другое будет верно, и то и другое требует изучения. Общества бывают разными – по происхождению, по зрелости, по количеству в них добра и зла, по культуре. Изучать общество нас побуждает не праздный интерес: общество действует на нас очень активно, оно предъявляет к нам требования, оно угрожает нам или наоборот, завлекает благами. Чем лучше знаешь общество, тем легче тебе установить с ним отношения. Да и общество «требует, чтоб его ведали, изучали вдоль-поперёк», как пелось в шутливой песне шестидесятых годов.

И это книга о человеке. О его противоречивой душе, о ее нравственном  наполнении, об источниках, из которых он может черпать духовные силы. О том внутреннем компасе, с которым человек сверяет свой путь.

Мы постараемся научить одновременно изучать общество и бытие человеческой души, исходя из предположения о существовании Бога. При этом мы не скрываем, что существование Бога для авторов книги не предположение, которое можно отбросить, а глубокое убеждение, без которого всё теряет свой смысл.  Тот же из читателей, кто сейчас сомневается в существовании Бога, пусть сделает это предположение и, призвав всё свое воображение, погрузится в него. Договорившись хотя бы временно по этому главному вопросу, мы вместе пройдем этот путь.

 

<<<НАЗАД    ВПЕРЕД>>>

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\
Оглавление